ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ЛЕКЦИЯ 1
Введение в физиологию спорта
Вопросы для рассмотрения:
1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта, ее связь с другими науками.
2. Методы исследования в физиологии спорта.
ЛЕКЦИЯ 2-3
Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к видам спорта
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные критерии классификации физических упражнений.
2. Современная физиологическая классификация физических упражнений в спорте (по Фарфелю В.С.).
3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статической нагрузки.
4. Физиологическая характеристика циклических физических упражнений.
5. Физиологическиая характеристика ациклических физических упражнений.
6. Физиологическиая характеристика ситуационных физических упражнений.
Вопрос 2. Современная физиологическая классификация физических упражнений в спорте (по Фарфелю В.С.)
Общепринятой в настоящее время считается классификация физических упражнений, предложенная московским физиологом В.С.Фарфелем (1970). В этой системе в силу многообразия и разнохарактерности физических упражнений применены различные критерии классификации.
Согласно схеме (В.С.Фарфель, 1970) все спортивные упражнения разделены первоначально на позы и движения (рисунок 1).
Позы включают лежание, сидение, стояние и с опорой на руки. Движения подразделены по критерию стандартности на стандартные или стереотипные (с повторяющимся порядком действий) и нестандартные или ситуационные (спортивные игры и единоборства, кроссы).
Стандартные движения разбиты на 2 группы:
1 – по характеру оценки спортивного результата, к ним относятся упражнения качественного значения (с оценкой в баллах) и количественного значения (с оценкой в килограммах, метрах, секундах);
2 – по структуре – на циклические и ациклические упражнения.
Среди ациклических упражнений выделены собственно-силовые (тяжелая атлетика), скоростно-силовые (прыжки, метания) и прицельные (стрельба).
Циклические упражнения по предельному времени работы разделены по зонам относительной мощности – максимальной мощности (продолжающиеся до 10-30 с), субмаксимальной (от 30-40 с до 3-5 мин), большой (от 5-6 мин до 20-30 мин) и умеренной мощности (от 30-40 мин до нескольких часов). При этом учитывалось, что основной величиной, характеризующей физиологическую нагрузку, является предельное время выполнения работы.
Рисунок 2.1 – Схема физиологической классификации упражнений в спорте (по В.С.Фарфелю)
Вопрос 6. Физиологическиая характер и стика ситуационных физических упражнений
К нестандартным или ситуационным движениям относят спортивные игры (баскетбол, волейбол, теннис, футбол, хоккей и др.), единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссы (из-за большой сложности профиля современных трасс).
Физиологическая характеристика ситуационный физических упражнений:
-энерготраты сравнительно низкие;
-ЧСС, постоянно колеблется в диапазоне от 130 до 180-190 уд·мин-1;
- частота дыхания - от 40 до 60 вдохов в 1 мин;
-вес тела спортсмена после соревновательных нагрузок, снижается на 1-3 кг в связи с большими потерями воды, а также рабочими энерготратами;
-ведущими системами являются ЦНС, сенсорные системы, двигательный аппарат.
ЛЕКЦИЯ 4
Физиологическая характеристика предстартового состояния
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные периоды функционального состояния при физической нагрузке.
2. Функциональные изменения организма в предстартовом состоянии.
3. Виды предстартовых изменений.
4. Эмоции, их роль в предстартовом состоянии.
5. Регуляция предстартовых состояний.
6. Разминка.
Вопрос 1.Основные периоды функционального состояния при физической нагрузке
При физической нагрузке во время тренировочного или соревновательного процесса в функциональном состоянии спортсмена происходят значительные изменения. В непрерывной динамике этих изменений можно выделить три основных периода:
1. Предстартовый – характеризуется функциональными изменениями, предшествующими началу работы (выполнению упражнения);
2. Основной (рабочий) – состоит из 3 состояний:
- врабатывание – характеризуется быстрыми изменениями функций в самый начальный период работы,
- устойчивое состояние – относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций,
- утомление – снижение работоспособности в процессе выполнения упражнения, проявляется в невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения;
3. Восстановительный – восстановление функций до исходного, предрабочего уровня на протяжении определенного времени после прекращения упражнения.
Каждый из указанных периодов в состоянии организма характеризуется особой динамикой физиологических функций различных систем, органов и всего организма в целом. Наличие этих периодов, их особенности и продолжительность определяются прежде характером, интенсивностью и продолжительностью выполняемого упражнения, условиями его выполнения, а также степенью тренированности спортсмена.
Вопрос 6. Разминка
Разминка – выполнение упражнений перед соревнованиями (тренировкой), оптимизирующих предстартовое состояние, обеспечивающих ускорение процессов врабатывания, повышающих работоспособность.
