Проблема педагогического общения отражена в таких понятиях, как «взаимодействие», «коммуникация» и «общение».
Понятие «коммуникативный» указывает на наличие связи между людьми – от взгляда до текста телеграммы. Коммуникативным называют человека, умеющего устанавливать и создавать такие связи между людьми или между собою и людьми.
Понятие «взаимодействие» обозначает систему взаимных воздействий в отношениях «человек – человек»; эта связь людей подразумевает некоторое содержание, созидаемое прямыми и обратными действиями в адрес друг друга. Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние
Общение – особая разновидность взаимодействия людей. В пестром калейдоскопе разнообразных характеристик взаимодействия (информативное, коммуникативное, речевое, продуктивное, деловое и прочие), которые различаются по содержательному основанию или средствами взаимодействия, общение выделяется на основании характера связи двух партнеров:
Во-первых, общение – это взаимодействие двух субъектов.
Во-вторых, связь этих субъектов осуществляется путем транслирования другому субъекту своего личностного «Я». Общение – взаимная трансляция «Я» субъектов. Каналы такой трансляции – визуальный, вербальный, тактильный, предметно-действенный.
В-третьих, речь идет о передаче внутреннего духовного содержания этих двух субъектов. Общение – взаимное раскрытие субъектами своего духовного мира.
Общение – это взаимодействие двух субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я», участвующих во взаимодействии субъектов.
Для педагога сложность вопроса имеет три стороны. Первая: всякий выход на общение сопряжен с психологическими трудностями, ибо внутренний мир автономен, закрыт от окружающих, и его открытие само по себе происходит через усилия физические и психические. Вторая: опыт общения у детей пока еще маловат и ограничен привычными ситуациями повседневной жизни, а в школе ребенок попадает в публичную среду и на глазах публики должен умело высказывать свой личностный мир. Третья: низкая культура общения.
Преодоление этих трудностей берет на себя целиком воспитание.
Педагогическое общение – это общение педагога с детьми, в процессе которого педагог содействует восхождению детей на уровень коммуникативной культуры «человек – человек», научая детей воспринимать Другого и открывать Другому свой внутренний мир.
Отметим формы общения:
Функции педагогического общения:
· Открытие партнера на общение: пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы; убедить партнера в его свободном выборе характера общения, повысить самооценку и уверенность в себе.
· Соучастие партнеру общения: через соучастие партнерам удается войти во внутренний мир Другого, проживая его духовные события; часть своего «Я» раскрыть перед Другим.
· Возвышения партнера общения: такое влияние на воспитанника, при котором воспитаннику удается в ходе взаимодействия сохранить уровень современной культуры общения и, благодаря духовным и физическим усилиям, совершить восхождение к духовным новообразованиям. Содействовать восхождению – значит содействовать свершению ребенком самого наивысшего, на что он пока способен: быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр.
СТИЛИ ОБЩЕНИЯ
Выделяют следующие стили педагогического общения. В. А. Кан-Калик:
· Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
· Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
· Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах (в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст). Такой стиль формирует отношения учитель — ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
· Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.
· Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Процесс воспитания представляет собой цепочку взаимосвязанных ситуаций, в которых происходит позитивное изменение педагога и воспитанника. Если рассматривать диалог как универсальную сущностную характеристику воспитания, то такие ситуации предстают в виде ситуаций диалогического взаимодействия. Выделяются следующие типы ситуаций диалогического взаимодействия:
1. Ситуация-понимание. Понимание себя и Другого - важнейшая предпосылка и одновременно результат диалогического взаимодействия.
Возможность понимания обеспечивается существованием индивидуальных и общих ценностей, а также эмпатией - способностью человека проникаться эмоциональными состоянием Другого, ставить себя на его место. Среди условий понимания исследователи особую роль отводят способности человека к самопониманию и его способности отдаваться чужому бытию (искренней заинтересованности в понимании Другого), способности субъектов, включенных в воспитательный процесс, к диалогу, эмпатии, понимаемой как механизм уравнивания их позиций, в том числе позиций педагога и воспитанника. Понимание не означает насильственного вторжения во внутренний мир другого человека, лишения его автономности, нарушения границ его духовной свободы: гуманитарная позиция педагога предполагает соблюдение этических норм, тактичное и бережное отношение к внутреннему миру воспитанника.
