Принцип всестороннего гармоничного развития личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данный принцип раскрывается в двух основных положениях:

1. Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте будут иметь общественную ценность и глубокое содержание.

2. Обеспечение широкой общей физической подготовленности. В связи с тем, что процесс физического развития обладает уникальностью изменчивости морфологических и функциональных признаков человека, для ФВ очень важно согласованно и соразмерно данному биологическому процессу организовать развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных умений и навыков, что положительным образом повлияет в будущем на эффективность выполняемых трудовых операций и выступлений на спортивной арене.

2. Принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения имеет прикладной характер, т.е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью. В итоге можно вывести следующие конкретизирующие положения данного принципа:

· решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера;

· в любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей;

· постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

3. Принцип оздоровительной направленности. Суть данного положения заключается в следующем:

1. Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление.

2. Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля. Физические упражнения – это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. Таким образом, определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, следует непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия. При планировании и регулировании тренировочной нагрузки необходимо придерживаться возрастных, гендерных особенностей, а также уровня подготовленности занимающегося. В процессе занятий необходимо обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля. И, несомненно, в любых условиях широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Общеметодические и специфические принципы ФВ

Общеметодические принципы

Данная группа принципов отражает решение цели и задач, отражающих общую методику процесса ФВ.

К общеметодическим принципам физического воспитания относятся:

1. Принцип сознательности и активности.

Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать цель, четко поставленная преподавателем перед учеником. Он должен «довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения». Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.

Наглядности.

Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

Для реализации этого принципа на практике применяются: показ двигательного действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий; кинофильмы; видеофильмы; звуковая и световая сигнализация.

3. Доступности и индивидуализации.

Он предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий. Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.

Специфические принципы ФВ

Данная группа принципов, определяет требования к процессу ФВ.

1. Принцип непрерывности (во-первых, должна соблюдаться последовательность в проведении занятий ФУ по дидактическим правилам: «от легкого к сложному», «от знаний к умениям», «от умений к навыкам»; во–вторых, при построении занятий следует обеспечить преемственность эффекта занятий, достижение кумулятивного эффекта (накопление эффектов от тренировочных занятий).

2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха (физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил; наилучшим интервалом отдыха будет промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы суперкомпенсации (см.рис.2.2.)).

За исходный уровень взят уровень креатинфосфата в мышцах   Рис. 2.2.Процесс физической работы и восстановления энергетических и пластических ресурсов организма человека

 

3. Принцип постепенного наращивания развивающе–тренирующих воздействий (систематическое повышение сложности заданий, при условии адаптации к используемым нагрузкам).

4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок (каждая последующая нагрузка должна быть увеличена (при условии к ее адаптации) в трех формах (см. рис.2.3.).

5. Принцип циклического построения занятий (построение занятий с учетом и в рамках завершенных циклов: микроциклов, мезоциклов, макроциклов).

6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания (целенаправленность с учетом закономерностей онтогенеза).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 254.