Тема: Понятие розничного товарооборота, его классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Понятие розничного товарооборота, его классификация.

Оборот розничной торговли – один из основных показателей потребительского рынка страны, отдельных регионов, а также для оценки объема деятельности торговых предприятий.

Оборот розничной торговли является заключительной стадией движения товаров, когда они переходят из сферы товарного обращения в сферу личного потребления на основе актов купли-продажи.

Розничная продажа товаров ведется:

  • юридическими лицами, для которых торговая деятельность является основной (торговые организации, магазины, палатки, ларьки, киоски, торговые автоматы)
  • юридические лица, для которых торговая деятельность не является основной (промышленные, сельскохозяйственные и др.)
  • физические лица, осуществляющие продажу на всех видах рынков.

Оборот розничной торговли – это продажа товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве независимо от форм оплаты товаров.

Оборот розничной торговли классифицируется:

  1. По формам собственности:
  • оборот предприятий, базирующихся на государственной и муниципальной собственности;
  • оборот предприятий, базирующихся на коллективной собственности: системы потребительской кооперации, колхозной, различных объединений;
  • оборот предприятий, основанных на частной собственности;
  • оборот предприятий основанных на совместной собственности (смешанной);
  1. В зависимости от организационно-правовых форм предприятий различают, оборот хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ (ООО, АОО, АОЗ, кооперативов и др.)
  2. По видам оборота различают:
  • оборот розничных торговых предприятий;
  • оборот предприятий питания;
  1. По структуре различают:
  • оборот по продаже продовольственных товаров;
  • оборот по продаже непродовольственных товаров.

Формирование оборота розничной торговли осуществляется под влиянием множества факторов:

  1. Изменение спроса населения, численности населения, денежных доходов и их дифференциация по группам населения.
  2. Изменение товарного предложения: развитие производства, качество товаров, развитие оптовой торговли и внешнеэкономических связей.
  3. Изменение цен на товары, состояние конкуренции на рынке.
  4. Организация торговли: формы и методы продажи, реклама, состояние материально-технической базы, режим работы, квалификация работников и др.

Планирование объема продаж по общему объему розничной торговли.

При планировании общего объема оборота розничной торговли используются различные методы, исходя из целевой установки разрабатывают различные варианты плана, из которых выбирают наиболее оптимальный.

Варианты разработки плана.

I. Исходя из сложившейся доли предприятия на рынке и обеспечения дальнейшего повышения конкурентоспособности. Предприятия планируют повышение доли предприятия на рынке.

План оборота = Фактический оборот за отчетный год х планируемая доля на рынке х Jp

                                Фактическая доля на рынке 

Например: Фактический объем продаж в отчетном году 10512 тыс. руб., его доля на рынке составила 32,5%, планируется повысить долю на 3,5%. Jp составит 1,08. Определить план оборота.

План оборота = тыс.руб.

II. Исходя из обеспечения получения необходимой прибыли, доходов, покрытия издержек обращения.

а) Так как Д=И+П или Д=Иперем.постоян+П, а уровни в % к обороту определяются:

УД= ; УН= ; УП=

Преобразуя эти формулы определяем сумму Д, П, И, получаем уравнение:

где: Д – доходы; Иперем- издержки переменные; Ипостоян- издержки постоянные; и П – прибыль; Т- план оборота.

Например: План прибыли предусмотрен 760 тыс. руб. Постоянные издержки составят 855 тыс. руб. Переменные издержки – 11,5% к обороту. Доходы организации – 21,5%. Определить план оборота.

0,215 Т = 0,115 Т + 855 + 760

0,215 Т – 0,115 Т = 855+760

0,1 Т = 1615

Т = тыс. руб.

б) Можно рассчитать план оборота исходя из плана доходов в сумме и в % к обороту.

Тплан =

Например: План доходов в сумме предусмотрен 3472 тыс. руб., уровень доходов составит 21,5%. Тогда план оборота:

Тплан = тыс. руб.

в) В арендных коллективах для этого используют понятие хозрасчетного дохода. Хозрасчетный доход это сумма прибыли и плюс фонд оплаты труда работников.

ХД = П + ФЗП.