Физиологическое значение разминки:
1. Повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней секреции.
2. Усиливает деятельность всех звеньев кислородтранспортной системы (дыхания и кровообращения): повышаются легочная вентиляция, скорость диффузии О2 из альвеол в кровь, ЧСС и сердечный выброс, АД, венозный возврат, расширяются капиллярные сети в легких, сердце, скелетных мышцах.
3. Усиливает кожный кровоток и снижает порог начала потоотделения.
4. Повышает температуру тела, и особенно рабочих мышц.
Важнейший результат активной разминки – регуляция и согласование функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата в условиях максимальной мышечной деятельности.
По целям и характеру различают общую и специальную разминку.
Общая разминка состоит из разных упражнений, которые способствуют повышению температуры тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кислородтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела.
Специальная разминка состоит из упражнений, соответствующих предстоящей деятельности.
Продолжительность и интенсивность разминки, интервал между разминкой и основной деятельностью определяются:
-характером предстоящего упражнения,
-внешними условиями (температурой и влажностью воздуха и др.),
-индивидуальными особенностями и эмоциональным состоянием спортсмена.
Оптимальный перерыв между разминкой и основной деятельностью не более 15 мин, на протяжении которых еще сохраняются следовые процессы от разминки.
ЛЕКЦИЯ 5
ЛЕКЦИЯ 6
ЛЕКЦИЯ 7
ЛЕКЦИЯ 8
ЛЕКЦИЯ 9
ЛЕКЦИЯ 10
ЛЕКЦИЯ 11
ЛЕКЦИЯ 13
Вопрос 6. Суточные (циркадные) биоритмы. Формирование суточных биоритмов организма (ритмогенез). Десинхроноз (внешний, внутренний). Факторы, влияющие на скорость адаптации спортсмена к смене часовых поясов. Реадаптация
Биологические ритмы – ритмы физиологических функций организма, которые сформировались в соответствии с ритмическими изменениями явлений природы.
Различают биоритмы суточные (околосуточные), околомесячные, сезонные (или годичные), многолетние и др.
Околосуточные, или циркадные (циркадианные) ритмы – повторяющиеся суточные колебания среды в виде смены дня и ночи (период колеблется около 24 часов). Они влияют на деятельность около 60 функций организма: высших отделов ЦНС, гемодинамику и дыхание, на систему крови и терморегуляцию, деятельность ЖКТ и обмен веществ, мышечную силу, быстроту и выносливость, физическую и умственную работоспособность и другие проявления жизнедеятельности организма.
Строгое чередование физиологических процессов во времени является одним из выражений биологической целесообразности и физиологической целостности организма.
Возможность нарушения суточных биологических ритмов обусловлена двумя факторами: 1) сменной работой (ночные смены, вахты), 2) быстрым перемещением людей в широтном направлении при пересечении нескольких часовых поясов.
При нарушении физиологических биоритмов у человека наблюдается состояние «десинхроноза». Проявляется субъективными и объективными нарушениями, такими как быстрая утомляемость, слабость, бессонница в ночное время и сонливость в дневные часы, изменения функций организма, пониженная работоспособность.
Выраженность десинхроноза, характер и скорость адаптационных перестроек в новых условиях зависят от величины поясно-временных сдвигов, направления перелета, контрастности поясно-климатического режима в пунктах постоянного и временного проживания, характера двигательной деятельности спортсменов.
При возвращении в место постоянного жительства возникает обратные изменения в функциях организма – реадаптация. Протекает в более короткий период, чем адаптация к новым условиям.
Формирование суточных биоритмов (ритмогенез).
В основе формирования суточной периодики лежит условно-рефлекторный динамический стереотип, образование которого в новых условиях проходит несколько фаз:
- 2-5-е сутки после перелета характеризуются снижением функций организма и прямых показателей работоспособности;
- 6-10-е сутки сопровождаются колебаниями названных показателей;
- 11-14-е сутки сопровождаются полным их восстановлением;
- после 15 суток иногда отмечается превышение исходного уровня (сверх-восстановление).
Существенное влияние на процессы адаптации к новым поясно-климатическим условиям у спортсменов оказывает специфика двигательной деятельности. В частности, десинхроноз больше сказывается на выполнении скоростных, скоростно-силовых и сложно-координационных упражнений, в упражнениях на выносливость его влияние значительно меньше.
Работоспособность спортсменов изменяется также от месяца к месяцу, от сезона к сезону, т.е. зависит от биоритмов с длительными периодами.
ЛЕКЦИЯ 14
ЛЕКЦИЯ 15
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Логвин, В.П. Лабораторный практикум по учебной дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т. В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В.П.Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГУФК, 2013. – 88 с.
