Функциональная подготовленность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

Некоторые общие рекомендации для занятий физическими упражнениями с целью улучшения функциональной подготовленности:

1.  Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.

2.  Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20 % ниже, чем максимальный (Хедман,1999).

Физическое совершенство

Физическое совершенство - исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровне всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей [Ашмарин Б.М., 1988].

Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.

К показателям физического совершенства относятся:

  • уровень здоровья;
  • физическая подготовленность;
  • пропорциональное телосложение;
  • рациональная техника;
  • физкультурная образованность;
  • творческое долголетие.

Спорт

– вид деятельности, направленный на спортивный результат, включающий в себя специальную подготовку и межчеловеческие взаимоотношения.

Его определение появилось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) - вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда возникают различные толкования термина «спорт».

В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном и рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются.

Действительно, спорт имеет смысл только до тех пор, пока выполняет роль одного из наиболее действенных разновидностей воспитания, пока является неотъемлемой и наиболее действенной частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. А в таком своем качестве он, несомненно, входит в содержание понятия «физическая культура».

В спорте как части физической культуры человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межличностных отношений. Спорт - это, собственно, соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

От ФК спорт отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента, а итогом – спортивный результат.

 

Спортивная культура

- созданные в обществе и передающиеся через поколения ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним.

Возможно в ближайшем будущем по предположению автора данного понятия, на место урокам физического воспитания (физической культуры) придет новый предмет – «спортивная культура» [по Л.И. Лубышевой, 2004 г ]

 

Контрольные вопросы

1. Характеристика этапов формирования дисциплины «ТиМФК».

2. Характеристика ценностей ФК.

3. Структура (компоненты) и формы физической культуры.

4. Система основных понятий.

Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

2. Введение в теорию физической культуры. /Под ред. Л.П. Матвеева.-М.: ФиС.-1983.-128 с.

3. Загузов Н.И. Эволюция научной специальности «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» в педагогике // Теория и практика физ. культуры. - 1997. -№ 1. - С. 55-57.

4. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы.//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2004.-№4.- С.2-7.

5. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича. – СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006.- 720 с.

6. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970.-247 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993, т. 1.

8. Сулейманов Н.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение//ТиПФК, №3.-2001.

9. Теория и методика физической культуры: учеб.пособие для студ. вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физическая культура» и спец. 022300 - «Физическая культура и спорт»: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2004. - 463 с.

10. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. /Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: Спорт Академ. Пресс, 2001 г.

11. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт-пространство, формирующее самореализацию личности.- М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004.-316 с.

12. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- 4-е изд. - М.: Академия, 2006. - 480 с.

 

 


Тема №2.

Цели, задачи, принципы

и средства физического воспитания

 

 

План лекции

1. Цели и задачи физического воспитания (ФВ).

2. Классификация и характеристика принципов ФВ.

3. Классификация и характеристика основных и вспомогательных средств ФВ.

4. Техника двигательных действий.

 

 

Глоссарий

Упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека.

Физическое упражнение – двигательные действия человека, специально организованные для решения задач ФВ.

Физическое воспитание - педагогически организованный процесс формирования у человека потребности в физическом самосовершенствовании.

Принцип – наиболее важные положения, которые позволяют эффективно достигнуть поставленной цели.

Техника ФУ – способ выполнения двигательных действий с наибольшей эффективностью.

 

 


Цель и задачи ФВ

 

В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. [В.Столбов, Введение к книге Л.В. Куна, с.13]. Русский просветитель Н.И.Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит понятие «физическое воспитание». В 1765 году академик А.П.Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья" [там же с.13].

Целью ФВ является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите родины.

Для реального достижения конкретной цели решается комплекс конкретных задач (специфических, общепедагогических).

Задачи отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития субъекта, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

 

 


Образовательное направление - Приобретение знаний научно-практического характера. - Формирование жизненно важных ДУ и ДН.
Общепедагогические задачи
Оптимизация физического развития - Оптимальное развитие физических качеств. - Укрепление и сохранение здоровья. - Совершенствование телосложения. - Долговременное сохранение общей работоспособности.

 
Субъектно-личностная направленность - Формирование личности человека: - Воспитание нравственных и психических качеств. - Развитие интеллекта.

 

 


Рис. 2.1. Классификация задач по Ж.Холодову

Дата: 2019-02-19, просмотров: 257.