Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ

Психологическое обследование проводит педагог-психолог. Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

особенности контакта ребёнка; эмоциональная реакция на ситуацию обследования; реакция на одобрение; реакция на неудачи; эмоциональное состояние во время выполнения заданий; эмоциональная подвижность; особенности общения; реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

наличие и стойкость интереса к заданию; понимание инструкции; самостоятельность выполнения задания; деятельности (целенаправленность и активность); темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности; работоспособность; организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; особенности моторной функции.

Психологическая помощь детям-инвалидам и их семьям Главная роль в психологической реабилитации отводится психологу. Работая в центрах реабилитации, психолог должен обладать такими качествами, как: эматичность, терпимость, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, интуиция, богатое воображение, уверенность, аутичность поведения, гибкость, высокий уровень интеллекта.

 Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами психологу необходимо знать:

 1. Закономерности психического развития человека, возрастные особенности развития человека в разные периоды его жизни.

 2. особенности проявления индивидуальных особенностей темперамента, характера, психики человека, особенности анатомо-физиологического развития.

 3. Закономерности развития групп и коллективов, особенности взаимоотношений между людьми на разных возрастных этапах, возможные причины конфликтов, составные благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

 4. Современные методики обследования и тестирования детей и взрослых, быть в курсе современных достижений в детской социальной и других разделок психологии.

 Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.

Наиболее рациональным в работе с детьми является использование методов игровой терапии, психодрамы, арттерапии.

Следующим направлением является психокоррекция - это коррекция отельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности для возможности успешной и эффективной самореализации и социальной интеграции.

Одним из эффективных средств психологической реабилитации, Бачков считает, психологический тренинг.

Рекомендации для психологов, осуществляющих сопровождение семей с ОВЗ

Включайте педагогов школы в качестве участников сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ.

 

Включайте в качестве участников сопровождения родителей.

Опирайтесь в работе с родителями детей с ОВЗ на принцип безоценочности.

Помните про принцип осторожности с советами.

Используйте принцип активности клиента.

Используйте принцип конфиденциальности.

Налаживайте контакт с родителями, находите аргументы убеждения пройти обследование на ПМПК.

Сопровождайте родителей и детей не только на подготовительном к ПМПК этапе, но и во время обследования.

Эффективное консультирование родителей больного ребенка приводит к улучшению эмоционального состояния ребенка; к снижению уровня дистресса как у ребенка, так и у родителей; помогает быстрее привыкнуть к необходимым ограничениям; усиливает необходимую реакцию организма ребенка на лечение; увеличивает достоверность медицинской диагностики; улучшает психоэмоциональное самочувствие медицинского персонала.

Прежде чем приступить к оказанию психологической помощи больному ребенку и его семье психологу необходимо проанализировать и осмыслить 3 компонента: какое значение имеет заболевание ребенка и для ребенка, и для родителей (как они оценивают связанный с заболеванием стресс); специфические задачи, вытекающие из особенностей заболевания и тот опыт, который должен быть в связи с этим усвоен, чтобы эффективно справляться с ситуацией; привычные для семьи стили и стратегии совладания со стрессом и кризисом.

Базовыми составляющими консультирования родителей является совместное с ними исследование их представлений о ребенке, о себе, о жизни в целом, о заболевании ребенка.

Цели психологического консультирования родителей детей с хроническими заболеваниями включают в себя помощь в поиске способов психологической адаптации родителей и всей семьи к заболеванию, к тем изменениям, которые происходят с ребенком; помощь родителям в поиске возможностей удовлетворять потребности ребенка, не отрицая при этом собственных; помощь родителям в поиске способов повышения уровня качества жизни больного ребенка.

Для достижения этих целей психолог решает следующие задачи: оказывает родителям эмоциональную поддержку; развивает их позитивное самовосприятие; помогает им исследовать ситуацию так, чтобы они могли не только понимать, но и прогнозировать ее развитие в рамках специфики заболевания и его течения; помогает родителям выстраивать взаимодействие с ребенком и оказывать ему эмоциональную поддержку с тем, чтобы улучшить его эмоциональное состояние;поддерживает родителей в выработке coping-стратегий, позволяющих им анализировать возникающие трудности, выявлять ограничения и искать способы выхода из новых сложных ситуаций; помогает родителям находить взаимопонимание и взаимную поддержку; помогает каждому из родителей в поиске внутренних и внешних ресурсов для поддержания эмоциональной стабильности; помогает родителям улучшать и находить новые способы коммуникации с медицинскими работниками; поддерживает развитие у родителей внутренней независимости и способности ответственно принимать решения.

Для того чтобы установилось базовое доверие и рабочие отношения носили стабильный характер, необходимо дать родителям возможность почувствовать, что их уважают, что о них заботятся и что им будут помогать. На начальном этапе важно объяснить, чем занимается психолог, его возможности и с чем могут быть связаны реалистичные ожидания от процесса консультирования.

На начальном этапе следующей стадии, стадии исследования и кларификации, которая начинается с первого момента встречи и развивается одновременно с начальной стадией, исследуется жизненная ситуация родителей и специфические трудности, с которыми они встретились. Важно выделить, что конкретно родители воспринимают как проблему, какой они находят в ней смысл и как они ее объясняют. Одновременно консультант оценивает адекватность представлений родителей с точки зрения их реалистичности и ясности понимания, и затем обсуждает это с родителями, побуждая их к позитивным изменениям.

Задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь родителям ясно увидеть все трудности и стимулировать изменения, направленные на то, чтобы они могли выработать более эффективную модель ситуации и способов совладания с ней. Иногда наиболее эффективный способ выполнить эту задачу – это предложить родителям новую для них информацию. Не менее эффективным приемом, используемым в этих целях, является обобщение или резюме.

Общепринято, что психолог-консультант не обсуждает с клиентом свою личную жизнь, так как подобное самораскрытие может отвлечь внимание от клиента, на котором сфокусирован весь процесс консультирования. Однако в некоторых случаях правильно использованное самораскрытие может иметь позитивный результат. Одним из таких случаев является консультирование родителей детей с хроническими заболеваниями. Самораскрытие может быть представлено как подчеркивание сходства и содержащегося в нем предположения, что родители не так уж отличаются от других людей и не являются странными («Я такой же.Я всегда тревожусь, когда иду к врачам, даже если нет серьезных проблем»). Либо наоборот, самораскрытие консультанта может содержать некоторое противопоставление тому, что говорят родители. Этот способ может помочь сломать барьер, мешающий родителям говорить открыто, потому что обращает их внимание на то, что психолог не является сверхчеловеком, которому чужды тревоги и сомнения.

83. Психологическое консультирование по телефону доверия: работа по прояснению и формулировке проблемы.

Телефон доверия» (ТД) - это служба, которая оказывает населению экстренную психологическую помощь по телефону. Она считается одной из форм психопрофилактической работы, социально-терапевтической и консультативной помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных состояниях.

Психологическая помощь по телефону имеет ряд преимуществ:

1) она круглосуточно доступна для населения, а обращение по телефону возможно при отсутствии возможности или желания встретиться с консультантом лично;

2) консультации по ТД бесплатны;

3) обеспечивается анонимность и гарантируется конфиденциальность общения как для абонента, так и для консультанта;

4) часто психотерапевтический характер телефонной помощи является неявным, что повышает чувство безопасности и самооценку абонентов;

5) формируется откровенно-доверительный характер общения способствует аффективному реагированию, катарсису, что уменьшает чувство тревоги, а также повышает эффективность психотерапевтического эффекта беседы;

ТД предназначен главным образом для того, чтобы испытывающий трудности человек мог найти собеседника, избавиться от возникшего эмоционального напряжения, поделиться своими переживаниями, получить поддержку для изменения своего тягостного, непереносимого эмоционального состояния. Разговор с консультантом позволяет абонентам не остаться один на один со своими переживаниями.

Телефонная служба доверия предлагает ограниченную во времени, мгновенно доступную поддержку любому из тех, кто одинок, отчаялся, переживает стресс или близок к самоубийству.

Говоря о специфике консультирования посредством телефона доверия можно выделить следующие отличительные признаки дистантной психологической помощи:

· - отсутствие предварительной подготовки к звонку, в связи с тем, что нуждающиеся в такой помощи могут позвонить в любой момент и обратиться с самыми разнообразными проблемами, поэтому консультант должен находиться в состоянии готовности постоянно;

·- консультант лишен невербальной информации, что значительно затрудняет работу с абонентом;

·- время беседы с клиентом ограничено (исключением могут быть звонки абонентов с суицидальной направленностью);

·- необходимость полностью контролировать контакт, так как абонент может в любой момент прервать разговор и больше не звонить;

-· высокая интенсивность и эмоциональная насыщенность работы консультанта;

·- отсутствие возможности выбора клиентов, в отличие от очного консультирования;

- консультант в большей мере не защищен от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз;

-· часто отсутствует возможность оценки эффективности психологического консультирования, информации о дальнейшем выборе действий клиента, что особенно важно при работе с абонентами в стадии острой суицидальной активности;

· - время принятия адекватных и ответственных решений ограничено;

· - во время работы на телефонной линии могут возникать помехи и шум, что не только затрудняет сам контакт, но в значительной степени снижает доверительность и психотерапевтический эффект общения с пациентом.

Консультант должен знать специфику консультирования лиц, пытавшихся совершить самоубийство. Консультирование направляется на преодоление побуждений к самоубийству, которые еще остаются после неудавшейся попытки.

Что следует делать консультанту в работе с уцелевшими после суицида:

1. требуется неподдельная искренность,

2. сосредоточение и отдача всех своих духовных сил

3. Поддерживать клиента

4. Предоставлять возможность (право) на неоднократное обсуждение негативных событий

5. Выделять, что переживание это естественное состояние

6. Акцентирование внимание на то, что переживания являются естественным признаком

ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ:

1. Начинать обсуждение основного конфликта

2. Делать замечание « Не стоит об этом говорить»

3. Давать неисполняемые обещания

4. Оправдывать и скрывать истинные поступкиЕсли работа консультанта завершилась неудачной.

АЛГОРИТМ 

1. Консультант должен быть готов к разговору о смерти и суициде. Для этого четко и ясно определите свое отношение:

– к смерти;

– самоубийству;

– суицидентам.

