ТЕМА СЕМИНАРА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Среди характерных признаков современной социально-педагогической ситуации многие исследователи и учителя отмечают стремительное изменение условий жизни, непредсказуемость этих изменений, повышенный прагматизм в отношении родителей и школьников к учителю. Всё это приводит к необходимости осваивать и разрабатывать технологические подходы в педагогической деятельности, когда при минимуме затрат времени и энергии учителя и учащихся достигаемся наперед заданный результат.
Необходимость выстраивать обоснованную стратегию воспитания в различных ситуациях жизнедеятельности приводит педагога к осознанию принципов своей профессиональной деятельности, выстраиванию их в педагогическую позицию, концепцию.
ПРИНЦИП (от лат. principium — начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В философии принцип — первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, иначе называемого максимой, подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношения людей в обществе.
Во всех случаях принципы воспитания авторы стремятся обосновать структурой педагогической деятельности, целью которой является индивидуально-личностное развитие ребенка. Н. Е. Щуркова (1996, с. 383‑389), к примеру, выделяет ТРИ ПРИНЦИПА: ориентации на ценностные отношения, субъектности и принятия ребенка как данности. В другой своей работе она связывает эти требования с характеристиками современного воспитания. Дайте характеристику каждому принципу.
Принципы, как регуляторы, задают «русло» протекания процесса, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности. Иначе говоря, они рассматриваются как доминанты бытия педагога, его профессиональной позиции.
Все большее число исследователей (Д. Б. Эльконин, В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов и др.) определяют позицию педагога в процессе воспитания как посредничество, по их мнению, «лишь посредничество есть со‑бытие, которое может стать основанием развития ребенка». Педагог в этой функции выступает как посредник между ребенком и всей человеческой культурой, помогая ему найти свое место в обществе, в сложном мире. Поэтому жизнь воспитателя как понимающее бытие предъявляет следующие требования к педагогу:
· Во‑первых, требованием максимальной объективности, беспристрастности в процессе понимания воспитанника, необходимостью «освободить» свое знание не только от установок, определяемых сиюминутными настроениями, но и влияниями культуры, «требованиями дня» и т.п.
· Во‑вторых, важностью увидеть воспитанника вне созданной им же легенды о себе. В‑третьих, обязанностью воспитателя, хотя бы эпизодически, видеть мир и ту ситуацию, в которой осуществляется общение, глазами ребенка, «увидеть мир, как в первый раз», «удивиться миру» (Е. Финк).
· В‑четвертых, требованием к воспитателю - быть способным к самопониманию, всякий раз убеждаться в наличии этой способности в себе посредством редукции как теста на самоидентичность, на способность к независимому мышлению.
Стержневой характеристикой, своеобразным «ядром» способности к педагогическому (диалогическому) общению должна стать толерантность - чувство, выражающее терпимость педагога к любым, по выражению П. А. Флоренского, проявлениям «инакости» со стороны «другого». Толерантность - это, прежде всего, уважение Другого, его позиции (но не обязательно их приятие!). Так или иначе толерантность предполагает установку на независимость, на «несиловое» отношение к любым идеям, а самое главное — ответственность человека за свои собственные убеждения и поступки, понимание их относительности, т.е. невозможности их такого обоснования, которое было бы бесспорным для всех. Для педагога толерантность - это еще и показатель неотчужденности сознания педагога, показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир ребенка, в действительность и в то, что в них происходит.
Таким образом, мы видим, что в принципах детализируются концептуальные установки педагога, осознание его профессионально-педагогической или исследовательской позиции, а следовательно, принципы играют роль стабилизаторов воспитательной деятельности, структурируя ее содержание, делая предсказуемым профессиональное поведение педагога. Система принципов, направленных на реализацию ценностно-целевых установок педагога составляет ядро профессионально-педагогической концепции.
Концепция — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, ведущая идея для их освещения; система взглядов на что-либо; единый, определяющий замысел, ведущая мысль произведения или научного труда; конструктивный признак.
КОГДА МЫ ГОВОРИМ О КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЕРОЯТНО, ИМЕЕТ СМЫСЛ ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
1. Что понимает учитель в качестве идеального педагогического результата своей деятельности в данных условиях?
2. Какие педагогические проблемы выделяет он, сравнивая реальную действительность с этим идеальным замыслом?
3. Какой вклад в разрешение этих проблем намеревается внести в процессе своей профессиональной деятельности?
4. Какими принципами руководствуется педагог, реализуя в воспитательной деятельности свои целевые установки.
5. Какие основные средства предпочитает использовать для достижения своих целей (как строить свою деятельность, взаимоотношения с детьми и взрослыми, общение и т.д.)?
6. В каких проявлениях ожидает увидеть предполагаемый результат своей деятельности и как собирается выявлять его?
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПЕДАГОГУ ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ? Чтобы ориентироваться в складывающихся ситуациях. Чтобы обрести свой индивидуальный профессиональный стиль деятельности. Чтобы технологично выстраивать и накапливать свой педагогический опыт... Следовательно, нужно уметь оценить качество (а точнее - качества) своей профессионально-педагогической концепции. Мы предлагаем обратить внимание на следующие из них
Краткость - концепция должна быть настолько краткой, чтобы её можно было очень быстро и точно воспроизвести в любой, даже экстренной, ситуации, иначе она не может быть «руководством к действию».
Логичность - каждое положение концепции должно продолжать и дополнять предыдущие. В целом концепция должна быть непротиворечивой и согласованной.
Завершенность - концепция должна охватывать весь круг основных педагогических проблем в профессиональной деятельности учителя, быть универсальным вариантом их решения.
Обоснованность - действенной может быть лишь концепция, выстроенная на научно выверенных закономерностях педагогической деятельности, являющаяся результатом теоретического анализа окружающей действительности и особенностей личности педагога.
Конкретность - концепция должна быть «привязана» к особенностям данного педагога, условий, в которых он работает. Концепция может изменяться с течением времени или при изменении условий работы (иной возраст детей, уровень притязаний и т.д.).
Доступность - формулировка концепции должна быть настолько проста, чтобы её могли в равной степени понять и коллеги, и ученики, и их родители.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 283.