Статистическая отчетность по общему объему продаж розничной торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все юридические лица, коммерческие и некоммерческие, всех форм собственности, занимающиеся реализацией товаров физическим лицам, составляют универсальную форму федерального государственного статистического наблюдения по форме П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».

Обязательным признаком операции розничной продажи являются наличие чека или документа заменяющего чек.

Источниками данных для заполнения являются бухгалтерские документы:

  1. Товарно-денежные отчеты по магазинам.
  2. Ж/о 15 по счету 90.

Источниками данных для заполнения поступления товаров являются:

  1. Счета – фактуры, приходные накладные, товарно-транспортные накладные и др.
  2. Акты оприходывания товаров и на переоценку товаров.

 Задачи и последовательность планирования объема продаж розничной торговли.

Все хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность. В рыночной экономике предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов роста объема продажи. Такой подход позволит им успешно вести борьбу с конкуренцией, повышать рентабельность работы.

Основными задачами планирования оборота розничной торговли являются:

  • Повышение степени удовлетворения потребностей населения в товарах.
  • Обеспечение конкурентоспособности предприятия на рынке.
  • Обеспечение получения необходимой прибыли.
  • Повышение эффективности использование материально-технической базы и других ресурсов.
  • Обеспечение необходимой суммы закупок товаров у поставщиков.
  • Улучшение структуры оборота розничной торговли.

Для обеспечения планирования используется следующая экономическая информация:

  1. Материалы анализа оборота розничной торговли за предыдущие годы.
  2. Материалы изучения спроса населения на товары.
  3. Материалы изучения платежеспособности населения.
  4. Данные развития производства товаров и внешнеторгового оборота.
  5. Сложившаяся доля предприятия на рынке и состояние конкуренции.
  6. Прогнозируемая инфляция и индексы цен на товары.

На основе материалов анализа и прогнозов развития рынка, инфляции осуществляются плановые расчеты.

Обычно разработку планов осуществляют в следующей последовательности:

· Разрабатывают план оборота розничной торговли по общему объему в целом.

· Составленный план распределяется по торговым предприятиям на год, по кварталам и месяцам.

· Планируют оборот розничной торговли по ассортименту.

· Разрабатывают нормативы товарных запасов.

· Рассчитывают план поступления товаров и его товарное обеспечение.

 

Планирование объема продаж по общему объему розничной торговли.

При планировании общего объема оборота розничной торговли используются различные методы, исходя из целевой установки разрабатывают различные варианты плана, из которых выбирают наиболее оптимальный.

Варианты разработки плана.

I. Исходя из сложившейся доли предприятия на рынке и обеспечения дальнейшего повышения конкурентоспособности. Предприятия планируют повышение доли предприятия на рынке.

План оборота = Фактический оборот за отчетный год х планируемая доля на рынке х Jp

                                Фактическая доля на рынке 

Например: Фактический объем продаж в отчетном году 10512 тыс. руб., его доля на рынке составила 32,5%, планируется повысить долю на 3,5%. Jp составит 1,08. Определить план оборота.

План оборота = тыс.руб.

II. Исходя из обеспечения получения необходимой прибыли, доходов, покрытия издержек обращения.

а) Так как Д=И+П или Д=Иперем.постоян+П, а уровни в % к обороту определяются:

УД= ; УН= ; УП=

Преобразуя эти формулы определяем сумму Д, П, И, получаем уравнение:

где: Д – доходы; Иперем- издержки переменные; Ипостоян- издержки постоянные; и П – прибыль; Т- план оборота.

Например: План прибыли предусмотрен 760 тыс. руб. Постоянные издержки составят 855 тыс. руб. Переменные издержки – 11,5% к обороту. Доходы организации – 21,5%. Определить план оборота.

0,215 Т = 0,115 Т + 855 + 760

0,215 Т – 0,115 Т = 855+760

0,1 Т = 1615

Т = тыс. руб.

б) Можно рассчитать план оборота исходя из плана доходов в сумме и в % к обороту.

Тплан =

Например: План доходов в сумме предусмотрен 3472 тыс. руб., уровень доходов составит 21,5%. Тогда план оборота:

Тплан = тыс. руб.

в) В арендных коллективах для этого используют понятие хозрасчетного дохода. Хозрасчетный доход это сумма прибыли и плюс фонд оплаты труда работников.

