Понятия и ценности физической культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции

1. Генезис формирования основ «Теории и методики физической культуры».

2. Что изучает дисциплина «Теория и методика физической культуры» (далее «ТиМФК»).

3. Характеристика основных понятий дисциплины «ТиМФК».

 

 

z:\newifk\info1.htm - 2#21. Генезис формирования основ

«Теории и методики физической культуры»

 

Истинную природу и значение физической культуры в социуме, ее опережающее глубинное понимание можно познать только с учетом постоянного расширения взгляда на мир, меняющегося под влиянием научно-технической революции и социально-экономических условий, в связи с возникновением экологической проблемы, а также участившимися опасными и чрезвычайными ситуациями. Поэтому важно увидеть глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и, прежде всего, с формированием целостной, многогранной личности, особенно в системе образования. Сейчас мы можем так легко погрузиться в сущность ФК, потому что на интеллектуальном горизонте появляются все новые и новые данные проведенных учеными исследований. Но было время, когда знаний было не достаточно. Развитие теоретических и прикладных исследований в области теории и методики физического воспитания (предшественник дисциплины «ТиМФК»), стало возможным благодаря научным исследованиям, начало которым было положено А.Ц. Пуни в 1952 г. Результаты исследований А.Ц.Пуни лежали в плоскости психологии спорта. С 1958 года начинаются защиты докторских диссертаций по смежным наукам: «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» и «История физической культуры». Участие советских спортсменов в олимпийском движении повысило значимость научной деятельности преподавателей физкультурных вузов нашей страны, которые,  в свою очередь, помогли оформить основы дисциплины «Теории и методики физической культуры и спорта».

В связи с повышением качественных требований к системе образования, развитием системы физической культуры и значительным увеличением знаний в ее сфере уже в 70-е гг. в рамках специального физкультурного образования вполне обоснованно был поставлен вопрос о переходе преподавания от теории (и методики) физического воспитания (ТФВ) к более высокому уровню обобщающих знаний - теории (и методике) физической культуры (ТиМФК), а в 1979 г. «ТиМФК» была включена в учебные планы институтов физической культуры в качестве общепрофилирующего предмета.

В период с 1970 по 1986 гг. в направлении формирования дисциплины «ТиМФК» многими учеными проделана значительная работа, связанная, в частности, с исследованием многообразных характеристик физической культуры как части (вида) общей культуры - ее понятия, структуры и функций, ценностных аспектов, места в общей культуре и роли культурной революции в стране, взаимосвязи с другими видами культуры и другими аспектами (при преимущественном участии специалистов кафедры ТФК СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, где по этим вопросам была выполнена одна докторская и ряд кандидатских диссертаций); с попытками разработки и определения ее теоретических контуров, объекта и предмета этой науки, генезиса развития знаний в ее сфере, функциональной специфики и других аспектов, однако в основном в отрыве от данных теории культуры (при ведущей роли специалистов кафедры ТФК РГАФК); с обоснованием методологии системного подхода применительно к исследованию физической культуры, дающей возможность интеграции дифференцированных знаний, появившихся в ее сфере, с позиций более высокого уровня - общей теории культуры (Г.А. Решетнева, В.М. Выдрин, 1975; Ю.М. Николаев, 1976; Н.И. Пономарев, 1976; Н.А. Пономарев, 1976; А.А. Колесов, В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, 1977; Л.П. Матвеев, 1983, и др.); с выходом под общей редакцией Л.П. Матвеева сборника трудов ученых социалистических стран «Очерки по теории физической культуры» (1984) и учебного пособия «Введение в теорию физической культуры» (1983), а также работ В.И. Столярова, рассматривающего философско-социологические проблемы теории ФК и методологические принципы определения понятий в ее сфере. Однако при всей значимости этих исследований они не могли в полной мере раскрыть всю совокупность вопросов ТиМФК в силу их большой сложности.

Это подтверждается и анализом содержательного материала основных учебников и учебных пособий по ТФВ и ТиМФК (1969, 1976, 1979, 1983, 1986, 1990, 1991, 1999, 2004 и др.), который свидетельствует о том, что они еще очень мало отличаются друг от друга, а в курс ТиМФК в большинстве случаев значительное количество теоретических сведений переносится из курса ТФВ, основная проблематика которого - выявление общих закономерностей обучения двигательным действиям и воспитание физических качеств (способностей) человека в единстве с направленным формированием личности в общей системе воспитания, хотя последней уделяется чрезвычайно малое внимание.

Одна из причин такого положения в данной дисциплине - отсутствие до настоящего времени достаточно четкой, самостоятельной методологической концептуальной базы ТиМФК. И, видимо, не случайно после Всесоюзной научно-практической конференции по ее проблемам (Москва, 1986) формирование ТиМФК если и не приостановилось, то темпы его заметно снизились, а о завершенности ее построения говорить не приходится.

