ОК-2 - готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность; ОПК-3- готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования; ПК-6 -способность к проектированию и внедрению психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии; ПК-10 -способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы; ПК-11 - готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности; ПК-12 -готовность к проектированию научно обоснованных психолого-педагогических технологий; ПК-14 -готовность к преподаванию в образовательных организациях с использованием научно обоснованных психолого-педагогических технологий | ||
Конкретизированные цели освоения дисциплины обеспечивающие формирование компетенции | Оценочные средства контроля формирования компетенций | Баллы |
Знать: З.1 – З.7 Уметь: У.1 – У.7 Владеть: В.1 – В.7 | Текущий контроль: Знать: – тест по разделу; – контрольная работа по разделу; – проверка выполнения заданий для инвариантная части самостоятельной работы (эссе; письменное сообщение, анализ раздела, определение компонентов исследования, проект). Раздел 1 задания №№ 1-5; Уметь: – проверка подготовки к практическим занятиям; – проверка выполнения индивидуальных заданий; – проверка выполнения заданий для инвариантная части самостоятельной работы (прогнозирование подходов, доклад и выступление с презентацией, анализ авторефератов, прогнозирование методов). Раздел 1: задание № № 6-10; Владеть: – проверка выполнения заданий для инвариантная части самостоятельной работы (план наблюдения, ресурсная карта, сообщение, аннотация). Раздел 1: задание №№ 11-14 Промежуточная аттестация: зачет. | Максимальное количество баллов: 150 10 (1 тест. max = 10) 10 (1 контр. работа. max = 10) 5 (5 заданий. max = 25) 5 (5 практич. занятий. max = 25) 5 (не более 3 заданий. max = 15) 5 (5 заданий. max = 25) 10 (4 задания. max = 40) |
5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Контрольная работа по разделу 1. Типовые вопросы:
1. Что такое наука? Какова роль науки в современном обществе?
2. Назовите основные концепции современной науки?
3. Какая главная социальная функция науки в современном обществе?
4. Какие основные функции науки вам известны? К чем их назначение?
5. Дайте классификацию наук.
6. Дайте понятие фундаментальным, прикладным и поисковым исследованиям.
7. Чем отличие психолого-педагогического исследования от исследования по педагогической психологии?
8. В чем отличие принципа от требования?
9. Каково содержание деятельности исследователя на подготовительном этапе психолого-педагогического исследования?
10. Что представляет собой объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования? В чем состоит их специфика в психолого-педагогическом исследовании?
11. Какова последовательность действий исследователя на стадии организации и проведения эмпирического исследования? Какие требования предъявляются к деятельности исследователя на этой стадии?
12. Что изучает методология?
13. Какие функции выполняет методологическое знание в теории и практике образования?
14. В чем разница между общенаучным и конкретно-научным уровнями методологии педагогики? В чем назначение каждого из них?
15. В чем сущность требования непротиворечивости уровней методологии педагогики? Не означает ли это требование нарушения свободы выбора методологических оснований исследования?
16. Что называют методами исследования и на чем основаны подходы к их классификации?
17. Каково назначение каждого из теоретических методов исследования? В чем специфика их применения в психолого-педагогическом исследовании?
18. Каковы преимущества и ограничения каждого вида наблюдения?
19. В чем разница между изучением опыта и экспериментом? В чем их сходство?
20. Какие преимущества и ограничения имеет каждый из видов опроса (беседы, интервью и анкетирования)?
21. Чем различаются критерии и показатели? Сколько принято выделять критериев и показателей?
22. Что называют операционализацией и верификацией? Как определяется объективность исследовательского метода?
23. Что понимают под надежностью метода исследования? Какие существуют приемы оценки надежности метода?
24. Что называют валидностью и какими критериями она определяется? Какие виды валидности выделяют в методологии психолого-педагогического исследования?
25. Какие существуют дополнительные требования к методам психолого-педагогических исследований и их выбору?
26. Что включает в себя методологическая культура исследователя? Что она характеризует? Какова роль рефлексии в совершенствовании методологической культуры исследователя?
27. Какие этические нормы вы считаете наиболее существенными при проведении собственного исследования и почему?
28. Чем объясняются правовые ограничения, которые приходится учитывать при проведении исследования в сфере образования?
29. Какие формы используются для представления данных и результатов исследования? От чего зависит использование той или иной формы представления результатов психолого-педагогического исследования?
30. Каковы основные требования к представлению результатов психолого-педагогического исследования?
Тест по разделу 1. Типовые вопросы:
1. Один из видов познавательной деятельности, отличительная особенность которого – выработка новых знаний называется ____________________________________.
2. Установите соответствие между уровнями исследования по способу получения знания и характеру информации и их характеристикой:
А. Эмпирический.
Б. Теоретический.
1) выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;
2) устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности.
3. Установите соответствие между видами педагогических исследований по направленности и их характеристикой:
А. Фундаментальные исследования.
Б. Прикладные исследования.
В. Разработки.
1) направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения;
2) своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе;
3) работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
4. Установите соответствие между общенаучными принципами психолого-педагогических исследований и требованиями к их реализации:
А. Принцип объективности.
Б. Принцип сущностного анализа.
В. Принцип единства исторического и логического.
1) необходимость учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом;
2) требование доказательности;
3) требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого;
4) выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении;
5) альтернативный характер научного поиска;
6) раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности, взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений, движения к более высоким стадиям развития с сохранением всего положительного.
5. Установите правильную последовательность исследовательских действий на подготовительном этапе:
1) определение цели и задач исследования;
2) определение объекта и предмета исследования;
3) планирование исследовательский действий;
4) определение проблемы и темы исследования;
5) формулировка гипотезы;
6) интерпретация понятий.
6. Установите соответствие между группами задач исследования и их характеристикой:
А. Историко-диагностическая
Б. Теоретико-модерирующая
В. Практико-преобразовательная
1) связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций;
2) связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;
3) связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования.
7. Проблемы методологии педагогики рассматриваются в работах:
А. Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, И.П. Павлова и др.
Б. В.П. Беспалько, С.П. Селевко, С.А. Маврина и др.
В. В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, А.М. Новикова и др.
8. Дайте характеристику уровням методологического знания:
Философский уровень методологии ___________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Общенаучный уровень методологи ____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Конкретно-научный уровень методологии ______________________________________________
___________________________________________________________________________________
Технологический уровень методологии ________________________________________________
___________________________________________________________________________________
9. _______________________________ - это принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
10. Какие из названных методологических подходов относятся к подходам общенаучного уровня методологии:
А. Деятельностный подход.
Б. Личностно-ориентированный подход.
В. Системный подход.
Г. Аксиологический подход.
Д. Синергетический подход.
Е. Информационный подход.
Ж. Культурологический подход
З. Квалиметрический подход?
Дата: 2019-02-18, просмотров: 807.