ТЕМА СЕМИНАРА 3. СИСТЕМА ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ребенок нагрубил родителям. И папа профессор пошел за книжкой, чтоб посмотреть, что делать в таком случае.

В книгах написано как воспитывать хороших детей, а о плохих не сказано.

Природа педагогического знания не обладает этим!

В каждом случае ВСЕ индивидуально!

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.

Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач

 

ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ МВ:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДОВ:

1. Необходимо учитывать цели и задачи воспитания.

2. Содержание воспитания (одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом, очень важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом)

3. Возрастные особенности воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

6. Условия воспитания (климат в классе, стиль педагогического руководства и т.д.)

7. Средства воспитания (к ним относятся - различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая; педагогическая техника: речь, мимика, движения)

8. Уровень педагогической квалификации.

9. Ожидаемые последствия (выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе)

Таким образом, метод содержит в себе правила действия и сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации. Понять категорию «метод» легче в соотношении с другими: «средство», «прием», «форма».

Средства воспитания - события, явления, процессы, лица, способные служить достижению цели воспитания в той мере, в которой они могут быть носителями содержания или инструментами преобразования предмета воспитательной деятельности

Средства воспитания:

- средства, выполняющие для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию: пример, образец, идеал, норма;

- средства, ограничивающие или корректирующие активность воспитанника: требование, контроль, наказание;

- средства, служащие для подкрепления и развития социально продуктивных моделей поведении: похвала, поощрение.

Приём - это «отдельное действие, движение; способ в осуществлении чего–н.», т. е. по отношению к методу прием имеет более частный, локальный характер. Применительно к воспитанию представляется правомерным использовать категорию «прием» в отношении одностороннего действия со стороны воспитателя к воспитаннику. В этом отношении возможно употребление терминов «приемы стимулирования» и «организаторские приемы» и подобных им. Говоря о средствах воспитательной деятельности, некоторые педагоги употребляют термин «способ», относя к способам методы, технологии, методики, техники, приемы. Ни одно из этих понятий в теории воспитания не является устоявшимся.

Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 207.