87. Алгоритм дистанционного консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация для несовершеннолетнего - это ситуация, субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи специалистов для решения своей проблемы. Трудная жизненная ситуация подростка также определяется трудной жизненной ситуацией семьи. Кроме того, к трудной жизненной ситуации подростка относятся:
• ситуации жестокого обращения;
• психологического насилия; • конфликтные ситуации в школе, в семье;
• ситуации острого горя (смерть близких, катастрофы и т.д.).
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - это дети:
· оставшиеся без попечения родителей;
· дети-инвалиды;
· дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
· дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
· дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
· дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
· дети — жертвы насилия;
· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
· дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
· дети, проживающие в малоимущих семьях;
· дети с отклонениями в поведении;
· дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи
Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Телефон доверия
Основными задачами использования данного метода являются:
- оказание непосредственной экстренной психологической помощи детям и подросткам, а также их родителям, в кризисных ситуациях, в первую очередь, при угрозе суицида;
- приглашение на прием детей и подростков, нуждающихся в оказании кризисной медико-психологической помощи, педагогической и социальной помощи;
- информирование обратившихся о наличии и возможностях других учреждений, оказывающих очную консультативную медицинскую, социальную и другую помощь детям и подросткам;
- направление обратившихся в соответствующие организации для получения помощи, в том числе наркологической, психиатрической, социальной, а также помещение детей и подростков в приюты.
Выслушивая человека, консультант предоставляет ему возможность быть услышанным, которую он часто не может получить где-нибудь ещё. То, что чаще всего звонящий не знает консультанта, позволяет ему легче говорить на темы, которые не всегда легко обсуждать с родственниками и друзьями.
Активное кризисное консультирование по телефону включает четыре этапа.
1. Создание отношений доверия.
Лучше всего этого можно достичь дружелюбием и передачей своего чувства озабоченности и желанием помочь.
2. Прояснение и определение ситуации.
Консультант слушает и помогает клиенту осознать своё положение. Использует навыки общения – отражение и сопереживание. Здесь важно понять чувства клиента и отношение к проблеме. Следует помочь клиенту проанализировать ситуацию, чтобы он смог приступить к решению своей проблемы.
3. Исследование возможностей.
Когда консультант и клиент почувствуют, что положение полностью объяснено, а чувства клиента до конца исследованы, можно перейти к обсуждению различных возможностей, затронутых в разговоре. Следует всесторонне рассмотреть каждый вариант, чтобы облегчить клиенту принятие решения, которое лучше всего отвечало бы его нуждам, желаниям и ожиданиям.
4. Завершение.
На этом этапе важно пройти по всем предыдущим этапам и проверить развитие. Завершённость здесь очень важна, чтобы составить верную картину и очертить рамки для обеспечения реальных решений. Но важнее всего оставаться с клиентом, настроившись на волну его чувств.
Алгоритм:
1) Определить это ТЖС или кризисная ситуация.
2) Определение тяжести
3) Если кризисная ситуация, то работаем с помощью принципов кризисной интервенции
Безотлагательная интервенция. Необходима, если кризис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена.
Самоопределение. Обратившийся к нам в момент кризиса человек вполне компетентен и способен выбрать свой собственный жизненный курс.
Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом, для того чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий.
Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции — предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития.
Поддержка. В своей работе специалист должен предоставить клиенту поддержку, а именно быть «с ним», то есть помочь ему пройти через процесс преодоления кризиса.
Фокусирование на решении основной проблемы кризиса. Как правило, кризис — это состояние, которое приводит к неопределенности все стороны жизнедеятельности индивида. В таком случае интервенция должна быть достаточно структурирована, для того чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей к кризису.
Имидж (образ кризисной ситуации). Для мобилизации энергии клиента поддержка должна быть оказана таким образом, чтобы оценить и понять имидж (образ кризиса), который создал себе клиент.
Уверенность в себе. Изначально клиент, находящийся в кризисе, должен рассматриваться как человек, нацеленный на обретение уверенности в себе и борющийся с зависимостью. Здесь необходим выверенный баланс самостоятельности клиента и потребности в поддержке
Дата: 2019-02-19, просмотров: 281.