Результатом ситуации-понимания является уменьшение нетерпимости и становление гуманитарных установок детей по отношению к Другому, к любым проявлениям «инакости», к человеку как таковому. Еще один результат - самопонимание, осознание своей уникальности и в то же время общности с другими людьми, осознание себя частью природы и культуры.
Ситуация-понимание предполагает рефлексию (направленную как на себя, так и на Другого), осмысление жизненных ценностей, а потому такие ситуации соотносятся с рефлексивной фазой гуманитарного воспитания.
2. Ситуация-общение предполагает совместный поиск ценностей и смыслов, заключенных и проявляющихся в явлениях культуры и повседневной жизни, самопознание участников взаимодействия. В такой ситуации открываются широкие возможности для реализации на практике гуманитарных установок педагога и воспитанника. В общении реализуются принципы гуманитарного воспитания - принцип презумпции человеческого достоинства в диалоге, принцип принятия «иного» как данности.
Приемы инициирования диалогического общения:
Встреча с необычным. В ситуациях встречи с необычным ребенок сталкивается с явлениями, событиями, условиями, принципиально новыми для него, противоречащими его прежнему опыту, а потому сразу же привлекающими его внимание. У ребенка, подростка, юноши сразу же возникает множество вопросов, что служит стимулом для начала диалога.
Постановка перед воспитанником проблемного вопроса. Проблемный вопрос обращает внимание ребенка на такую сторону привычного предмета или явления, о которой он раньше не подозревал, стимулирует его смыслотворческую деятельность и тем самым - потребность в диалоге.
Предъявление «территории согласия». Педагог демонстрирует воспитаннику те взгляды, отношения, формы поведения, которые являются общими для них (оставаясь при этом в контексте культуры). Обнаружив «общность» с педагогом, ребенок охотнее откликается на приглашение к диалогу.
Иногда для того, чтобы диалог начался, педагогу нужно просто помочь воспитаннику облечь мысли в нужную форму, «проговорить» то, что ему хотелось бы высказать.
«Рождению» диалога способствуют доверительные взаимоотношения, соответствующий музыкальный фон, тщательно подобранное освещение, правильное оформление пространства, где происходит диалог, корректные формы обращения участников диалога друг к другу.
Результатом ситуации-общения выступает интенсивное развитие самосознания и изменение характера взаимоотношений воспитанников друг с другом и с другими людьми: основой взаимоотношений становится уважение Другого как носителя сознания, культуры, субъектных качеств и неповторимой индивидуальности.
Ситуация-общение направлена на осознание разнообразных жизненных ситуаций в процессе активного взаимодействия с другими людьми. Поэтому она соотносится с ценностной фазой гуманитарного воспитания.
3. Ситуация-поступок диалогична по своей сути: она требует выработки собственного отношения к Другому, понимания Другого, умения взаимодействовать с Другим на основе гуманитарных установок и принятых в обществе культурных образцов. Такая ситуация может выступать в форме внешних, практических действий и в форме духовного поступка. К средствам, стимулирующим «внешний» поступок, относятся в первую очередь ситуации оказания деятельной помощи. Другие ситуации могут в зависимости от их специфики и особенностей включенных в них субъектов стимулировать как внешний, так и внутренний (духовный) поступок.
Ситуация-поступок предполагает активную духовную и практическую деятельность «на радость и пользу людям». Прежде чем начать действовать (или совершая духовный поступок), ребенок, подросток, юноша выстраивает в своем воображении модель собственной деятельности, соотносит ее с нормами поведения в обществе и выбирает формы поведения, иначе говоря, создает проект ситуации и своего поведения в ней. Поэтому ситуация-поступок соотносится с проективной фазой гуманитарного воспитания. Ситуация-поступок в этой фа-зе воспитания имеет самостоятельное значение, но одновременно выступает как обязательное последействие ситуации-понимания и ситуации-общения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 353.