2. Вспомните собственные подобные мысли – вы поймали себя на желании поделиться ими с другими. Вы вспомнили страх непонимания и опасения прослыть сумасшедшим. Заверьте абонента в том, что вы его слышите и верите тому, что он говорит.

 «Я понимаю Вас и серьезно отношусь к Вашему заявлению».

3. Еще раз напомните о конфиденциальности и анонимности, это дает свободу высказываний:

 «Нас никто не слышит, Вы можете не опасаться за то,

что сказанное Вами перестанет быть тайной».

4. Определите, в какой форме делается заявление:

− в прямой или косвенной: «Я часто думаю о смерти», «Мне надоело жить»;

− шутливо или нарочито легко: «Я подумал, почему бы не повеситься когда-нибудь после дня рождения»;

− в виде жалобы: «Устал от вечных проблем, хоть в петлю»;

− с надеждой на помощь: «Если бы хоть кто-то меня остановил»;

− откровенно или слегка намекает: «В последнее время я смотрю фильмы про смерть и слушаю печальную музыку».

5. Не цепляйтесь за намек о самоубийстве, но он не должен пройти незамеченным. Отметьте для себя эту тему, вернитесь к ней позже.

6. Принимайте разговор свободно и открыто. Не удивляйтесь и не паникуйте. Не избегайте слов: смерть, самоубийство, покончить с собой. Но и не усугубляйте их.

7. Узнайте, давно ли у него такие мысли. Знает ли он, почему они появились? Они появились в связи с какими-то событиями?

8. Уделите внимание этим событиям или фактам. Найдите причину появления мыслей о суициде. Мысль пришла внезапно? Человек долго ее вынашивал, продумывал? Как часто приходит эта мысль?

9. Главное в консультировании – дать выход эмоциям, переполняющим человека. Отражайте его чувства, снимите напряжение, не скупитесь на время. Не останавливайте абонента. Помните, что он впервые проговаривает свои мысли.

10. Очень осторожно, по ходу беседы выясните: думал ли он, как это сделать? Есть ли у него план?

11. Оцените степень суицидальной опасности: насколько продуманы действия, добыты ли средства, подталкивает ли его кто-нибудь к суициду, стала ли мысль о самоубийстве навязчивой.

12. Перейдите к альтернативным выходам из создавшейся ситуации, которая оценивается как тупиковая. Проработайте проблему (по алгоритму интервью).

13. Спросите, первый или единственный ли вы человек, которому абонент поведал свои суицидальные мысли? Найдите в его окружении тех, кому он мог бы довериться и обсудить свою проблему.

14. Закрепите его надежду на помощь тем, что он может обращаться к вам тогда, когда подобные мысли появятся вновь.

15. Заверьте его в том, что мысли о собственной смерти и самоубийстве приходят к большинству людей. Главное, как ими распорядиться. Напомним, что ответственность за свою жизнь человек несет сам, равную ответственность человек несет и за тех, кто остается.

85. Алгоритм работы с потенциальным суицидентом при дистанционном консультировании.

суици́д — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Для телефонного консультанта важно определить, на какой стадии суицидальной активности находится абонент. Это в первую очередь связано с оценкой суицидального риска и возможностей оказания помощи. Период возникновения пассивных суицидальных мыслей до реализации самоубийства сильно варьируется по длительности и зависит как от психологических особенностей абонента, так и от наличия возможностей получения хотя бы минимальной поддержки со стороны ближайшего окружения. В службе ТД, как правило, консультант имеет дело с обращениями абонентов, которые уже думали или думают о самоубийстве. Исходя из этических принципов консультирования, любой суицидальный звонок следует воспринимать как призыв о помощи. Он свидетельствует о том, что человек испытывает амбивалентные переживания и не хочет совершить роковой шаг. Главная задача – удержать человека в живых, сделать все возможное, чтобы помочь ему найти в себе силы справиться с аутодеструктивными тенденциями.

Суицидальный риск высок если:

-существует конкретный детализированный план;

-в данный момент имеется все необходимое для его реализации;

-выбранный способ самоубийства обладает высокой степенью летальности – чем более травматичен способ, тем серьезнее суицидальный риск, например, падение с высоты, бросок под поезд или автомобиль, использование огнестрельного оружия и т.п.;

-выполнена вся подготовительная работа (отданы долги, припасены похоронные принадлежности, написана предсмертная записка, где упоминается о формах страхования и (особенно!) отказе от имущества.

Также существует ряд других критериев, позволяющих оценить суицидальный риск:

- пол: мужчины чаще кончают собой, хотя женщины чаще пытаются это делать;

- возраст (к группам высокого риска относятся:

подростки,                             

мужчины 20-30 лет,

люди обоих полов старше 60 лет;

 - наличие ключевого стрессора (психотравмирующего события);

- наличие изменений в поведении – к кризисной симптоматике относят:

- депрессию,

- чувство безнадежности и беспомощности,

- тревожность,

- апатию,

 -разочарование,

- ярость,

- гнев,

- ожесточение.

Отягощающий фактор – алкоголизация или наркомания.

 - изоляция – эмоциональная или физическая: необходимо выяснить, есть ли у позвонившего кто-нибудь, кто может ослабить ощущение одиночества.

