Основные черты ранних цивилизаций (Египет, Месопотамия, Китай и д.р.) являются их расположение около крупных реки или рек, Нил, Тигр, Ефрат, Хуанхэ, Янцзы, и т.д. Географическое положение определило тип ведения хозяйств - земледелие. По характеру политического устройства относились к типу восточной деспотии. Так же эти цивилизации получили в науке название Территориальных Царств, так как в отличие от племён имели чёткие границы своей территории. В религии - политеизм кое-где продолжал сохраняться культ рода (предков). Также стоит сказать о значимости астрологии в данных культурах.
Древний Египет. Жители Египта создали одну из первых цивилизаций, Египетское государство находилось в долине Нила. Разливы Нила были приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения. Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появились орудия из меди и бронзы. В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд земледельцев. Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Был организован труд ремесленников. В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как правило, чужеземцы. Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фараон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанавливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.
Города-государства Шумера. Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месопотамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивилизации здесь было связано с необходимостью строительства и использовании оросительных сооружений. В Месопотамии обитали разные народы. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса. В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур.
В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правителем города. Значительную роль продолжало играть народное собрание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей усиливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами. Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. В XXI в. до н.э. возникло царство Шумера и Аккада (так называемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централизованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чиновников Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии. Вавилонское царство. Вавилон - громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими улицами. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и продуманный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»). Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадлежала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полностью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свободные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя наделах.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 524.