Образ бога:
Восточный тип цивилизации ориентирован на воспроизведение сложившихся структур и отношений, а также на традиционные ценности, образцы поведения, стереотипы и формы мышления. Поэтому для Восточного типа цивилизации столь характерно глубокое уважение к старейшинам, учителям, наставникам, обладающим большим жизненным опытом и мудростью. Высокой добродетелью на Востоке считается углубление в древние учения, в своей основной массе и подавляющем большинстве религиозно-философские и этические. Мышление в восточной культуре остается в пределах классических, «правильных» воззрений, знаний и канонов, передающихся из поколения в поколение, освященных традицией и временем.
Для Восточного типа культуры становится доминирующим целостный взгляд на мир, установка не на логически-рациональное, а прежде всего на духовно – интуитивное постижение и переживание единства и всеобщности Бога и мира, а человека как части этого мира. Поэтому в Восточном типе культуры философия, наука, религия и этика неотделимы от индивидуального опыта и понимания отдельного ученого и наставника. Восточная философская и научная культура характеризуется приверженностью к художественному, образному изложению мыслительного материала. В этом случае предпочтение отдается постижению духовного мира человека в его единстве с природой и Богом.
Принципы единства мира и целостности его постижения оказали глубокое влияние на художественную культуру Востока, отличающуюся глубоким традиционализмом, стремлением к познанию гармонии и красоты бесконечной вселенной и духовных основ жизни.
Для религиозной культуры в Восточном типе цивилизации характерно превращение самой религии с четким противопоставлением Божественного и человеческого, духовного и материального. Это позволило немецкому социологу Максу Веберу (1864–1920) писать о характерной для Восточного тира культуры «общинной религиозности», необособленной от длительной совместной деятельности экономического и политического сообщества.
Развитие Восточного типа цивилизаций было теснейшим образом связано с такими массовыми и мировыми религиями, как даосизм, буддизм, индуизм, христианство и ислам.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть.
В большинстве своем восточная мифология носила зооморфный характер. Персонифицированные божества изображались со звериными или птичьими головами, с другими частями их тел. Такая образная форма явилась следствием сохранения в сознании древнего человека тотемных отождествлений каждого индивида родового общества со своим предком, мыслимым в виде животного, насекомого или растения. Образ зверя-человека в мифологической культуре Древнего Востока был скорее знаком подчиненности людей природным силам. Переход к культурному состоянию не означал разрыва с природой, а лишь был дополнением «природного» существования индивида теми чертами, которые характерны для мира культуры. Первоначально связь человека с тотемом представала как некая сила, не только господствующая над ним, но и оберегающая его. Позднее тотемический образ будет связан с большим аспектом человеческого бытия и трансформируется в человеко-зверя, актуализировав не природное, а социокультурное начало в искусстве. Для культуры Древнего Востока долгое время будет характерна именно первая модель — зверь-человек.
11. Общее и особенное в развитии художественно-эстетических начал Древних цивилизаций (на примере сравнительного анализа двух цивилизаций по выбору студента).
12. Символизм «пирамид» и городского пространства в культуре ранних цивилизаций (на примере различных цивилизаций).
Археологические раскопки, проводившиеся на месте древней столицы Инь, располагавшейся на месте современного поселения Сяотунь (близ Аньяна), показали, что это был значительный город, обнесенный глинобитной стеной и рвом. Город пересекала замощенная дорога. В центре находились дворец и храм, около которых размещались жилые кварталы знати. Главные здания имели каменные фундаменты, а жилые дома, по-видимому, имели деревянный каркас с глинобитным заполнением. Дома знати снабжались водой, протекавшей по деревянным желобам. В целом в столице Инь и в других городах этого периода зародились многие градостроительные традиции, которые получили свое развитие в дальнейшем.
Города строились по квадрату, квадрат как символ земли. В город вписывался круг как символ солнца. Китае издревле существовали культы неба, земли, гор, ветров, огня и Сравнивая процессы развития древнейших городов Индии и Китая, можно отметить некоторые общие черты, которые заключались в наличии большого количества сельских общин, в сильной центральной власти. Сходство можно усмотреть и в весьма распространенных в этих странах городах-убежищах для сельского населения и городах-резиденциях крупных и мелких правителей. И в Индии и в Китае довольно рано начали складываться определенные градостроительные правила и каноны, которые нашли свое отражение в специальных письменных документах, относившихся главным образом к III в. до н. э. («Арташастра» в Индии и «Чжоули» в Китае). Однако были и существенные отличия, объяснявшиеся различными условиями исторического развития этих стран. Так, Индия в конце рассматриваемого периода пришла в тесный контакт с эллинистическим Востоком, а в дальнейшем-с Римской империей, что, несомненно, сказалось на сложении градостроительного мышления древних индусов. Развитие же городов Китая протекало более изолированно и самобытно, и лишь после установления постоянных торговых связей со странами Средней и Передней Азии и Средиземноморья появилась реальная возможность культурного обмена и обогащения новыми архитектурными и градостроительными принципами. других естественных сил, и явлений природы. Рядом с этим через всю историю феодального Китая проходят культы предков и своеобразное почитание императора, возведенного конфуцианством в культ «сына неба». В этот же период окончательно сформировались ритуальные традиции закладки городов, храмов, жилых и общественных зданий. Появились и специальные лица, которые следили за выполнением этих традиций: жрецы, оракулы, землемеры. К этому же времени относился и трактат последователя Конфуция-философа Мэнцзи (372-289 гг. до н. э. ). В этом трактате, носящем имя автора и написанном в форме беседы с учениками, содержались многие рекомендации по планировке городов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 510.