 - наличие внешнего социального окружения – если значимые другие знают о возможности суицида, но не предпринимают никаких усилий для его предотвращения (не вникают в личные обстоятельства, не верят заявлениям о намерении покончить с собой), риск является чрезвычайно высоким.

 Беседу с потенциальным суицидентом целесообразно построить по следующему примерному плану:

 1. Выразить свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника.

 2. Задавать вопросы в прямой, искренней и спокойной манере, используя технику «активного слушания».

 3. Определить, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника:

-имеется ли у него суицидальный план,

-намечены ли у него время и место исполнения,

-были ли суицидальные мысли и попытки в прошлом,

-как он сам оценивает вероятность своего суицида.

 4. Выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений, однако, не принуждая собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.

 5. Побудить его выразить свои чувства в связи с проблемной областью отношений.

 6. Спросить, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само-) изоляции.

 7. Консультант должен быть готов к тому, он будет вовлечен (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую работу с собеседником.

Чего не следует делать:

-игнорировать предупреждающие знаки о суицидальной наклонности;

-отвечать на заявления о суицидальных намерениях репликами типа: «Стоит ли говорить о вещах, которых все равно не совершите?». Подобные вопросы могут только заставить вашего собеседника пожалеть о том, что он воспользовался телефоном доверия;

-отталкивать его, если он решит разделить с вами вои проблемы;

-показывать, что вы шокированы заявлениями обратившегося;

-преуменьшать боль, переживаемую человеком (важно показать, что вы это понимаете);

-предлагать упрощенные решения типа «Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше».

-вступать в дискуссию о допустимости самоубийства (сообщить только, что вы не хотите, чтобы люди уходили из жизни);

-не предлагать того, чего не в состоянии гарантировать (например:«Конечно, твои друзья тебе помогут»).

-обещать держать план суицида в секрете.

Алгоритм

Главная цель в разговоре с суицидентом – как можно дольше задерживать его в контакте с вами. Можно говорить о пустяках, мелочах, не по теме – но быть с ним.

1. Выберите спокойный, оптимальный режим разговора. Не торопитесь и не присоединяйтесь к трагически замедленному или эмоционально взвинченному ритму.

2. Проявите желание говорить об этом:

− не осуждайте;

− не жалейте;

− не отговаривайте;

− не запрещайте.

Установите доверительные взаимоотношения

3. Разъясните, какую помощь он может ожидать от телефона:

4. Вы знаете, что звонок суицидента – это надежда на помощь. Вы его поверенный. Выигрывайте время – разрядите состояние аффекта. Причина звонка – чувства, обуреваемые человеком.

Задавайте прямые вопросы о суицидальных чувствах: «Что вы сейчас чувствуете?», «Какие чувства вас переполняют в связи с этим?». Помните о противоречивости суицидента. Разговор о чувствах уменьшит страх перед суицидальными импульсами.

5. Суицидент испытывает невыносимую психологическую боль. Постоянно косвенно показывайте ему, от какой боли он бежит. Не призывайте к страданиям, а уменьшайте их.

6. Суицидент ощущает беспомощность и безнадежность,одиночество. Разорвите круг его одиночества: «Я с Вами»; «Я Вас выслушаю»; «Я участвую в обсуждении». Проговорите чувства:

− вины;

− стыда;

− любви.

7. Парафразами снижайте тревогу, сумятицу, хаос высказываний.

8. Получайте информацию:

− о самом абоненте (кто он? какой он?);

− о ситуации (что спровоцировало его на мысли о самоубийстве?).

9. Проясняйте основную проблему:

− сформулировал ли человек то, из-за чего он решил покончить с жизнью (суицид никогда не бывает бессмысленным);

− найдите смысл поступка;

− какая психологическая потребность не удовлетворена;

− смените облачение понятия «неудовлетворенные потребности»;

− от чего или к чему бежит человек;

− четко обрисуйте существующую жизненную ситуацию абонента (обстоятельства, окружение, интересы, чувства, мысли).

10. Суицидент не видит возможных вариантов выхода. Лучшее разрешение ситуации, по его мнению, – смерть:

− разберите все возможные и невозможные варианты выхода;

− оцените вместе каждый (только после снятия эмоционального напряжения);

11. Оцените суицидальный потенциал:

− возраст;

− пол;

− кризис;

− конкретизация деталей;

− доступность средств;

− степень летальности предполагаемого метода;

− симптомы: стресс, депрессия, тревога.

12. Оцените силы и ресурсы суицидента:

− если абонент способен реагировать на вас – это хороший знак;

− семья, родственники;

− друзья, работа;

− стиль жизни, стабильность;

− значимые лица;

− позитивные личностные качества абонента.

13. Обсудите, что можно сделать для мобилизации ресурсов и

управления суицидальной ситуацией:

− кого можно привлечь для уменьшения страданий и снижения давления жизненной ситуации;

− в чем он хочет быть услышанным; как это донести до значимых людей;

− как можно другим способом привлечь внимание к своей проблеме;

− как можно улучшить свои коммуникационные способности (особенно для молодых!).