где: ХД – хозрасчетный доход; ФЗП – фонд оплаты труда; П – прибыль; Т – план оборота

тогда Тплан =

Например: В арендном предприятии планируется получить прибыль в сумме 650 тыс. руб. и фонд оплаты труда составит 1840 тыс. руб. Уровень хозрасчетного дохода предусмотрен 7,45%.

Тплан = тыс. руб.

III. Обеспечение повышения степени удовлетворения потребностей населения в товарах.

а) опытно-статистическим путем, исходя из анализа оборота по годам, намечают темпы роста оборота на планируемый год. Тогда план оборота определяют:

Тплан = Фактический оборот отчетного х ТР на планируемый год  х Jp

                                                      100

где: ТР – темп роста 100

Например: Фактический оборот за отчетный год составил 10512 тыс. руб. Планируется увеличить объем продаж на 9,9%. Jp составит 1,08. Определить план оборота.

Тплан = тыс. руб.

б) Исходя из повышения % охвата покупательных фондов населения объемов оборота розничной торговли.

% охвата ПФ =          Объем оборота                х 100

                       Покупательные фонды

где: ПФ – покупательные фонды.

Намечая повышения % охвата и используя данные о возможных покупательных фондах населения, план оборота равен.

Тплан = П Ф по плану х % охвата по плану

                                   100

Например: Покупательные фонды населения за отчетный год составили 50800 тыс. руб., а % охвата покупательных фондов 28,5%. Покупательные фонды возрастут на 7,5%, а % охвата предусмотрено увеличить на 1,5%.

тогда, ПФ на планируемый год.

тыс.руб.

% охвата на планируемый год

28,5+1,5=30,0%

Тплан = тыс.руб.

в) Исходя из обеспечения повышения оборота на душу населения.

Оборот на душу населения =   Объем продаж всего

                                                  Численность населения

Планируя рост объема оборота на душу населения и учитывая прогнозы изменения численности, объем оборота можно рассчитать:

Тплан = Численность населения в планируемом году х оборот на душу населения в планируемом году х Jp

Например. Численность населения в отчетном году составила 4510 чел., оборот на душу населения был 3,150 тыс. руб. прогнозируется, что численность возрастет на 5,0%, оборот на душу населения планируется увеличить на 6,0%. Тогда

Численность населения в планируемом году

 чел.

Оборот на душу населения в планируемом году

 тыс. руб.

Тплан = тыс.руб.

IV. Обеспечение повышения эффективности использования торговых площадей.

При этом учитывают имеющиеся торговые плодащи, возможности их расширения и необходимость повышения оборота на 1м2 площади.

Оборот на 1м2S = Объем оборота всего

                                    S торговую

Тогда Тплан = S в планируемом году х оборот на 1м2 в планируемом году х Jp

Например: Торговая площадь в отчетном году составила 2500 м2 в результате реконструкции составит в планируемом году 2580 м2. Оборот на 1м2 площади в отчетном составлял 5,85 тыс. руб., в планируемом предусматривается довести до 6,18 тыс. руб., Jp = 1,02

Тплан = 2580 х 6,18 х 1,02 = 16263 тыс. руб.

Рассчитав, таким образом, различные варианты плана объема оборота на год выбирается наиболее оптимальный для организации.

После этого годовой план оборота распределяется по магазинам опытно статистическим путем. Годовой план по предприятиям распределяют по кварталам, а квартальный план по месяцам.

При этом на планируемый год намечают темпы роста и рассчитывают план объема оборота.

 Тплан = Т фактич.отч.год х Тр на планируем.год

                                100

При установлении темпов роста на планируемый год по предприятиям учитывают:

1) Сложившиеся темпы роста за ряд предшествующих лет, месторасположение предприятия, сложившиеся структура квартальных оборотов в годовом и месячных в квартальном.

2) Предусматривают более равномерную работу предприятий по кварталам и месяцам.

Разработанный план оборота должен обеспечивать каждому предприятию: рост оборота, рост доли на рынке, получение необходимых доходов и прибыли, повышение эффективности использования торговых площадей и трудовых ресурсов.

Планирование объема продаж по ассортименту.

