Методы и технологии психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, может осуществляться следующими основными методами: телефон доверия, кризисная интервенция, консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, семейная психотерапия, психологический тренинг.

Консультирование

Краткосрочное психологическое консультирование эффективно в случае единичного случая насилия и относительно незначительных последствий. Основная цель работы психолога заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.

В процессе консультирования детей, пострадавших от жестокого обращения, чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребёнком, причём акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребёнке.

Задачи консультирования:

- способствовать уменьшению у ребёнка чувств стыда, вины, бессилия;

- помочь в укреплении чувства собственной значимости;

- способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;

- способствовать развитию восприятия ребёнком собственного организма, самоопределения.

Этапы консультирования

1. Определение проблемы посредством активного слушания.

Для установления контакта с ребёнком важно, как психолог его слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела – это помогает ребёнку начать говорить. Когда становится очевидно, что ребёнок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента: в чём состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребёнок в отношении этой проблемы; чего ребёнок ждёт от специалиста.

Используя приёмы активного слушания (парафраз, резюмирование), психолог дает возможность ребёнку понять, что взрослый его слышит. Процесс активного слушания проходит через всё консультирование, однако он наиболее важен в момент выяснения происхождения проблемы ребёнка. Когда в ответ на активное слушание психолог получает положительную обратную связь, можно переходить к следующему этапу.

2. Уточнение ожиданий ребёнка.

Психологу необходимо объяснить ребёнку, каким его ожиданиям он может соответствовать. Например, психолог не может сам покарать насильника. Тем не менее, нужно информировать ребёнка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать психолог, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семья отказывается от помощи, психолог может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой помощи.

3. Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Рекомендуется вместе с ребёнком на бумаге записать перечень тех поступков, которые совершал ребёнок, чтобы решить свою проблему. Подобный приём становится важным в том случае, когда специалист хочет помочь ребёнку взять на себя обязательства отказаться от тех поступков, которые оказались бесполезными или, более того, разрушающими.

4. Поиск новых путей решения проблемы.

Следующим шагом может стать сессия, на которой методом мозгового штурма психолог предлагает ребёнку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов. Если ребёнку трудно начать, это может сделать психолог, написав, например, пару идей и предложив ребёнку выбрать, что ему больше нравится. Делая выбор, ребёнок берёт на себя ответственность и, таким образом, более мотивирован на выполнение своих же желаний. По окончании мозгового штурма психолог предлагает ребёнку оценить каждую альтернативу в свете ожидаемого успеха.

5. Заключение договорённости с ребёнком о претворении одной из идей решения проблемы в действие.

Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны и особенно важно, чтобы ребёнок знал: результаты он обязательно будет обсуждать вместе с психологом. Если что-то не получается, то специалист помогает ребёнку найти другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.

6.Завершение сессии.

Обычный способ завершения сессии состоит в том, что специалист просит ребёнка подытожить, что же происходило во время их встречи: например, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили.

Клиент-центрированная терапия

Методы клиент-центрированной терапии в обязательном порядке используются при работе с детьми, перенесшими насилие, поскольку основное внимание уделяется техникам, позволяющим детям выразить свои эмоции и, следовательно, освободиться от них; для жертв насилия работа с эмоциональным состоянием необходима. Помимо этого, упор делается на построении отношений психолог-клиент, что опять-таки необходимо для эффективной работы с жертвами насилия.

В основе клиент-центрированной терапии лежат поведенческие установки психолога по отношению к клиентам: конгруэнтность (искренность); безусловное принятие; эмпатия.

Конгруэнтность означает, что психолог не принимает на себя никакой искусственной роли, он естественен и искренен. Безусловное принятие означает, что психолог воспринимает своих клиентов как людей, которые потенциально могут быть хорошими, разумными, свободными; следовательно, отношение должно быть безоценочным. Эмпатия означает, что психолог своим поведением убеждает клиентов, что они достойны того, чтобы их выслушали и поняли.

Такое отношение терапевта позволяет ребёнку принять свои отторгнутые чувства, мысли, установки, сформировать реальный положительный образ Я.

Гештальт-терапия

Основной задачей психолога, работающего в формате гештальт-терапии, является помощь ребёнку в осознании того, что с ним происходит «здесь и сейчас». Для жертв насилия это осознание особенно актуально, поэтому некоторые гештальт-техники рекомендуются для работы с детьми в возрасте 5-12 лет.

Замена вопросов на утверждения.Данная техника предполагает обучение детей более прямым и открытым выражениям своих чувств и мыслей. Например, вместо: «Вы думаете, мне следует прекратить с этими ребятами общаться?», лучше сказать: «Я думаю, мне следует прекратить с этими ребятами общаться».

«Я должен» и «Я хочу». Предлагаемая техника предполагает работу с личностной биполярностью, которая особенно ярко проявляется у детей в ситуации посттравматического стресса. Одна сторона нашей личности авторитарна, «правильна» и «знает, как лучше». Другая — защищается, извиняется, изображает плачущего малыша. Чтобы помочь детям разрешить противоречие между «Я должен» и «Я хочу», могут быть использованы два стула. Детям предлагается, попеременно сидя на каждом из стульев лицом ко второму стулу, представляющих собой стороны «Я должен» и «Я хочу», выдвигать лучшие, с их точки зрения, аргументы по каждой из позиций. Ребёнок перемещается со стула на стул до тех пор, пока не остается сидеть на каком-то из стульев, когда почувствует в этот момент максимальную интеграцию «хочу» и «должен».

Данная техника очень полезна в работе с личностными диссоциациями детей, возникшими в результате насилия. Ребёнок в конце концов определяет те жизненные сферы, где его «должен» и «хочу» приходят к согласию, что способствует интеграции полярностей.

«Пустой стул». Эта техника используется для разрешения внутренних или межличностных конфликтов. Ребёнок, сидя на одном из стульев, может изображать себя; затем, сидя на другом стуле, он проецирует, что бы другой человек сказал или сделал в ответ. Или, сидя на одном стуле, ребёнок выдвигает аргументы «за» какое-то решение; сидя на другом стуле, оспаривает эти решения. Например, если ребёнку трудно принять решение, сказать ли о произошедшем сексуальном насилии со стороны отца своей матери, можно использовать данную технику, позволяющую взглянуть на последствия возможных действий и принять решение.

Вариант техники «пустого стула»: предлагается представить себе, что на пустом стуле сидит гипотетический человек, обладающий качествами, действиями и проблемами, сходными с тем, что есть у самого ребёнка. Детям иногда легче обсуждать гипотетического ребёнка и возможности его изменений.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 245.