14. Наметьте конкретные шаги:

Соблюдайте обязательное условие – кладет трубку сам абонент!

86. Алгоритм дистанционного консультирования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия (в т.ч. в семье); дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Трудная жизненная ситуация для несовершеннолетнего - это ситуация, субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи специалистов для решения своей проблемы. Трудная жизненная ситуация также определяется трудной жизненной ситуацией семьи. Кроме того, к трудной жизненной ситуации относятся:

• ситуации жестокого обращения;

• психологического насилия;

• конфликтные ситуации в школе, в семье;

• ситуации острого горя (смерть близких, катастрофы и т.д.).

Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворот­ный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Алгоритм:

1) Определить это ТЖС или кризисная ситуация.

2) Определение тяжести

3) Если кризисная ситуация, то работаем с помощью принципов кризисной интервенции

Безотлагательная интервенция. Необходима, если кризис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена.

Самоопределение. Обратившийся к нам в момент кризиса человек вполне компетентен и способен выбрать свой собственный жизненный курс.

Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом, для того чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий.

Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции — предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития.

Поддержка. В своей работе специалист должен предоставить клиенту поддержку, а именно быть «с ним», то есть помочь ему пройти через процесс преодоления кризиса.

Фокусирование на решении основной проблемы кризиса. Как правило, кризис — это состояние, которое приводит к неопределенности все стороны жизнедеятельности индивида. В таком случае интервенция должна быть достаточно структурирована, для того чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей к кризису.

Имидж (образ кризисной ситуации). Для мобилизации энергии клиента поддержка должна быть оказана таким образом, чтобы оценить и понять имидж (образ кризиса), который создал себе клиент.

Уверенность в себе. Изначально клиент, находящийся в кризисе, должен рассматриваться как человек, нацеленный на обретение уверенности в себе и борющийся с зависимостью. Здесь необходим выверенный баланс самостоятельности клиента и потребности в поддержке

Игротерапия

Задачи игротерапии:

1. Помочь ребёнку раскрыть его страхи, внутренние конфликты посредством проигрывания травматических ситуаций.

2. Способствовать усилению эмоций с целью их проявления.

3. Помочь ребёнку почувствовать себя защищённым посредством кукол: «Это не я сказал, это так кукла говорит»; «Я чувствую то же, что чувствует кукла».

4. Помочь ребёнку почувствовать себя принятым, даже в неприемлемых качествах.

5. Создать атмосферу поддержки и эмпатии, хотя вначале ребёнок может принимать поддержку скорее от куклы, нежели от взрослого.

Песочная терапия

Песочная терапия – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Данный вариант игротерапии был создан в 1929 г. М. Ловенфельд. Она назвала его «техника создания мира». Песочная терапия не требует от ребёнка каких-то особых умений, как в случаях рисования или рассказывания историй. В песочной терапии используется деревянный ящик стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок, отображающих мир ребёнка — куклы, животные, домики, мебель, посуда, солдатики, машинки, игрушки — персонажи популярных книг и фильмов.

Задачи, стоящие перед психологом:

1. Помочь ребёнку проявить свои мысли, чувства, фантазии.

2. Помочь ребёнку отработать внутренние конфликты и травмы, полученные вследствие насилия, путём: приобретения ребёнком ощущения контроля над фантазиями; постепенного изменения сцен из песка; изменения/разрешения фантазий и конфликтов.

3. Помочь ребёнку сконцентрироваться на пространстве, ограниченном песочным ящиком.

Арт-терапия

Арт-терапия – все виды практики оказания психологической помощи, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах деятельности. В узком смысле этот термин применяется к рисуночной терапии, в широком – включает музыкальную, танцевальную, драматерапию, библиотерапию.

Арт-терапия особенно эффективна при работе со страхами и тревогой.

Применять рисуночную терапию можно только при условии сформированности символической функции мышления и графических навыков, поэтому её целесообразно использовать с детьми младшего школьного возраста и подростками.

Задачи психолога в процессе терапии:

1. Эмпатическое принятие ребёнка.

2. Создание психологической атмосферы личностной безопасности.

3. Оказание эмоциональной поддержки.

4. Постановка креативной задачи и обеспечение её принятия и сохранения ребёнком.

5. Тематическое структурирование задачи.

6. Помощь в поиске формы выражения заданной темы.

7. Отражение и вербализация чувств и переживаний ребёнка, актуализированных в процессе рисования.

Семейная психотерапия

В семейной психотерапии широко используются следующие подходы (наиболее уместные для работы с родителями жертв насилия):

1. Боуэнианская семейная психотерапия. В центре внимания: семейная сплочённость и разобщённость; уровень самодифференциации членов семьи; семейная эмоциональная система; межпоколенные деструктивные паттерны.

2. Структурная семейная терапия (Сальвадор Минухин). В центре внимания: семейные роли; семейные правила; семейные границы (что, кому, когда можно и нельзя; кто принимает решения; кто несёт ответственность).

3. Стратегическая семейная терапия (Эриксон, Хейли, Маданьес). В центре внимания: работа с демонстрируемыми симптомами; переструктурирование семейной системы.

4. Семейная терапия переживания эмоционального опыта (В. Сатир, К. Витакер). В центре внимания: эмоциональное состояние семьи; семейная коммуникация.

