Первая характеристика процесса, которая следует из его философского определения, - это закономерная логика протекания процесса. Отличие педагога-профессионала от дилетанта, работающего интуитивно, связано с предвидением результатов воспитания, прогнозированием хода процесса. Основой для такого прогноза может стать изучение мотивации школьников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения.
Приступая к какому-либо делу, мы стараемся, возможно, детальнее представить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели, под которой понимается «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю». Осознанность, целенаправленность - непременные условия человеческой жизнедеятельности. Деятельность педагогическая, конечно же, не является в этом отношении исключением.
Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе.
Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в индивидуально-личностных свойствах воспитуемого, которых хочет достичь педагог.
Целеполагание - процесс выработки цели. Цель воспитательной деятельности формируется при сопоставлении идеального образа с данными изучения конкретной личности. Следовательно, педагогу нужно:
1. Как можно конкретнее, детальнее сформулировать идеал воспитания, которого хотелось бы достичь.
2. Сравнить с помощью специальных методик конкретного человека с идеалом.
3. Выявить существенные расхождения полученной картины с идеалом.
4. Определить те изменения, которых педагог хочет достичь за данный промежуток времени.
Определяя идеал воспитания, следует помнить, что в его формировании мы вынуждены пройти от общечеловеческих ценностей, через ценности национальной культуры, традиции региона, социальной группы до взглядов конкретной семьи и самого растущего человека на своё будущее. Потому важно вовремя остановиться в детализации идеального образа своего воспитанника.
В процессе целеполагания, как видим, важную роль играет наше владение методами психолого-педагогической диагностики. Педагогу необходимо не только располагать достаточным количеством освоенных методик, но и конструировать из них программу изучения личности и групп учащихся. Причём, изучение должно вплетаться в учебно‑воспитательный процесс, а не представлять из себя отдельную деятельность, дополнительную к основной.
На третьем шаге целеполагания, выделяя проблемы, уберегите себя от мелочности, от стремления «подогнать» каждого конкретного ребенка под сформулированный идеал:
· во‑первых, никогда нельзя быть до конца уверенным в том, что этот идеал сформулирован корректно;
· во‑вторых, всегда трудно провести в достаточной степени полную диагностику выделенных качеств;
· в-третьих, человек непрерывно изменяется и «вчерашние» знания о нем могут быть неприменимы сегодня;
· наконец, проблематичным является вопрос об учёте саморазвития воспитанника.
В практике воспитательной работы ответить на многие вопросы помогают коллективные формы обсуждения: педагогический консилиум, малый педсовет. Здесь на основе знаний, опыта и итогов изучения воспитанников многими педагогами возможно оптимальное решение проблем, связанных с выработкой цели воспитания, подбором педагогических средств и анализом достигнутых результатов.
Лишь четвертый шаг позволит нам сформулировать воспитательную цель. При этом важно учесть не только время, но и средства, которыми располагает педагог для достижения воспитательного результата.
Но вот цель поставлена. Прежде, чем приступить к её выполнению, остановимся, оценим насколько правильно она поставлена. Ведь ошибочно выбранная цель почти гарантирует нам бесплодные усилия по её достижению. Решая проблему грамотной постановки цели воспитательной работы, следует ответить на вопросы:
1. Можно ли назвать сформулированную фразу целью, т.е. определяет ли она достижение в деятельности, результат, или только намечает направление движения?
2. Педагогическая ли это цель, т.е. направлена ли она на изменения в самом воспитаннике, его индивидуально-личностных свойствах?
3. Относится ли эта цель к ведущим свойствам, качествам или сферам, определяющим развитие человека в целом?
4. Реальна ли она, т.е. предполагается ли в постановке цели определенный отрезок времени и средства для ее достижения?
Процесс постановки цели, описанный выше, достаточно труден. Как, к примеру, определить воспитательную цель урока? Какие качества можно воспитать за 40‑45 минут? И некоторым кажется, что выражения типа «воспитывать уважение к труду» или «продолжить формирование самосознания» спасают положение. Но ведь воспитывать не означает воспитать, двигаться — не означает достичь результата. Такое «облегчение» только скрывает отсутствие у педагога осознанной цели, а значит снижает её эффективность и удовлетворение от работы.
В современной педагогике утвердился деятельностный подход, который предполагает, что всякое качество личности воспитывается в соответствующей ему деятельности. К примеру, трудолюбие не может быть воспитано без включения в общественно полезный производительный труд. Однако,
Важно не только что человек делает, но и как к этому относится. Упуская этот важный момент, педагог может свести педагогическую работу к организаторской или какой-либо иной, а само воспитание свести к выработке поведенческих реакций, дрессуре.
Решая проблему включения своих воспитанников в жизнь общества, педагог должен выделять в человеке, системообразующие свойства, качества, сферы, которые в первую очередь способствуют социальной адаптации, индивидуально-личностному развитию, самоутверждению в качестве субъекта жизнедеятельности. Именно на их формирование прежде всего должно быть направлено внимание педагога.
Чтобы воспитание способствовало развитию субъектности, а не ее разрушению, деградации, необходимо понимать эту деятельность как средство саморазвития воспитуемого. Это значит, что в воспитательной деятельности воспитуемый является объектом, но в самом процессе формирования ребенок - субъект, более или менее активный.
Возбудить силы самодвижения, а не «вылепить» свой идеальный образ из ребенка - вот основная задача воспитателя.
Она выражена древней мудростью, что «ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Отсюда дополнительное требование к постановке воспитательной цели: максимальный учет собственной активности воспитанника.
Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которая требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это фрагмент реальной жизни учителя и ученика.
Педагогическая задача - осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести из одного состояния в другое (незнание - знание, распущенность - дисциплинированность, от неумения к умениям, от отрицательного отношения к положительному). Педагогическая задача может иметь достаточно большое число решений, так как она всегда субъективна, и способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя.
Педагогическая задача есть результат осознания педагогом цели и реальных условий ее достижения. Процесс решения педагогической задачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися (коллегами, родителями).
Процесс решения педагогической задачи состоит из следующих элементов:
· анализ ситуации и характера затруднений, т.е. выявление характера противоречий;
· формулировка педагогической цели, т. е. чего следует добиться;
· поиск путей и средств достижения поставленной цели;
· анализ полученного результата;
· анализ ошибок и возможности других путей решения педагогической задачи.
Алгоритм анализа педагогической ситуации:
1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позициюребенка, его поведение и т.д.).
2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта.
3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации.
4. Определите несколько вариантов достижения цели.
5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи.
6. Определите критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, и методы оценки результата.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.