1. Бросок набивного мяча (оценка скоростно-силовых способностей). Показатели силы оцениваются длиной броска набивного мяча весом 1 кг (для детей в возрасте 7-10 лет) или 2 кг (старше 10 лет). Об эффективности этого испытания при отборе детей в спортивные секции свидетельствует его тесная корреляционная связь с данными при измерении силы динамометром. Для проведения тестирования нужны набивные мячи весом 1 или 2 кг и измерительная лента, с помощью которой через каждые 10 см проводятся линии для фиксации результатов бросков. Испытуемый становится на линию бросков, ноги врозь, набивной мяч в руках. Согнув ноги в коленях, резким движением туловища назад выполняется бросок мяча двумя руками через голову. Вначале два пробных броска, третий — зачетный. Результаты измеряются с точностью до 10 см.
2. Прыжок вверх с места (измерение скоростно-силовых возможностей).
Для проведения тестирования нужен измеритель в виде доски, которая подвешивается так, чтобы ее нижнего конца мог коснуться самый низкорослый испытуемый. Можно приклеить к стене бумажный лист длиной 1 м с нанесенными на него сантиметровыми делениями или просто использовать обычную стену. Испытуемый мочит кончики пальцев рук или натирает их мелом, становится боком к стене с мерительными делениями, поднимает прямую руку вверх, и не отрывая пяток от пола, оставляет метку. Затем испытуемый после приседа прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами и помогая взмахом рук. Во время прыжка испытуемый вытягивает руку вверх и оставляет след на доске или стене (рис. 5.2.). Испытуемый делает два пробных, а затем три зачетных прыжка. Результатом является разница между отметками на доске или стене, сделанными до и во время прыжка вверх.
На рис. 5.2.-5.7. показаны способы и виды контрольных упражнений, которые могут использоваться для оценки уровня развития силовых способностей.
Рис. 5.2. Прыжок вверх с места.
Рис. 5.3. Прыжок в длину с места.
Рис. 5.4. Кистевая динамометрия.
Рис. 5.5. Повороты туловища в стороны с наклонами в течение 30 сек.
Рис. 5.6. Подтягивание на высокой перекладине (мальчики); на низкой перекладине (девочки).
Рис. 5.7. Переход в сед из исходного положения лежа на спине
Контрольные вопросы
1. Классификация силовых способностей. Критерии, определяющие существование психомоторных свойств силовых способностей.
2. Комплекс основных и дополнительных средств развития силовых способностей.
3. Привести комплекс упражнений направленных на развитие максимальной силы мышц рук и плечевого пояса.
4. Привести комплекс упражнений, направленных на увеличение мышечной массы ног.
5. Дать характеристику методам увеличения мышечной массы.
6. Дать характеристику методам развития силовой выносливости.
7. Охарактеризовать методику развития скоростно-силовых способностей.
8. Тестирование силы на уроке физической культуры.
Литература
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания /В.М. Зациорский. - [3-е изд.]. - М.: Сов. спорт, 2009. - 199 с.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания /Зациорский В.М. - 2-е изд. - М.: ФиС, 1970. - 200 с.
3. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: очерки /Зимкин Н.В. - М.: ФиС, 1956. - 206 с.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.:АСТ, 1998.-271 с.
5. Хасин Л.А. Тестирование уровня физической подготовленности школьников / Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б. //Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М. - 2001. - С.133-136.
Тема №6.
Основы развития скоростных способностей
План лекции
1. Характеристика скоростных способностей.
2. Факторы, обуславливающие развитие скоростных способностей.
3. Сенситивные периоды развития скоростных способностей.
4. Методика развития скоростных способностей.
5. «Скоростной барьер» и пути его устранения.
6. Критерии и способы оценки скоростных способностей.
Глоссарий
Скоростные способности- возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени.
Быстрота простой двигательной реакции – оперативный ответ известным движением на известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).
Быстрота сложной двигательной реакции – оперативный ответ на реакцию выбора или реакция на движущийся объект.
Частота, или темп движений — это число движений в единицу времени.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.