5. Адлерианская семейная терапия (А. Адлер, Р. Дрейкурс). В центре внимания: психологические позиции детей в семье; цели нарушения поведения; формирование семейной сплоченности.

6. Бихевиористская и когнитивно-бихевиористская семейные терапии (А. Эллис, Т. Гордон и др.) В центре внимания: семейные контракты; целесообразность поведения членов семьи; иррациональные мысли.

89. Алгоритм консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию.

Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний

В процессе консультирования таких детей чрезвычайно важно для психолога установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего ребенок будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится (Зиновьева, Михайлова, 2003).

Задачи, стоящие перед психологом

• способствовать уменьшению у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;

• помочь в укреплении чувства собственной значимости;

• сформировать новые поведенческие паттерны;

• способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми;

• способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного Я, в том числе и физического образа Я.

Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима, соответственно, длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.

В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми. Наиболее эффективными считаются: визуализация, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является эклектичная, мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. Выбор конкретного метода в практической работе зависит от:

– возраста ребенка;

– стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением;

– уровня когнитивного развития ребенка.

Некоторые принципы работы консультанта с жертвами насилия: 1. Необходимо осознать свои собственные представления о насилии (например, где грань между физическим наказанием и насилием). 2. Консультант решает для себя: кто несет ответственность за акт насилия. 3. Психолог солидарен с жертвой. 4. Консультант помогает избавиться от мифов относительно насилия. 5. Психолог помогает абоненту в приобретении власти и кон-троля над своей жизнью. 6. Сохраняется принцип консультирования «на равных». 7. Психолог осознает меру ответственности как консультанта. 8. Важно знать, какой эффект произвело на человека насилие. 9. Работа с чувствами – одно из главных направлений в беседе. 10. Узнать, какие способы адаптации может использовать че-ловек в преодолении стресса. 11. Если состояние оценивается как травматический стресс, то консультант предлагает абоненту прийти на очную консультацию к психологу

Обычно мотивация встретиться с психологом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, ребенок стремится испытывать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы со школьным психологом, проводившим, например, групповые занятия, с которым уже сформированы доверительные отношения.

Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, в частности:

-когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций;

-аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии; депрессия;

-поведенческий уровень: драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими.

Дети так же, как и взрослые, избирают следующие формы сопротивления: отказываются говорить; отрицают, что проблема насилия существует; отказываются говорить на больную тему; говорят о чем-то несущественном; избегают контакта глаз; опаздывают или пропускают встречи; невербально закрываются и разговаривают враждебно; не идут на контакт с психологом (например, прячутся за мебель) и т. п.

Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрациям при работе с такими детьми, особенно если ребенок рассматривает психолога как часть системы (как часть мира взрослых или школы), которая причиняет боль. Основная задача специалиста – стать заодно с ребенком, чтобы помочь ему.

При консультировании детей, подвергшихся насилию, существуют следующие общие рекомендации (Зиновьева, Михайлова, 2003).

1. Определение проблемы посредством активного слушания. Для установления контакта с ребенком важно, как психолог слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела: это помогает ребенку начать говорить. Когда становится очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента: в чем состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребенок в отношении этой проблемы; чего ребенок ждет от специалиста.

2. Уточнение ожиданий ребенка. Психологу необходимо объяснить ребенку, каким ожиданиям клиента он может соответствовать. Например, психолог не может сам покарать насильника. Тем не менее нужно проинформировать ребенка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать психолог, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семья отказывается от помощи, психолог может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой ребенком помощи.

3. Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том, что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого типа, а не закрытого. Рекомендуется вместе с ребенком на бумаге записагь перечень тех поступков, которые тот совершал, чтобы решить свою проблему. Подобный прием важен в том случае, когда специалист хочет помочь ребенку отказаться от поступков, которые оказались бесполезными или, хуже того, разрушительными.

4. Поиск новых путей решения проблемы. Следующим шагом может стать сессия, на которой психолог, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов.

5. Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие. Договориться с ребенком попробовать какие-либо новые шаги бывает трудно, хотя если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринять новые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать с психологом. Если что-то не получается, специалист помогает ребенку искать другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.

6. Завершение сессии. Обычный способ завершения сессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что же происходило во время их встречи: например, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Как правило, обобщение занимает 2–4 минуты. Также в начале каждой последующей сессии рекомендуется просить ребенка вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет, во-первых, обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования; во-вторых, психологу проверить собственную эффективность.

Впроцессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно, например, сказал ребенок, сколько – что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной, если, вместо задавания вопросов, применять технику активного слушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают.

Существует ряд рекомендаций, которые могут помочь:

– не нужно спешить с выводами и опираться только на один какой-то метод при определении, имело ли место насилие;

– не стоит задавать наводящие вопросы;

– не следует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждается болезненная проблема, но фиксировать происходящее посредством записей или аудио-, видеотехнологий;

– в случае неясной ситуации консультироваться со специалистами;

– полезно использовать метод свободных ассоциаций;

– сомневаясь, говорит ли ребенок правду, можно попросить; «Расскажи мне об этом подробнее».

