1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
– те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты);
– те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом. К данной категории относится большинство философов.
2. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются:
– телеология истории Гегеля;
– позитивистский подход;
– формационный подход;
– цивилизационный подход;
– культурологический подход.
Телеология истории Гегеля
1. Сущность истории Гегель выявляет в схеме целесообразной деятельности: «цель - средство – результат». Она сложна и реализуется на трех уровнях:
– История как сфера индивидуальной человеческой деятельности.
– История как национально-историческая форма жизнедеятельности людей.
– Собственно всемирная история.
2. Смена исторических этапов, согласно Гегелю, происходит в результате развития самосознания и приобретения человеком свободы. На этом основании Гегель выделял три исторических этапа:
– Восточный мир (Китай, Египет): отсутствие свободы, свободен только один человек – правитель, остальные являются рабами;
– Греческий мир (античность): свобода дополняется несвободой, т.к. у греков существовало рабство, а у римлян - подчинение различных народов, свободными были только определенные группы и сословия;
– Германский мир: подлинная свобода для каждого. Особое влияние на становление данного этапа оказали реформация (Лютер, Кальвин) и Великая французская революция.
Позитивистский подход
1. Основоположник позитивизма О. Конт рассматривал историческое развитие общества с точки зрения социальной динамики. Социальная динамика – теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.
2. Исходя из теории социальной динамики, Конт считал, что история общества проходит три стадии, каждой из которых соответствует особый тип мышления:
– Теологическая (с древности до 1300 года): все явления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господство сверхъестественного; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний. Государственное устройство на данном этапе представляет собой военное господство.
– Метафизическая (1300—1800 гг.): теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами». Преобладает феодальное господство как форма социального устройства.
– Позитивная (с XIX века): главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество. Общество на данном этапе представляет собой промышленную цивилизацию.
Формационный подход
1. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
К.Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
– первобытнообщинная;
– рабовладельческая;
– феодальная;
– капиталистическая;
– коммунистическая (социалистическая).
К.Маркс также указал на особый политико-экономический тип общества, фактически шестую формацию – «азиатский способ производства».
2. Формационный подход широко распространен в мировой философии. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Достоинства:
– понимание истории как закономерного объективного процесса;
– глубокая разработка экономических механизмов развития;
– реалистичность, систематизация исторического процесса.
Недостатки:
– не учитываются другие факторы: культурные, национальные, спонтанные;
– излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами в своем развитии одной из формаций);
– нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз;
– экономический крах коммунистической (социалистической) формации).
Цивилизационный подход
1. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 – 1975).
Центральное понятие, используемое его сторонниками – цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют, особенно религиозно, на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились):
– шумерская;
– вавилонская;
– минойская;
– эллинская (греческая);
– китайская;
– индусская;
– исламская;
– христианская;
– некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).
2. Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
– вызов, брошенный цивилизации извне: невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия;
– ответ цивилизации на вызов;
– деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме «вызов ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:
– творческого меньшинства;
– инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
– зарождение;
– рост;
– надлом;
– смерть и полное исчезновение цивилизации.
Культурологический подход
Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 – 1936).
Центральное понятие данного подхода – культура.
Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби. Однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
– индийская;
– китайская;
– вавилонская;
– египетская;
– античная;
– арабская;
– русская;
– западноевропейская.
Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.
Вопросы и задания
1. Перечислить основные подходы к изучению истории.
2. Какие достоинства и недостатки имеет формационный подход?
3. В чем сущность цивилизационного подхода?
4. В чем сущность культурологического подхода?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 242.