Данная теория и сегодня в основном рассматривается как совокупность частных теорий (ТФВ, теории спорта и т.п.), не объединенных их предметно-содержательной основой и акцентирующих внимание в большей мере на двигательной (физической) стороне человека. ФК же должна представлять интегративную теорию всей деятельности в ее сфере, выступать в роли метатеории, быть интегрированным «единством разнообразия».

 

 

2. Что изучает дисциплина

«Теория и методика физической культуры»

 

Теорией ФК называют всю совокупность знаний, которые, возникнув как теоретическое отображение ФК, на практике объясняют те или иные ее закономерности и служат руководством к ее реализации. Однако в настоящее время многие теоретические взгляды и закономерности становятся объектом обсуждения в рамках различных общественных дисциплин. Не существует четких граней между ними, происходит постоянный обмен информацией.

Таким образом, ТиМФК есть интегративная система научных знаний о сущности ФК, взятой в целом, об общих закономерностях ее функционирования, направленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека.

По мнению Н.И. Сулейманова (2001), ТиМФК является высшей формой научного знания в области физической культуры, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства.

В начале 70-х годов 20 века впервые в нашей стране (СССР) с использованием системного подхода было проведено исследование ФК как составной части общей культуры. После 1986 и до середины 90-х гг. 20 века были выполнены ряд важных работ теоретико-методологического направления, носящих интегративно - концептуальный характер. Среди них следует отметить следующие концепции (conceptus - мысль, понятие):

· о соотношении биологического и социального [В.К. Бальсевич, 1988, 1991; Н.Н. Визитей, 1985; и др.];

· о соотношении телесного и духовного в человеке в сфере физической культуры [И.М.Быховская, 1993; Л.И. Лубышева, 1996; и др.];

· о возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции развития двигательных функции в процессе физического воспитания, спортивной тренировки [В.К.Бальсевич, 1988];

· о формировании физической культуры личности [В.К. Бальсевич, 1988; В.А. Пономарчук, 1991; М.Я. Виленский, 1991; А.П. Матвеев, 1997; В.И. Столяров, 1998; Ю.М. Николаев, 1998; и др.];

· о роли ФК во всестороннем и гармоническом развитии человека [А.Ц. Пуни, 1985; Н.Н. Визитей, 1985; Ю.М. Николаев, 1998; и др.].

Благодаря проведенным исследованиям были определены главные составляющие методологии дисциплины:

· объект изучения ТиМФК - физкультурная деятельность, формы и виды ФК человека и общества;

· предмет изучения ТиМФК - теоретико-методологическое обоснование закономерностей развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике формирования ФК человека как предпосылки к его физкультурному совершенствованию.

 

 

3. Характеристика основных понятий дисциплины «ТиМФК»

Предмет изучения и преподавания любой дисциплины раскрывается в ее понятиях. Поэтому мы остановимся на некоторых (основных) понятиях, так или иначе характеризующих физкультурную деятельность как объект познания. В области ФК к таковым можно отнести следующие:

· физическая культура;

· физическая культура личности;

· физическое воспитание;

· физическое развитие;

· физические упражнения;

· физическая подготовка;

· функциональная подготовленность;

· физическое совершенство;

· спорт;

· спортивная культура.

Физическая культура

Физическая культура (в широком смысле слова) - важная часть общей культуры общества, совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования.

Под культурой (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, таким образом, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования.

Основные показатели состояния физической культуры в обществе:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени;
  • характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

В процессе человеческой деятельности в области физической культуры создаются и совершенствуются материальные ценности, такие, например, как спортивные сооружения (стадионы, бассейны, дворцы спорта, спортивные залы), спортивные снаряды, инвентарь и тренажеры (гимнастические снаряды, инвентарь для лыжного, конькобежного спорта и легкой атлетики и т.п.), спортивная одежда и т.д.

Деятельность человека в области физической культуры находит свое отражение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, кино- и видеофильмах.

Результатом деятельности человека в области физической культуры являются также новые научные данные, касающиеся строения, развития и функционирования организма человека, его взаимоотношений с природой. С учетом научных данных специалисты разрабатывают адекватные методы применения физических упражнений для спортивной подготовки, развития физических качеств, улучшения физического состояния и укрепления здоровья. Все это - проявления духовной жизни людей (общества), и как результат - духовные ценности.

Вместе с тем, такая классификация не позволяет в должной степени понять наличие ресурсов, обеспечивающих реализацию цели ФК. На наш взгляд, рационально использовать классификацию ценностей физической культуры, основанную на работах Л.И. Лубышевой, И.Н. Быховской, Н.Н. Визитей (см. рис.1.1).

Рис. 1.1. Классификация и характеристика ценностей физической культуры

 

Физическая культура выступает как одно из важных средств решения наиболее общих задач человечества - сохранение себя как части природы, сбережение и поддержание жизни людей. Общество не располагает другими адекватными средствами для физической подготовки людей к труду и жизни в целом.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 405.