Очевидно, что психотерапевтический процесс необходимо заканчивать, когда цель, поставленная совместно психологом и клиентом, достигнута. На последней сессии обязательно обсуждается следующее:

– что происходило с ребенком в процессе консультирования;

– какая цель была поставлена, достигнута ли она;

– какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими);

– как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет;

– какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть.

Ребенку необходимо дать понять.что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клиентом, чтобы узнать о его жизни. Можно попросить ребенка позвонить или написать либо договориться о кратком визите – обычно подобное отслеживание результатов консультирования происходит через 1 месяц или позже, но не позднее чем через полгода. Помимо этого, психолог при прощании всегда говорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта; ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью.

90. Алгоритм консультирования дошкольников и младших школьников, подвергшихся сексуальному насилию.

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. К сожалению, в нашей стране не существует достоверных данных о распространенности насилия над детьми, поскольку долгое время эта тема была закрыта, официальная статистика отсутствует. Однако по оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7–8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела (Догадина, Пережогин, 2000). Но в реальности эти показатели значительно выше.

Американские исследователи определяют сексуальное насилие над детьми (ChildSexualAbuse – CSA) как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам – до 18) и человеком по крайней мере на 5 лет старше него. Сексуальное насилие над детьми определяется также как «вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия» (Finkelhor, 1984).

Актами сексуального использования ребенка и насилия над ним являются следующие действия, которые нередко описываются жертвами как начало сексуального насилия (Зиновьева, Михайлова 2003):

• ласки, ощупывание, целование, и в том числе – тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка (например, во время купания);

• рассматривание половых органов ребенка;

• демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку;

• подглядывание за ребенком во время раздевания, купания, в туалете;

• притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями;

• мастурбация в присутствии ребенка.

Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении, некоторые из них можно рассматривать и как первые проявления посттравматического синдрома.

A) Изменения в проявлениях сексуальности:

• чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

• поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

• соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

• необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста); трение половыми органами о тело взрослого; проституция.

Б) Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

• замкнутость, изоляция, уход в себя;

• депрессивность, грустное настроение;

• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

• частая задумчивость, отстраненность (с дошкольного возраста);

• истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

• трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

• отчуждение от братьев и сестер;

• терроризирование младших детей и сверстников;

• жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

• амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

B) Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

• резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

• прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;

• принятие на себя родительской роли в семье (по приго-

товлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию),

• отрицание традиций своей семьи вследствие несформи-рованности социальных ролей, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Г) Изменения самосознания ребенка:

• снижение самооценки;

• мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Д) Появление невротических и психосоматических симптомов:

• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

• боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра);

• головная боль, боли в области желудка и сердца.

Процесс насилия имеет свое развитие, можно выделить тут несколько фаз.

1. Первая фаза – вступительная. На этом этапе взрослый должен создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком в укромном месте. Сначала это может быть случайностью, затем насильник стремится повторить ситуацию. Таким образом, ребенок оказывается в опасном контакте с человеком, которому доверяют его близкие или он сам.

2. Вторая фаза – непосредственно сексуальный акт.

3. Третья фаза – контроль за сохранением секрета.

4. Четвертая фаза – раскрытие. На этом этапе становится известно о происходящем (или имевшем место) насилии. Различают случайные и намеренные раскрытия.

Следует все же помнить, что обвинение в насилии может быть фальсифицировано. Иногда дети оговаривают взрослых, включая своих родителей, поэтому требуется особое внимание и тщательное изучение ситуации. Однако любое сообщение ребенка о насилии нельзя игнорировать.

1. Пятая фаза – подавление.

Этапы переживания стресса: 1. Состояние шока (первые два дня). Жертва не понимает, где она находится, что происходит, машинально выполняет то, что от него требуют. Чувства притуплены, действует как во сне. 64 2. Фаза отрицания. Сильное желание отказаться от ситуации. Человек старается убедить себя и других, что этого не было или было не с ним. 3. Третий – четвертый день – фаза депрессии. Приходится признать, что произошедшее – правда, никуда от этого факта не деться. Не хочется ничего делать – работать, учиться, выходить на улицу, предпринимать какие-то следственные действия. 4. Гнев может быть обращен на насильника, на родителей, на окружающих, не вступившихся за него, на милицию, на общество, на консультанта. 5. Принятие решения – самый продуктивный этап в переживании травмы. У человека присутствует решительность – рассказать кому- то, молчать, позвонить, что-то сделать, обратиться за помощью.

Дети могут проявлять три типа поведенческой реакции: 1) экспрессивный: проявляет сильные эмоции, плачет, кричит, рыдает, может смеяться, дрожать, раскачиваться – он не может контролировать свои эмоции; 2) контролирующий: ребенок пытается сдерживать себя, внешне он даже не отличается от обычного спокойного ребенка; 3) шоковый: ребенок оглушен, подавлен, трудно понять, что с ним произошло. Эти реакции могут сменять друг друга.

Алгоритм

1. Обычно пострадавшим трудно начать разговор. Выясните смысл молчания:

 «Я понимаю, что вам трудно...»;

 «Вы испытываете такие чувства, которые не позволяют Вам сказать о том, что произошло»;

 «Я дам Вам время, чтобы Вы решились произнести это».