ХД = П + ФЗП.

где: ХД – хозрасчетный доход; ФЗП – фонд оплаты труда; П – прибыль; Т – план оборота

тогда Тплан =

Например: В арендном предприятии планируется получить прибыль в сумме 650 тыс. руб. и фонд оплаты труда составит 1840 тыс. руб. Уровень хозрасчетного дохода предусмотрен 7,45%.

Тплан = тыс. руб.

III. Обеспечение повышения степени удовлетворения потребностей населения в товарах.

а) опытно-статистическим путем, исходя из анализа оборота по годам, намечают темпы роста оборота на планируемый год. Тогда план оборота определяют:

Тплан = Фактический оборот отчетного х ТР на планируемый год  х Jp

                                                      100

где: ТР – темп роста 100

Например: Фактический оборот за отчетный год составил 10512 тыс. руб. Планируется увеличить объем продаж на 9,9%. Jp составит 1,08. Определить план оборота.

Тплан = тыс. руб.

б) Исходя из повышения % охвата покупательных фондов населения объемов оборота розничной торговли.

% охвата ПФ =          Объем оборота                х 100

                       Покупательные фонды

где: ПФ – покупательные фонды.

Намечая повышения % охвата и используя данные о возможных покупательных фондах населения, план оборота равен.

Тплан = П Ф по плану х % охвата по плану

                                   100

Например: Покупательные фонды населения за отчетный год составили 50800 тыс. руб., а % охвата покупательных фондов 28,5%. Покупательные фонды возрастут на 7,5%, а % охвата предусмотрено увеличить на 1,5%.

тогда, ПФ на планируемый год.

тыс.руб.

% охвата на планируемый год

28,5+1,5=30,0%

Тплан = тыс.руб.

в) Исходя из обеспечения повышения оборота на душу населения.

Оборот на душу населения =   Объем продаж всего

                                                  Численность населения

Планируя рост объема оборота на душу населения и учитывая прогнозы изменения численности, объем оборота можно рассчитать:

Тплан = Численность населения в планируемом году х оборот на душу населения в планируемом году х Jp

Например. Численность населения в отчетном году составила 4510 чел., оборот на душу населения был 3,150 тыс. руб. прогнозируется, что численность возрастет на 5,0%, оборот на душу населения планируется увеличить на 6,0%. Тогда

Численность населения в планируемом году

 чел.

Оборот на душу населения в планируемом году

 тыс. руб.

Тплан = тыс.руб.

IV. Обеспечение повышения эффективности использования торговых площадей.

При этом учитывают имеющиеся торговые плодащи, возможности их расширения и необходимость повышения оборота на 1м2 площади.

Оборот на 1м2S = Объем оборота всего

                                    S торговую

Тогда Тплан = S в планируемом году х оборот на 1м2 в планируемом году х Jp

Например: Торговая площадь в отчетном году составила 2500 м2 в результате реконструкции составит в планируемом году 2580 м2. Оборот на 1м2 площади в отчетном составлял 5,85 тыс. руб., в планируемом предусматривается довести до 6,18 тыс. руб., Jp = 1,02

Тплан = 2580 х 6,18 х 1,02 = 16263 тыс. руб.

Рассчитав, таким образом, различные варианты плана объема оборота на год выбирается наиболее оптимальный для организации.

После этого годовой план оборота распределяется по магазинам опытно статистическим путем. Годовой план по предприятиям распределяют по кварталам, а квартальный план по месяцам.

При этом на планируемый год намечают темпы роста и рассчитывают план объема оборота.

 Тплан = Т фактич.отч.год х Тр на планируем.год

                                100

При установлении темпов роста на планируемый год по предприятиям учитывают:

1) Сложившиеся темпы роста за ряд предшествующих лет, месторасположение предприятия, сложившиеся структура квартальных оборотов в годовом и месячных в квартальном.

2) Предусматривают более равномерную работу предприятий по кварталам и месяцам.

Разработанный план оборота должен обеспечивать каждому предприятию: рост оборота, рост доли на рынке, получение необходимых доходов и прибыли, повышение эффективности использования торговых площадей и трудовых ресурсов.

Планирование объема продаж по ассортименту.

