Экономическая характеристика оптовой торговли и оптового оборота.
Оптовая торговля осуществляет посредническую деятельность между производителями и потребителями. Оптовая торговля – это деятельность на рынке, представляющая собой покупку товаров с целью дальнейшей их перепродажи или для переработки.
Оптовая торговля развивается на основе выделения в её составе:
|
Предприятия оптовой торговли выполняют различные функции:
- осуществляют торговые функции, покупка товаров у производителей и продажа потребителям.
- хранение товарных запасов.
- подсортировка товаров.
- доставка товаров покупателю.
- предоставление информации о конъюнктуре рынка.
- изучение спроса покупателей на товары.
- осуществляют рекламу товаров.
- осуществляют стимулирование продвижение товаров на рынок.
Для характеристики объемов деятельности предприятий оптовой торговли используется показатель оптового оборота. Оптовый оборот – это продажа товаров крупными партиями торгующим предприятиям для последующей перепродажи и производственным предприятиям для переработки.
В состав оптового оборота включают:
1. Продажу товаров розничным предприятиям всех форм собственности;
2. Продажу товаров предприятиям питания;
3. Продажу товаров промышленным предприятиям для переработки, если готовая продукция не возвращается на склад;
4. Продажа товаров предприятиям социальной сферы (детские сады, ясли, больницы и т.д.);
5. Продажа товаров другим оптовым базам и складам;
Не являются оптовой продажей:
1. Отпуск товаров в собственную розничную сеть;
2. Внутренняя переброска товаров со склада на склад;
3. Отпуск товаров в производственные предприятия для переработки, если готовая продукция возвращается на склад;
4. Списание, уценка и возврат товаров поставщикам.
Весь оптовый оборот в зависимости от форм товародвижения делят:
ОПТОВЫЙ ОБОРОТ
Транзитный оборот является наиболее эффективным. При этом товары быстрее доходят до потребителей, снижаются цены на товары и др.
Транзитный оборот в зависимости от порядка расчета делится:
Все предприятия, осуществляющие оптовую торговлю, заполняют государственную отчетность формы № П-1 ежемесячно.
Планирование оборота оптовой торговли.
Основными задачами планирования оборота оптовой торговли являются:
В процессе планирования оборота оптовой торговли используется следующая информация:
Расчет плана оборота оптовой торговли производится многовариантными методами.
Общую сумму оборота рассчитывают:
1) Исходя из обеспечения получения предприятием доходов, покрытия издержек и получение прибыли.
или
2) Исходя из задач повышения доли предприятия на рынке.
Тплан = Доля на рынке план. Jp
3) Опытно-статистическим путем:
а) на основе анализа оборота оптовой торговли за предыдущие годы и учета факторов развития предпринимательской инициативы в регионе, намечают темпы роста оборота на планируемый год.
Тплан =
б) на основе сокращения звенности товародвижения, предусматривается в планируемом году сокращение коэффициента звенности.
Кзвенности =
отсюда
План оптово-складского оборота =
4. Если у оптового предприятия сложились постоянные длительные хозяйственные связи, то план оптового оборота может быть определен на основе договоров с ними, с учетом возможных разовых сделок с покупателями.
План оптового оборота = Сумме заключенных договоров с покупателями.
План оптового оборота = Сумме заключенных договоров с поставщиками.
После определения общей суммы оборота распределяют его по видам: оптово-складской и транзитный, учитывая, что доля транзитного оборота должна возрастать и звенность товародвижения должна сокращаться.
В реальной действительности оптовые предприятия работают по каждому товару в отдельности.
Поэтому планирование оборота можно начинать по товарным группам.
При планировании, на основе договоров с покупателями устанавливают.
1. Потребность предприятий в товарах:
а) розничной торговли;
б) предприятий питания;
в) промышленных предприятий;
г) предприятий социальной сферы;
2. Определить поступление товаров минуя склады оптовой базы, в соответствии со схемами товародвижения от различных поставщиков.
План оптово-складского оборота = Потребность предприятий – Поставка товаров
(покупателей) всего минуя оптовую базу
По договорам с поставщиками и схемами товародвижения устанавливают сумму транзитного оборота с оплатой через базу.
При планировании необходимо выбирать такое соотношение складского и транзитного оборота, которое позволит максимально удовлетворить запросы клиентов и принести оптовой базе прибыль, сохранить и по возможности увеличить свою долю на рынке по группам товаров.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.