Ребенок нагрубил родителям. И папа профессор пошел за книжкой, чтоб посмотреть, что делать в таком случае.
В книгах написано как воспитывать хороших детей, а о плохих не сказано.
Природа педагогического знания не обладает этим!
В каждом случае ВСЕ индивидуально!
Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.
Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач
ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ МВ:
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДОВ:
1. Необходимо учитывать цели и задачи воспитания.
2. Содержание воспитания (одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом, очень важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом)
3. Возрастные особенности воспитанников.
4. Уровень сформированности коллектива.
5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
6. Условия воспитания (климат в классе, стиль педагогического руководства и т.д.)
7. Средства воспитания (к ним относятся - различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая; педагогическая техника: речь, мимика, движения)
8. Уровень педагогической квалификации.
9. Ожидаемые последствия (выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе)
Таким образом, метод содержит в себе правила действия и сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации. Понять категорию «метод» легче в соотношении с другими: «средство», «прием», «форма».
Средства воспитания - события, явления, процессы, лица, способные служить достижению цели воспитания в той мере, в которой они могут быть носителями содержания или инструментами преобразования предмета воспитательной деятельности
Средства воспитания:
- средства, выполняющие для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию: пример, образец, идеал, норма;
- средства, ограничивающие или корректирующие активность воспитанника: требование, контроль, наказание;
- средства, служащие для подкрепления и развития социально продуктивных моделей поведении: похвала, поощрение.
Приём - это «отдельное действие, движение; способ в осуществлении чего–н.», т. е. по отношению к методу прием имеет более частный, локальный характер. Применительно к воспитанию представляется правомерным использовать категорию «прием» в отношении одностороннего действия со стороны воспитателя к воспитаннику. В этом отношении возможно употребление терминов «приемы стимулирования» и «организаторские приемы» и подобных им. Говоря о средствах воспитательной деятельности, некоторые педагоги употребляют термин «способ», относя к способам методы, технологии, методики, техники, приемы. Ни одно из этих понятий в теории воспитания не является устоявшимся.
Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 239.