Планирование объема оборота по ассортименту имеет большое значение. Этот план связан с основной целью торговли – удовлетворение спроса населения на конкретные товары и улучшением структуры потребления. Он необходим для планирования товарных запасов и потребности в поставках товаров, для планирования издержек обращения и доходов.

Расчеты плановых объемов продаж по отдельным товарным группам осуществляют различными методами.

I. Опытно-статистическим методом.

Исходя из анализа объема оборота по ассортименту за предыдущие годы, учитывая сложившиеся тенденции в изменении оборота, намечают темпы роста продаж по отдельным товарам. При этом учитывают:

  1. С ростом покупательных фондов населения, намечают темпы роста объема оборота по непродовольственным товарам выше среднего темпа роста, а по продовольственным товарам ниже среднего.
  2. Из числа продовольственных товаров выше среднего намечают темпы роста по высококалорийным, качественным товарам, более полезным для здоровья человека. Учитывать необходимо и взаимозаменяемые товары (если по одним выше среднего темпы роста, то по другим ниже среднего).
  3. Из числа непродовольственных товаров более высокие темпы роста по товарам культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода, одежда, обувь, строительные материалы и др. исходя из ситуации развития рынка.

Тогда план оборота по группам рассчитывают:

 Тплан = Т факт.отч.год х Т роста плановый      х Jp

                         100

II. Планируют оборот по отдельным группам товаров исходя из их особенностей.

а) исходя из доли на рынке по данному товару

Тплан. по группе = Т факт.отч.по группе         х Доля план на рынке х Jp

                   Доля факт. на рынке

б)Исходя из улучшения структуры оборота и необходимости повышения доли товара во всем обороте.

Тплан. по группе = Т план.всего х план уд.вес группы товаров 

                                            100

Например. Разработанный план оборота в целом составляет 16200 тыс. руб. Удельный вес «Сахара» в общем обороте за отчетный год составлял 1,50% планируется увеличить его долю на 0,3%. Jp составит 1,05.

Т по сахару = тыс. руб.

  

в) Исходя из эластичности спроса населения на товары.

1. По малоэластичным товарам (хлеб, соль, крупа, макароны, масло и др.).

Тплан = Численность населения на планир.год х Оборот на душу населения на планир.год х Jp

2. По эластичным товарам учитывают коэффициент эластичности (зависимости) спроса от роста денежных доходов населения.

КЭ – коэффициент эластичности

КЭ =    Т прироста оборота                

    Т прироста денежных доходов

отсюда

Т прироста оборота = Т прироста денежных доходов х КЭ

и тогда

Т оборот на планир.год = Т оборот отчетного х (100 + Т прирост оборота)

                                                                         100

III. По товарам длительного пользования (телевизоры, холодильники, часы и др.), учитывают степень обеспеченности населения этими товарами, сроки службы товаров, спрос на замену устаревших, рост обеспеченности, средние цены на товары.

Например: Составить план продажи телевизоров. Количество семей в регионе 2800, наличие телевизоров у населения 2600. планируется повысить степень обеспеченности на 2%, планируется продать 10% телевизоров на замену устаревших от фактического наличия. Средняя цена телевизора 10200 руб.

1. Степень обеспеченности семей телевизорами за отчетный год

2. Степень обеспеченности на планируемый год.

93 + 2 = 95%

3. Потребность в телевизорах

шт.

4. Продажа телевизоров на замену

шт.

5. План продажи телевизоров

(2660-2600) + 260 = 320 шт.

Если доля предприятия на рынке телевизоров составляет 35%, то план оборота по телевизорам составит

тыс.руб.

Заключительным этапом планирования объема оборота розничной торговли является разработка мероприятий по обеспечению выполнения намеченного плана:

  1. Улучшение рекламы, в том числе внутреннее и внешнее оформление магазинов.
  2. Внедрение новых форм и методов продажи.
  3. Расширение дополнительных услуг населению (доставки товаров на дом, продажа в кредит, применение скидок, бонусов, послепродажное обслуживание и т.д.).
  4. Повышение эффективности использования торговых площадей.
  5. Совершенствование товароснабжения.
  6. Реконструкция предприятий и перевооружение.
  7. Изменение ценовой политики.
  8. Стимулирование труда работников и повышение их квалификации и др.

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 306.