Планирование объема оборота по ассортименту имеет большое значение. Этот план связан с основной целью торговли – удовлетворение спроса населения на конкретные товары и улучшением структуры потребления. Он необходим для планирования товарных запасов и потребности в поставках товаров, для планирования издержек обращения и доходов.

Расчеты плановых объемов продаж по отдельным товарным группам осуществляют различными методами.

I. Опытно-статистическим методом.

Исходя из анализа объема оборота по ассортименту за предыдущие годы, учитывая сложившиеся тенденции в изменении оборота, намечают темпы роста продаж по отдельным товарам. При этом учитывают:

  1. С ростом покупательных фондов населения, намечают темпы роста объема оборота по непродовольственным товарам выше среднего темпа роста, а по продовольственным товарам ниже среднего.
  2. Из числа продовольственных товаров выше среднего намечают темпы роста по высококалорийным, качественным товарам, более полезным для здоровья человека. Учитывать необходимо и взаимозаменяемые товары (если по одним выше среднего темпы роста, то по другим ниже среднего).
  3. Из числа непродовольственных товаров более высокие темпы роста по товарам культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода, одежда, обувь, строительные материалы и др. исходя из ситуации развития рынка.

Тогда план оборота по группам рассчитывают:

 Тплан = Т факт.отч.год х Т роста плановый      х Jp

                         100

II. Планируют оборот по отдельным группам товаров исходя из их особенностей.

а) исходя из доли на рынке по данному товару

Тплан. по группе = Т факт.отч.по группе         х Доля план на рынке х Jp

                   Доля факт. на рынке

б)Исходя из улучшения структуры оборота и необходимости повышения доли товара во всем обороте.

Тплан. по группе = Т план.всего х план уд.вес группы товаров 

                                            100

Например. Разработанный план оборота в целом составляет 16200 тыс. руб. Удельный вес «Сахара» в общем обороте за отчетный год составлял 1,50% планируется увеличить его долю на 0,3%. Jp составит 1,05.

Т по сахару = тыс. руб.

  

в) Исходя из эластичности спроса населения на товары.

1. По малоэластичным товарам (хлеб, соль, крупа, макароны, масло и др.).

Тплан = Численность населения на планир.год х Оборот на душу населения на планир.год х Jp

2. По эластичным товарам учитывают коэффициент эластичности (зависимости) спроса от роста денежных доходов населения.

КЭ – коэффициент эластичности

КЭ =    Т прироста оборота                

    Т прироста денежных доходов

отсюда

Т прироста оборота = Т прироста денежных доходов х КЭ

и тогда

Т оборот на планир.год = Т оборот отчетного х (100 + Т прирост оборота)

                                                                         100

III. По товарам длительного пользования (телевизоры, холодильники, часы и др.), учитывают степень обеспеченности населения этими товарами, сроки службы товаров, спрос на замену устаревших, рост обеспеченности, средние цены на товары.

Например: Составить план продажи телевизоров. Количество семей в регионе 2800, наличие телевизоров у населения 2600. планируется повысить степень обеспеченности на 2%, планируется продать 10% телевизоров на замену устаревших от фактического наличия. Средняя цена телевизора 10200 руб.

1. Степень обеспеченности семей телевизорами за отчетный год

2. Степень обеспеченности на планируемый год.

93 + 2 = 95%

3. Потребность в телевизорах

шт.

4. Продажа телевизоров на замену

шт.

5. План продажи телевизоров

(2660-2600) + 260 = 320 шт.

Если доля предприятия на рынке телевизоров составляет 35%, то план оборота по телевизорам составит

тыс.руб.

Заключительным этапом планирования объема оборота розничной торговли является разработка мероприятий по обеспечению выполнения намеченного плана:

  1. Улучшение рекламы, в том числе внутреннее и внешнее оформление магазинов.
  2. Внедрение новых форм и методов продажи.
  3. Расширение дополнительных услуг населению (доставки товаров на дом, продажа в кредит, применение скидок, бонусов, послепродажное обслуживание и т.д.).
  4. Повышение эффективности использования торговых площадей.
  5. Совершенствование товароснабжения.
  6. Реконструкция предприятий и перевооружение.
  7. Изменение ценовой политики.
  8. Стимулирование труда работников и повышение их квалификации и др.

