______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные задания:
1. Определите преимущественный характер следующих исследований.
Темы исследования Характер исследования
Динамика престижности образовательного Социологический
учреждения
Влияние здоровья на успешность обучения Психологический
младших школьников
Сравнительное изучение эффективности Педагогический
разных образовательных технологий Валеологический
Выявление одаренности детей-дошкольников Комплексный
2. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
а) коллектив педагогов и учащихся школы № 52 г. Челябинска;
б) процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;
в) психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;
г) зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.
3. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в
следующих исследовательских темах:
а) формирование артистизма как элемента подготовки будущего педагога;
б) готовность к саморазвитию как цель образования;
в) использование новых информационных технологий в проблемном обучении.
4. Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования.
Объект: коммуникативная компетентность учителя.
Предмет: педагогические условия развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.
5. Сформулируйте тему педагогического исследования, исходя из предлагаемой цели:
а) определить педагогические условия, способствующие формированию правосознания подростков;
б) раскрыть научно-теоретические, технологические основания формирования у подростков исследовательского опыта во внеурочной деятельности.
а) «Развитие у старшеклассников умений делового общения»;
б) «Формирование этнокультурной компетентности у учащихся национальной школы».
Тема: «Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательных интересов школьников».
Формирование познавательных интересов школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если обучение студентов педагогического вуза методике формирования познавательного интереса будет рассматриваться как составная часть общей системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, для чего необходимо реализовать систему организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса подготовки будущих учителей к формированию познавательных интересов школьников, а также обеспечить взаимосвязь и преемственность психологических, педагогических и методических дисциплин в плане подготовки будущих учителей к соответствующему аспекту профессионально-педагогической деятельности.
Тема: «Модель готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности».
Уровень готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности можно повысить, если:
а) процесс целеполагания основан на объективной информации по педагогическому прогнозированию результатов управленческой деятельности руководителя;
б) реализация целеполагания осуществляется на основе теоретической модели, которая является базой формирования программы развития муниципальной системы образования;
в) критерии эффективности целеполагания реализуются на всех этапах процесса принятия и реализации управленческого решения.
8. В.В. Краевский утверждает: «В настоящее время исследование, как правило, должно быть обосновано еще до его реализации. Нужно обозначить исходные положения, предполагаемый результат и способ получения этого результата». Возможно ли обосновать психолого-педагогическое исследование еще до того, как оно проведено? Не нарушает ли это связей между наукой и практикой образования? Дайте обоснование своей точки зрения.
9. Ниже дано краткое описание основных методов исследования. Определите, о каких методах идет речь.
а) кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам (применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии);
б) сущность метода – сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности; каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом (применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей);
в) индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни – исследователь не вмешивается в естественный ход событий, пример этого метода – ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребенка; эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.
г) исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий;
д) с целью изучения содержания «Я» подростков им предложили составить самоописание на тему «Я, каким кажусь себе», затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в самоописаниях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась определенная тема.
10. Сравните записи двух наблюдателей за поведением девочки Тони (1 год 7 мес.). Ответьте на вопросы. Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели? При каком виде записи достигается большая объективность и информированность описываемых явлений?
Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собой, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».
Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».
11. Закончите неоконченные предложения:
Достоверность - это_______________________________________________________
Достоверность полученных результатов зависит от_____________________________
Достоверность результатов исследования обеспечивается_______________________
12.Закончите предложение, включив как можно больше признаков:
Практическая значимость исследования определяется тем, что_______________________
Кейсовые и ситуационные задачи:
1. Выписка из протокола наблюдения, проведенного студенткой
Протокол № 1.
Занятие по математике в старшей группе детского сада.
Наблюдаемый: Саша (5 лет).
Наблюдатель: С-ва.
№ | Действия воспитателя | Действия детей | Действия Саши |
1 | А) воспитатель хорошо подготовлен к занятию | Б) все дети внимательно слушают и хорошо работают | В) Саша быстро поднял руку на первый вопрос: «На сколько предметов больше на верхней ступеньке лестницы, чем на нижней?» |
2 | Г) задал вопрос «Правильно ли ответил Саша?» | Д) дети знают ответ, так как все подняли руки | Е) Саша слушает внимательно, он хочет все понять |
Определите, в каких записях (а, б, в, г, д, е) отражены факты, а в каких – их истолкование. Почему необходимо регистрировать только факты наблюдений, ситуации, им сопутствующие, а не их истолкование?
2. Саша (6 лет) из строительного материала сооружает высотное здание.
Необходимо путем наблюдения выяснить отношение ребенка к конструктивной деятельности.
Перечислите требования, соблюдение которых необходимо для осуществления метода наблюдения. Определите признаки, выражающие отношение ребенка к конструктивной деятельности.
