Очень важно помнить об основных задачах, решаемых в процессе консультирования:
- эмоциональная поддержка со стороны психолога и искреннее внимание к переживаниях клиента;
- расширение сознания и повышение психологической компетентности;
- изменение отношения родителя к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;
- повышение стрессовой и кризисной толерантности родителей,
- развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;
- развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;
- развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;
- повышение чувства ответственности родителей за свою жизнь и свою семью;
- развитие у родителей умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности;
- развитие умения творчески осваивать действительность;
- развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.
И опираться на основные принципы консультирования:
- Безоценочность и доброжелательность;
- Ориентация на систему ценностей клиентов;
- Острожность с советами;
- Анонимность;
- Разграничение личных и профессиональных сторон в работе;
- Активная позиция клиента.
Опирайтесь в работе с родителями детей с ОВЗ на принцип безоценочности.
Помните про принцип осторожности с советами.
Используйте принцип активности клиента.
Используйте принцип конфиденциальности.
Налаживайте контакт с родителями, находите аргументы убеждения пройти обследование на ПМПК.
Сопровождайте родителей и детей не только на подготовительном к ПМПК этапе, но и во время обследования.
Будьте тактичны, терпеливы, деликатны в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.
Работайте с педагогами с целью изменить психологически (часто негативное) отношение к детям с ОВЗ и их родителям.
Организуйте психологическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и их родителям.
82. Алгоритм консультирования родителей детей с тяжелыми / хроническими соматическими заболеваниями.
Когда речь идет о консультировании родителей (либо о консультировании семьи) подразумевается опосредованное воздействие на семью как на систему. Этот процесс может быть направлен на выявление проблем, которые возникают в семье в связи с дезадаптивным поведением детей; на помощь родителям в понимании и осмыслении этих трудностей, а также в поиске решений возникших проблем и в их реализации.
Психологическая помощь больному ребенку включает в себя психологическую помощь его родителям. Проблемы родителей часто связаны с тем, что им трудно устанавливать необходимые ограничения, воспитывая ребенка с хроническим заболеванием. Им кажется, что они должны и могут компенсировать страдания ребенка, а строгость и требовательность не позволяют ребенку почувствовать себя счастливым. При этом попустительство родителей часто вызывает у болеющего ребенка чувство тревоги. Это возникает тогда, когда родители, пытаясь справиться с чувством вины, расширяют безопасные границы приемлемого поведения. Независимо от того, насколько недовольны дети принятыми в семье ограничениями и правилами, они их знают и понимают и поэтому могут быть напуганы неожиданными непредсказуемыми изменениями, даже если они носят «разрешающий» характер.
Эффективное консультирование родителей больного ребенка приводит к улучшению эмоционального состояния ребенка; к снижению уровня дистресса как у ребенка, так и у родителей; помогает быстрее привыкнуть к необходимым ограничениям; усиливает необходимую реакцию организма ребенка на лечение; увеличивает достоверность медицинской диагностики; улучшает психоэмоциональное самочувствие медицинского персонала.
Прежде чем приступить к оказанию психологической помощи больному ребенку и его семье психологу необходимо проанализировать и осмыслить 3 компонента: какое значение имеет заболевание ребенка и для ребенка, и для родителей (как они оценивают связанный с заболеванием стресс); специфические задачи, вытекающие из особенностей заболевания и тот опыт, который должен быть в связи с этим усвоен, чтобы эффективно справляться с ситуацией; привычные для семьи стили и стратегии совладания со стрессом и кризисом.
Базовыми составляющими консультирования родителей является совместное с ними исследование их представлений о ребенке, о себе, о жизни в целом, о заболевании ребенка.
Цели психологического консультирования родителей детей с хроническими заболеваниями включают в себя помощь в поиске способов психологической адаптации родителей и всей семьи к заболеванию, к тем изменениям, которые происходят с ребенком; помощь родителям в поиске возможностей удовлетворять потребности ребенка, не отрицая при этом собственных; помощь родителям в поиске способов повышения уровня качества жизни больного ребенка.
Для достижения этих целей психолог решает следующие задачи: оказывает родителям эмоциональную поддержку; развивает их позитивное самовосприятие; помогает им исследовать ситуацию так, чтобы они могли не только понимать, но и прогнозировать ее развитие в рамках специфики заболевания и его течения; помогает родителям выстраивать взаимодействие с ребенком и оказывать ему эмоциональную поддержку с тем, чтобы улучшить его эмоциональное состояние;поддерживает родителей в выработке coping-стратегий, позволяющих им анализировать возникающие трудности, выявлять ограничения и искать способы выхода из новых сложных ситуаций; помогает родителям находить взаимопонимание и взаимную поддержку; помогает каждому из родителей в поиске внутренних и внешних ресурсов для поддержания эмоциональной стабильности; помогает родителям улучшать и находить новые способы коммуникации с медицинскими работниками; поддерживает развитие у родителей внутренней независимости и способности ответственно принимать решения.