 



Планирование оборота и выпуска продукции в предприятиях питания.

Задачами планирования оборота и выпуска продукции в предприятиях питания являются:

  • Обеспечение повышения доли предприятия на рынке региона;
  • Повышение доли собственной продукции во всем обороте;
  • Повышение охвата населения услугами предприятий питания;
  • Обеспечение повышения нормативной прибыли.

В процессе планирования используются следующие материалы:

- материалы анализа оборота и выпуска продукции за предыдущие годы;

- необходимый размер доходов, издержек предприятия, прибыли;
- данные о производственной мощности кухни и пропускной способности зала;

- прогнозируемый индекс цен на товары.

Методы планирования:

1. общий объем оборота предприятия питания можно рассчитать: исходя из необходимости повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.

Тплан =      х Планир. доля на рынке х Jp

2. Исходя из плана доходов, издержек предприятия, прибыли.

а)

б) Тплан =

3. Опытно-статистическим путем исходя из анализа оборота за предыдущие годы, устанавливая темпы роста оборота на планируемый год.

Jp

4. Можно планировать оборот, начиная с расчета производственной программы по выпуску и реализации блюд и оборота по обеденной собственной продукции.

а) Исходя из производственной мощности кухни.

План оборота по = Производственная      Планируемый       Средняя цена 1 блюда

обеденной собст- мощность кухни      коэффициент исполь-         по плану

венной продукции                                       зования мощности

б) Исходя из пропускной способности зала.

План оборота по = Пропускная  Коэффициент исполь-   Среднее     Сред. цена

Собств/прод-ции     способность     зования пропускной   количество    1 блюда

                                   зала              способности                блюд 1 чел.                             

После расчета общего объема оборота по собственной продукции, составляют сводный план по видам оборота (собственная, покупная, розничный, оптовый оборот) и реализации блюд.

При этом следует учитывать:

  • Оборот по собственной продукции должен расти быстрее чем по покупной;
  • Удельный вес собственной продукции должен возрастать во всем обороте;
  • Розничный оборот предприятия растет быстрее оптового;
  • Темпы роста реализации блюд растут быстрее оборота собственной продукции;
  • Средняя цена одного блюда снижается.

Средняя цена одного блюда = Оборот по собственной (обеденной) продукции

                                                           Количество реализованных блюд 

Мероприятия по обеспечению выполнения плана оборота и выпуска продукции:

  • Поиск выгодных поставщиков, собственные закупки сельхозпродуктов, равномерный завоз продуктов;
  • Совершенствование материально-технической базы, повышения уровня организации труда работников;
  • Усиление материальной и моральной заинтересованности;
  • Повышения качества приготовленных блюд;
  • Усиление рекламы, организация дополнительных услуг для населения;
  • Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий и др.

В предприятиях питания поступление покупных товаров и сырья для производства собственной продукции планируется раздельно.

Расчет потребности сырья для собственной продукции планируется на основе плана выпуска блюд по их основным видам и средневзвешенных норм расхода сырья на 1 блюдо по сборникам рецептур. Так планируют основные виды сырья. Потребность остальных видов продуктов планируют опытно статистическим путем, на основе анализа расхода продуктов за предыдущие годы. План поступления также рассчитывают по балансовой увязке.

 

 




Планирование оборота оптовой торговли.

Основными задачами планирования оборота оптовой торговли являются:

  • Увеличение доли оптового предприятия на рынке;
  • Обеспечение получения необходимой прибыли, доходов;
  • Удовлетворение потребностей торгующих организаций и населения в товарах;
  • Улучшение структуры оптового оборота и сокращение звенности товародвижения.

В процессе планирования оборота оптовой торговли используется следующая информация:

  • Материалы анализа оборота оптовой торговли за предыдущие годы;
  • Данные оценки спроса торгующих организаций и населения на товары;
  • Договоры, заключенные с поставщиками и покупателями;
  • Доля оптового предприятия на рынке;
  • Плановые размеры доходов, издержек и прибыли оптовой базы;
  • Прогнозируемый индекс цен на товары.

Расчет плана оборота оптовой торговли производится многовариантными методами.