3. При изучении представлений о предмете была высказана гипотеза, что представления о предмете не являются результатом пассивного отпечатка в мозге ребенка, что практические (конструктивные, изобразительные) действия способствуют формированию более полных представлений о предмете. С помощью какого эксперимента может быть проверена данная гипотеза?
4. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла, конфета и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов.
В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, - сказал исследователь, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфета (назвал те же слова, какие произносил и при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов.
Назовите причину резких отличий результатов эксперимента. Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабораторный эксперимент», назовите их отличительные признаки.
5. Воспитателю необходимо было выяснить отношение Димы (5 лет 6 мес.) к маме. Подбирая вопросы для беседы с ребенком, она так сформулировала их: любишь ли ты маму? А маму ты любишь? Как ты любишь маму? Тебе нравится делать приятное маме? А твоя мама хорошая? Что ты сделал приятного маме? Как часто ты делаешь маме приятное? Стараешься ли маме сделать приятное? А что именно ты сделал маме приятное? Как ты маме помогаешь? Что же ты не всегда маме помогаешь? Кого ты больше любишь: маму или папу? Ты маму слушаешься? Что же ты такой большой, а маму не слушаешься? Если ты не слушаешься, то мама тебя наказывает? Помнишь, как поступила мама, когда ты ее не послушался?
Назовите правильные формулировки. Объясните, почему они верны. Какие требования предъявляются к формулировке вопросов, используемых в беседе?
6. Какое влияние на дошкольников оказала прочитанная книжка, можно узнать, используя метод беседы.
Объективность сообщаемых в беседе данных во многом зависит от такта воспитателя, умения выяснять интересующие его обстоятельства не столько в форме прямых вопросов, сколько косвенным путем Какие особенности ребенка могут быть выявлены в беседе? Чем отличается косвенный вопрос от прямого? По выбранной книжке составьте план беседы с детьми, применяя косвенные вопросы.
7.
Сформулируйте цель научного исследования по любой из предлагаемых тем: 1. «Формирование профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза». 2. «Формирование профессионально-компетентностной культуры будущего учителя ». 3. «Формирование этнокультурной компетентности у студентов педвуза». | Методические рекомендации Цель - это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования - это мысленное предвидение его результата. Структура цели включает в себя: целевой объект, целевой предмет и целевое действие. |
8.
Сформулируйте тему и объект исследования, в котором выделен следующий предмет исследования: · способы и педагогические условия реализации педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов педвузов; · педагогические условия и способы становления и развития исследовательской компетентности будущего учителя. | Методические рекомендации Определение предмета исследования. Предмет исследования (какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?): - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения; - в предмет включаются только те элементы объекта, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе; - в предмете в концентрированном виде заключены направления поиска нового знания. Постройте свой ответ по следующей схеме: Предмет исследования: Представляет собой… Включает… Обеспечивает…. Предполагает…. |
9.
Сформулируйте тему и предмет исследования, в котором выделен следующий объект исследования: · процесс формирования прогностических умений у студентов педагогического вуза; · профессионально-творческое саморазвитие студентов педагогического вуза в процессе их профессиональной подготовки. | Методические рекомендации Объект исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объектом является: - та область социально-педагогической реальности, которая существует независимо от сознания исследователя, объективно, содержит в себе противоречие и порождает проблему, обнаруженную педагогом-исследователем. - круг явлений, на которые направлено внимание исследователя; - определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источником необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска; - в одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Постройте свой ответ по следующей схеме: Объект исследования: Представляет собой… Включает… Обеспечивает…. Предполагает…. |
10.
Напишите рецензию статьи: Захаров А.В., Комарова Д.В. . Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста // Молодой ученый.- № 1, 2014.- С. 526-528. | Методические рекомендации Понятие рецензии. Рецензия – письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации) План рецензии включает в себя: 1. Предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы). 2. Актуальность темы статьи. 3. Краткое содержание рецензируемой статьи, её основные положения. 4. Общая оценка работы рецензентом. 5. Недостатки, недочеты работы. |
11.
Вам предлагается следующая тема исследования «Формирование исследовательской компетентности будущих педагогов». Продумайте и предложите программу констатирующего и формирующего этапов эксперимента по данной теме. | Методические рекомендации Обоснуйте свою позицию, опираясь на основные методологические характеристики исследования (объект, предмет, цель и задачи, гипотезу исследования). Постройте свой ответ на следующих вопросах: 1. В чём заключается специфика метода эксперимента? 2. Почему эксперимент называют комплексным методом? 3. Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента? 4. На решение каких задач исследования направлен педагогический эксперимент? 5. Какие виды экспериментов в сфере образования можно выделить? 6. Каковы особенности каждого вида эксперимента? 7. Охарактеризуйте основные этапы проведения эксперимента. 8. Чем определяется эффективность опытно-экспериментальной работы? 9. Что важнее в эксперименте: подробно разработанная методика или обеспечение условий реализации предлагаемой экспериментатором программы преобразования объекта исследования? |
Дата: 2019-02-18, просмотров: 1566.