2. Поощрите клиента:

 «Все, о чем мы будем говорить – конфиденциально»;

 «Вы можете доверять мне»;

 «Возможно, Вам станет легче после того, как Вы выскажетесь».

3. Выслушайте до конца, не прерывая и не задавая вопросов.

4. Создайте атмосферу доверия, обменяйтесь именами.

5. Заверьте его в том, что он не одинок в своей ситуации, к сожалению, это может произойти со многими людьми.

6. По возможности соберите информацию о человеке (она поможет вам в оценке его ситуации):

− возраст;

− учится или работает;

− состав семьи.

Выясните:

− как давно произошло это событие;

− единичный или повторяющийся факт насилия;

− групповое или одиночное насилие.

Спросите:

− знает ли еще кто-нибудь об этом факте;

− когда и с кем делился абонент данной информацией;

− как восприняли они его откровенность;

− удовлетворила ли его их реакция;

− кому бы хотел рассказать.

7. Узнайте, какие чувства испытывает человек сейчас, при раскрытии факта насилия.

8. Кто является агрессором:

− сверстник или более старший;

− знакомый или нет;

− близкий или чужой;

− родственник или нет;

− представитель одного пола или противоположного.

9. Какие чувства жертва испытывает по отношению к агрессору:

− злость, гнев, ужас;

− жалость;

− страх;

− чувство вины;

− отчаяние;

− жажда мести;

− любовь, привязанность;

− ощущение предательства;

− равнодушие.

10. На кого или на что возлагает ответственность за факт насилия.

11. Выясните, по возможности, обстоятельства, сопутствующие травме.

12. Какие чувства клиент испытывает по отношению к себе, к событию:

− унижение;

− низкая самооценка;

− одиночество;

− замкнутость;

− изоляция;

− опороченность;

− ощущение «грязи»;

− стыд;

− страхи;

− недоверие;

− беспомощность;

− шок;

− позор.

Проговорить самые актуальные чувства!

13. Изменилось ли поведение. Каким образом, по отношению к чему, к кому?

14. Важно обсудить отношение к себе, изменилось ли отношение к себе.

15. Продумайте вместе все имеющиеся ресурсы для преодоления травмы:

− сильные качества человека;

− его желание преодолеть негативные последствия;

− окружающие, близкие, которые могут помочь.

16. Какие действия уже предприняты для преодоления последствий:

− обращение к врачу;

− в правоохранительные органы;

− к близким.

17. Проанализируйте поведение клиента накануне факта насилия; Выясните, что способствовало совершению насилия над ним; Присутствует ли виктимное поведение; Что можно изменить

для предотвращения новых насильственных ситуаций.

выясните, какое отношение к агрессору сформировалось у жертвы: любит, боится, уважает, считает нормальным; − обсудите взаимоотношения в семье. Особо уделите внимание роли матери в семье; − продумайте реакции каждого члена семьи на факт насилия, кто может пресечь инцест; − подумайте, какое решение может изменить ситуацию: переезд из дома, смена места сна, не оставаться наедине с насильником, отказать в доме, открыться тому, кому доверяешь; − прояснить для абонента, что ответственность за свершение акта насилия несет только насильник, только взрослый по отношению к ребенку; − уделите внимание проблеме формирования сексуальной идентификации ребенка вследствие насилия.

Цель:

− ослабление эмоционального напряжения;

− определение актуальных негативных чувств;

− выслушивание;

− предотвращение новых случаев насилия.

Нельзя:

− утешать и сочувствовать, уверять, что все будет «хорошо»;

− усугублять негативные переживания;

− ругать агрессора;

− работать «быстро»;

− углублять темы, на которые абонент не готов говорить;

− требовать подробного описания события;

− навязывать свою точку зрения.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ

Психологическое обследование проводит педагог-психолог. Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

особенности контакта ребёнка; эмоциональная реакция на ситуацию обследования; реакция на одобрение; реакция на неудачи; эмоциональное состояние во время выполнения заданий; эмоциональная подвижность; особенности общения; реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

наличие и стойкость интереса к заданию; понимание инструкции; самостоятельность выполнения задания; деятельности (целенаправленность и активность); темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности; работоспособность; организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; особенности моторной функции.

Психологическая помощь детям-инвалидам и их семьям Главная роль в психологической реабилитации отводится психологу. Работая в центрах реабилитации, психолог должен обладать такими качествами, как: эматичность, терпимость, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, интуиция, богатое воображение, уверенность, аутичность поведения, гибкость, высокий уровень интеллекта.

 Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами психологу необходимо знать:

 1. Закономерности психического развития человека, возрастные особенности развития человека в разные периоды его жизни.

 2. особенности проявления индивидуальных особенностей темперамента, характера, психики человека, особенности анатомо-физиологического развития.

 3. Закономерности развития групп и коллективов, особенности взаимоотношений между людьми на разных возрастных этапах, возможные причины конфликтов, составные благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

 4. Современные методики обследования и тестирования детей и взрослых, быть в курсе современных достижений в детской социальной и других разделок психологии.

 Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 266.