Общую сумму оборота рассчитывают:

1) Исходя из обеспечения получения предприятием доходов, покрытия издержек и получение прибыли.

или

2) Исходя из задач повышения доли предприятия на рынке.

Тплан = Доля на рынке план. Jp

3) Опытно-статистическим путем:

а) на основе анализа оборота оптовой торговли за предыдущие годы и учета факторов развития предпринимательской инициативы в регионе, намечают темпы роста оборота на планируемый год.

Тплан =

б) на основе сокращения звенности товародвижения, предусматривается в планируемом году сокращение коэффициента звенности.

Кзвенности =

отсюда

План оптово-складского оборота =

4. Если у оптового предприятия сложились постоянные длительные хозяйственные связи, то план оптового оборота может быть определен на основе договоров с ними, с учетом возможных разовых сделок с покупателями.

План оптового оборота = Сумме заключенных договоров с покупателями.

План оптового оборота = Сумме заключенных договоров с поставщиками.

  После определения общей суммы оборота распределяют его по видам: оптово-складской и транзитный, учитывая, что доля транзитного оборота должна возрастать и звенность товародвижения должна сокращаться.

В реальной действительности оптовые предприятия работают по каждому товару в отдельности.

Поэтому планирование оборота можно начинать по товарным группам.

При планировании, на основе договоров с покупателями устанавливают.

1. Потребность предприятий в товарах:

а) розничной торговли;

б) предприятий питания;

в) промышленных предприятий;

г) предприятий социальной сферы;

2. Определить поступление товаров минуя склады оптовой базы, в соответствии со схемами товародвижения от различных поставщиков.

 План оптово-складского оборота = Потребность предприятий –  Поставка товаров

                                                                         (покупателей) всего                минуя оптовую базу

По договорам с поставщиками и схемами товародвижения устанавливают сумму транзитного оборота с оплатой через базу.

При планировании необходимо выбирать такое соотношение складского и транзитного оборота, которое позволит максимально удовлетворить запросы клиентов и принести оптовой базе прибыль, сохранить и по возможности увеличить свою долю на рынке по группам товаров.

 

Тема: Понятие розничного товарооборота, его классификация.

Оборот розничной торговли – один из основных показателей потребительского рынка страны, отдельных регионов, а также для оценки объема деятельности торговых предприятий.

Оборот розничной торговли является заключительной стадией движения товаров, когда они переходят из сферы товарного обращения в сферу личного потребления на основе актов купли-продажи.

Розничная продажа товаров ведется:

  • юридическими лицами, для которых торговая деятельность является основной (торговые организации, магазины, палатки, ларьки, киоски, торговые автоматы)
  • юридические лица, для которых торговая деятельность не является основной (промышленные, сельскохозяйственные и др.)
  • физические лица, осуществляющие продажу на всех видах рынков.

Оборот розничной торговли – это продажа товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве независимо от форм оплаты товаров.

Оборот розничной торговли классифицируется:

  1. По формам собственности:
  • оборот предприятий, базирующихся на государственной и муниципальной собственности;
  • оборот предприятий, базирующихся на коллективной собственности: системы потребительской кооперации, колхозной, различных объединений;
  • оборот предприятий, основанных на частной собственности;
  • оборот предприятий основанных на совместной собственности (смешанной);
  1. В зависимости от организационно-правовых форм предприятий различают, оборот хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ (ООО, АОО, АОЗ, кооперативов и др.)
  2. По видам оборота различают:
  • оборот розничных торговых предприятий;
  • оборот предприятий питания;
  1. По структуре различают:
  • оборот по продаже продовольственных товаров;
  • оборот по продаже непродовольственных товаров.

Формирование оборота розничной торговли осуществляется под влиянием множества факторов:

  1. Изменение спроса населения, численности населения, денежных доходов и их дифференциация по группам населения.
  2. Изменение товарного предложения: развитие производства, качество товаров, развитие оптовой торговли и внешнеэкономических связей.
  3. Изменение цен на товары, состояние конкуренции на рынке.
  4. Организация торговли: формы и методы продажи, реклама, состояние материально-технической базы, режим работы, квалификация работников и др.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 285.