2. Логвин, В. П. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т.В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В. П. Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2013. – 78 с.
3. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
4. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум / Ю.М.Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Мн.: БГПУ, 2009. – 159 с.
Дополнительная
5. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 462с.
6. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология: курс лекций / Н.Н. Захарьева. – М.: Физическая культура, 2012. – 284 с.
7. Земцова, И.И. Спортивная физиология: учеб. пособие для студентов вузов / И.И.Земцова. – К.: Олимпийская литература, 2010. – 219 с.
8. Лойко, Т.В. Физиология спорта в схемах и таблицах: пособие / Т.В.Лойко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2015. – 108 с.
9. Петров, С.В. Спортивная физиология: учеб. пособие / С.В.Петров. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 103 с.
10. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 608 с.
11. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 518с.
12. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 200с.
13. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.Л.Костилл. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 459 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Студент должен:
- ознакомиться с темой, перечнем вопросов (заданий), подлежащих изучению (выполнению) и планом изложения материала;
- ознакомиться с требованиями по форме и срокам выполнения заданий, а также по форме их контроля;
- изучить рекомендованные источники литературы, проанализировать, обобщить и законспектировать материал согласно плану (выполнить задание);
- подготовить и представить выполненную работу (реферат, презентацию, доклад, задание), согласно срокам и форме контроля.
Требования к форме и срокам выполнения самостоятельной работы студентов:
-все контрольные вопросы по теме (разделу) дисциплины должны быть раскрыты согласно предложенному преподавателем плану;
- задание может быть выполнено в виде презентации или в форме реферата (в рукописном варианте в отдельной тетради для УСРС);
- наличие списка литературы с полным библиографическим описанием обязательно. Например: Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
Студенты, не выполнившие задания по УСР, считаются не выполнившими учебный план и не допускаются к итоговой форме контроля (экзамен) по дисциплине.
ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)
Письменные студенческие работы (рефераты), являясь письменной частью изучения студентами курса «Физиология спорта», способствуют углубленному изучению предмета, прививают навыки самостоятельной работы с литературой, учат последовательно и правильно излагать свои мысли при анализе сложных теоретических вопросов.
Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с предлагаемой преподавателем тематикой.
После изучения рекомендуемой литературы по выбранной теме составляется план в отношении каждого вопроса письменной работы. Выделение пунктов плана способствует осмыслению материала, т.к. каждый пункт плана – как обобщенный заголовок определенной части текста, а переход от одной части к следующим частям представляется логической последовательностью основной мысли текста. В последующем при воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что, несомненно, облегчает его припоминание. В план включается 5-6 наиболее важных вопросов темы.
При оформлении работы необходимо соблюдать следующие требования:
– объем работы не должен превышать 15 страниц машинописного текста формата А4, включая рисунки и схемы (не более 3);
– при использовании рисунков и схем необходимо приводить подписи к ним (максимально краткие); в тексте должны быть ссылки на приводимые иллюстрации;
– на титульном листе следует указать вуз, факультет, тему работы, фамилию, имя, отчество автора работы;
– на следующем листе приводится план;
– страницы должны быть пронумерованы;
– на каждой странице обязательно оставлять поля для замечаний преподавателя;
– в конце работы приводится в алфавитном порядке список литературы, использованной при выполнении контрольной работы.
Качество письменной работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и грамотно освещены вопросы избранной темы и показаны знания рекомендованной литературы.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 462с.
2. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология: курс лекций/ Н.Н. Захарьева. – М.: Физическая культура, 2012. – 284 с.
3. Земцова, И.И. Спортивная физиология: учеб. пособие для студентов вузов / И.И.Земцова. – К.: Олимпийская литература, 2010. – 219 с.
4. Караулова, Л.К. Физиология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К.Караулова, Н.А. Красноперова, М.М.Расулов. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
5. Логвин, В. П. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т.В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В. П. Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2013. – 78 с.
6. Логвин, В.П. Лабораторный практикум по учебной дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т. В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В.П.Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГУФК, 2013. – 88 с.
7. Лойко, Т.В. Физиология спорта в схемах и таблицах: пособие / Т.В.Лойко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2015. – 108 с.
8. Петров, С.В. Спортивная физиология: учеб. пособие / С.В.Петров. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 103 с.
9. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 608 с.
10. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
11. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 518с.
12. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 200с.
13. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.Л.Костилл. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 459 с.
14. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум / Ю.М.Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Мн.: БГПУ, 2009. – 159 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ЛЕКЦИЯ 1
Введение в физиологию спорта
Вопросы для рассмотрения:
1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта, ее связь с другими науками.
2. Методы исследования в физиологии спорта.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 358.