Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).
Некоторые общие рекомендации для занятий физическими упражнениями с целью улучшения функциональной подготовленности:
1. Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.
2. Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20 % ниже, чем максимальный (Хедман,1999).
Физическое совершенство
Физическое совершенство - исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровне всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей [Ашмарин Б.М., 1988].
Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.
К показателям физического совершенства относятся:
Спорт
– вид деятельности, направленный на спортивный результат, включающий в себя специальную подготовку и межчеловеческие взаимоотношения.
Его определение появилось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) - вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда возникают различные толкования термина «спорт».
В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном и рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются.
Действительно, спорт имеет смысл только до тех пор, пока выполняет роль одного из наиболее действенных разновидностей воспитания, пока является неотъемлемой и наиболее действенной частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. А в таком своем качестве он, несомненно, входит в содержание понятия «физическая культура».
В спорте как части физической культуры человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межличностных отношений. Спорт - это, собственно, соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
От ФК спорт отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента, а итогом – спортивный результат.
Спортивная культура
- созданные в обществе и передающиеся через поколения ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним.
Возможно в ближайшем будущем по предположению автора данного понятия, на место урокам физического воспитания (физической культуры) придет новый предмет – «спортивная культура» [по Л.И. Лубышевой, 2004 г ]
Контрольные вопросы
1. Характеристика этапов формирования дисциплины «ТиМФК».
2. Характеристика ценностей ФК.
3. Структура (компоненты) и формы физической культуры.
4. Система основных понятий.
Список литературы
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
2. Введение в теорию физической культуры. /Под ред. Л.П. Матвеева.-М.: ФиС.-1983.-128 с.
3. Загузов Н.И. Эволюция научной специальности «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» в педагогике // Теория и практика физ. культуры. - 1997. -№ 1. - С. 55-57.
4. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы.//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2004.-№4.- С.2-7.
5. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича. – СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006.- 720 с.
6. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970.-247 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993, т. 1.
8. Сулейманов Н.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение//ТиПФК, №3.-2001.
9. Теория и методика физической культуры: учеб.пособие для студ. вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физическая культура» и спец. 022300 - «Физическая культура и спорт»: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2004. - 463 с.
10. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. /Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: Спорт Академ. Пресс, 2001 г.
11. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт-пространство, формирующее самореализацию личности.- М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004.-316 с.
12. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- 4-е изд. - М.: Академия, 2006. - 480 с.
Тема №2.
Цели, задачи, принципы
и средства физического воспитания
План лекции
1. Цели и задачи физического воспитания (ФВ).
2. Классификация и характеристика принципов ФВ.
3. Классификация и характеристика основных и вспомогательных средств ФВ.
4. Техника двигательных действий.
Глоссарий
Упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека.
Физическое упражнение – двигательные действия человека, специально организованные для решения задач ФВ.
Физическое воспитание - педагогически организованный процесс формирования у человека потребности в физическом самосовершенствовании.
Принцип – наиболее важные положения, которые позволяют эффективно достигнуть поставленной цели.
Техника ФУ – способ выполнения двигательных действий с наибольшей эффективностью.
Цель и задачи ФВ
В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. [В.Столбов, Введение к книге Л.В. Куна, с.13]. Русский просветитель Н.И.Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит понятие «физическое воспитание». В 1765 году академик А.П.Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья" [там же с.13].
Целью ФВ является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите родины.
Для реального достижения конкретной цели решается комплекс конкретных задач (специфических, общепедагогических).
Задачи отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития субъекта, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
|
|
|
|
Рис. 2.1. Классификация задач по Ж.Холодову
Дата: 2019-02-19, просмотров: 257.