Для того чтобы установилось базовое доверие и рабочие отношения носили стабильный характер, необходимо дать родителям возможность почувствовать, что их уважают, что о них заботятся и что им будут помогать. На начальном этапе важно объяснить, чем занимается психолог, его возможности и с чем могут быть связаны реалистичные ожидания от процесса консультирования.
На начальном этапе следующей стадии, стадии исследования и кларификации, которая начинается с первого момента встречи и развивается одновременно с начальной стадией, исследуется жизненная ситуация родителей и специфические трудности, с которыми они встретились. Важно выделить, что конкретно родители воспринимают как проблему, какой они находят в ней смысл и как они ее объясняют. Одновременно консультант оценивает адекватность представлений родителей с точки зрения их реалистичности и ясности понимания, и затем обсуждает это с родителями, побуждая их к позитивным изменениям.
Задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь родителям ясно увидеть все трудности и стимулировать изменения, направленные на то, чтобы они могли выработать более эффективную модель ситуации и способов совладания с ней. Иногда наиболее эффективный способ выполнить эту задачу – это предложить родителям новую для них информацию. Не менее эффективным приемом, используемым в этих целях, является обобщение или резюме.
Общепринято, что психолог-консультант не обсуждает с клиентом свою личную жизнь, так как подобное самораскрытие может отвлечь внимание от клиента, на котором сфокусирован весь процесс консультирования. Однако в некоторых случаях правильно использованное самораскрытие может иметь позитивный результат. Одним из таких случаев является консультирование родителей детей с хроническими заболеваниями. Самораскрытие может быть представлено как подчеркивание сходства и содержащегося в нем предположения, что родители не так уж отличаются от других людей и не являются странными («Я такой же.Я всегда тревожусь, когда иду к врачам, даже если нет серьезных проблем»). Либо наоборот, самораскрытие консультанта может содержать некоторое противопоставление тому, что говорят родители. Этот способ может помочь сломать барьер, мешающий родителям говорить открыто, потому что обращает их внимание на то, что психолог не является сверхчеловеком, которому чужды тревоги и сомнения.
83. Психологическое консультирование по телефону доверия: работа по прояснению и формулировке проблемы.
Телефон доверия» (ТД) - это служба, которая оказывает населению экстренную психологическую помощь по телефону. Она считается одной из форм психопрофилактической работы, социально-терапевтической и консультативной помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных состояниях.
Психологическая помощь по телефону имеет ряд преимуществ:
1) она круглосуточно доступна для населения, а обращение по телефону возможно при отсутствии возможности или желания встретиться с консультантом лично;
2) консультации по ТД бесплатны;
3) обеспечивается анонимность и гарантируется конфиденциальность общения как для абонента, так и для консультанта;
4) часто психотерапевтический характер телефонной помощи является неявным, что повышает чувство безопасности и самооценку абонентов;
5) формируется откровенно-доверительный характер общения способствует аффективному реагированию, катарсису, что уменьшает чувство тревоги, а также повышает эффективность психотерапевтического эффекта беседы;
ТД предназначен главным образом для того, чтобы испытывающий трудности человек мог найти собеседника, избавиться от возникшего эмоционального напряжения, поделиться своими переживаниями, получить поддержку для изменения своего тягостного, непереносимого эмоционального состояния. Разговор с консультантом позволяет абонентам не остаться один на один со своими переживаниями.
Телефонная служба доверия предлагает ограниченную во времени, мгновенно доступную поддержку любому из тех, кто одинок, отчаялся, переживает стресс или близок к самоубийству.
Говоря о специфике консультирования посредством телефона доверия можно выделить следующие отличительные признаки дистантной психологической помощи:
· - отсутствие предварительной подготовки к звонку, в связи с тем, что нуждающиеся в такой помощи могут позвонить в любой момент и обратиться с самыми разнообразными проблемами, поэтому консультант должен находиться в состоянии готовности постоянно;
·- консультант лишен невербальной информации, что значительно затрудняет работу с абонентом;
·- время беседы с клиентом ограничено (исключением могут быть звонки абонентов с суицидальной направленностью);
·- необходимость полностью контролировать контакт, так как абонент может в любой момент прервать разговор и больше не звонить;
-· высокая интенсивность и эмоциональная насыщенность работы консультанта;
·- отсутствие возможности выбора клиентов, в отличие от очного консультирования;
- консультант в большей мере не защищен от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз;
-· часто отсутствует возможность оценки эффективности психологического консультирования, информации о дальнейшем выборе действий клиента, что особенно важно при работе с абонентами в стадии острой суицидальной активности;
· - время принятия адекватных и ответственных решений ограничено;
· - во время работы на телефонной линии могут возникать помехи и шум, что не только затрудняет сам контакт, но в значительной степени снижает доверительность и психотерапевтический эффект общения с пациентом.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 231.