Введение в физиологию спорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

Введение в физиологию спорта

Вопросы для рассмотрения:

1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта, ее связь с другими науками.

2. Методы исследования в физиологии спорта.

ЛЕКЦИЯ 2-3

Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к видам спорта

Вопросы для рассмотрения:

1. Основные критерии классификации физических упражнений.

2. Современная физиологическая классификация физических упражнений в спорте (по Фарфелю В.С.).

3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статической нагрузки.

4. Физиологическая характеристика циклических физических упражнений.

5. Физиологическиая характеристика ациклических физических упражнений.

6. Физиологическиая характеристика ситуационных физических упражнений.

Вопрос 2. Современная физиологическая классификация физических упражнений в спорте (по Фарфелю В.С.)

Общепринятой в настоящее время считается классификация физиче­ских упражнений, предложенная московским физиологом В.С.Фарфелем (1970). В этой системе в силу многообразия и разнохарактерности физиче­ских упражнений применены различные критерии классификации.

Согласно схеме (В.С.Фарфель, 1970) все спортивные упражнения разделены первоначально на позы и дви­жения (рисунок 1).

Позы включают лежание, сидение, стояние и с опорой на руки. Движения подразделены по критерию стандартности на стандартные или стереотипные (с повторяющимся порядком действий) и нестандартные или ситуационные (спортивные игры и единоборства, кроссы).

Стандартные движения разбиты на 2 группы:

1 – по характеру оценки спортив­ного результата, к ним относятся упражнения качественного значения (с оценкой в бал­лах) и количествен­ного значения (с оценкой в килограммах, метрах, секундах);

2 – по структуре – на циклические и ациклические упражнения.

Среди ациклических упражнений выделены собственно-силовые (тяжелая атлетика), скоростно-силовые (прыжки, метания) и прицельные (стрельба).

Циклические упражнения по предельному времени работы разделены по зонам относительной мощности – максимальной мощности (продолжающиеся до 10-30 с), субмаксимальной (от 30-40 с до 3-5 мин), большой (от 5-6 мин до 20-30 мин) и умеренной мощности (от 30-40 мин до нескольких часов). При этом учитывалось, что основной вели­чиной, характеризующей физиологическую нагрузку, является предельное время выполнения работы.

 

Рисунок 2.1 – Схема физиологической классификации упражнений в спорте (по В.С.Фарфелю)

Вопрос 6. Физиологическиая характер и стика ситуационных физических упражнений

 К нестандартным или ситуационным движениям относят спортивные игры (баскетбол, волейбол, теннис, футбол, хоккей и др.), единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссы (из-за большой сложности профиля современных трасс).

Физиологическая характеристика ситуационный физических упражнений:

-энерготраты сравнительно низкие;

-ЧСС, постоянно колеблется в диапазоне от 130 до 180-190 уд·мин-1;

- частота дыхания - от 40 до 60 вдохов в 1 мин;

-вес тела спортсмена после соревновательных нагрузок, снижается на 1-3 кг в связи с большими потерями воды, а также рабочими энерготра­тами;

-ведущими системами являются ЦНС, сенсорные системы, двига­тельный аппарат.

ЛЕКЦИЯ 4

 Физиологическая характеристика предстартового состояния

Вопросы для рассмотрения:

1. Основные периоды функционального состояния при физической нагрузке.

2. Функциональные изменения организма в предстартовом состоянии.

3. Виды предстартовых изменений.

4. Эмоции, их роль в предстартовом состоянии.

5. Регуляция предстартовых состояний.

6. Разминка.

Вопрос 1.Основные периоды функционального состояния при физической нагрузке

 При физической нагрузке во время тренировочного или соревновательного процесса в функциональном состоянии спортсмена происходят значительные изменения. В непрерывной динамике этих изменений можно выделить три основных периода:

1. Предстартовый – характеризуется функциональными изменениями, предшествующими началу работы (выполнению упражнения);

2. Основной (рабочий) – состоит из 3 состояний:

- врабатывание – характеризуется быстрыми изменениями функций в самый начальный период работы,

- устойчивое состояние – относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций,

- утомление – снижение работоспособности в процессе выполнения упражнения, проявляется в невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения;

3. Восстановительный – восстановление функций до исходного, предрабочего уровня на протяжении определенного времени после прекращения упражнения.

Каждый из указанных периодов в состоянии организма характеризуется особой динамикой физиологических функций различных систем, органов и всего организма в целом. Наличие этих периодов, их особенности и продолжительность определяются прежде характером, интенсивностью и продолжительностью выполняемого упражнения, условиями его выполнения, а также степенью тренированности спортсмена.

Вопрос 6. Разминка

Разминка – выполнение упражнений перед соревнованиями (тренировкой), оптимизирующих предстартовое состояние, обеспечивающих ускорение процессов врабатывания, повышающих работоспособность.

Физиологическое значение разминки:

1. Повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней секреции.

2. Усиливает деятельность всех звеньев кислородтранспортной системы (дыхания и кровообращения): повышаются легочная вентиляция, скорость диффузии О2 из альвеол в кровь, ЧСС и сердечный выброс, АД, венозный возврат, расширяются капиллярные сети в легких, сердце, скелетных мышцах.

3. Усиливает кожный кровоток и снижает порог начала потоотделения.

4. Повышает температуру тела, и особенно рабочих мышц.

Важнейший результат активной разминки – регуляция и согласование функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата в условиях максимальной мышечной деятельности.

По целям и характеру различают общую и специальную разминку.

Общая разминка состоит из разных упражнений, которые способствуют повышению температуры тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кислородтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела.

Специальная разминка состоит из упражнений, соответствующих предстоящей деятельности.

Продолжительность и интенсивность разминки, интервал между разминкой и основной деятельностью определяются:

-характером предстоящего упражнения,

-внешними условиями (температурой и влажностью воздуха и др.),

-индивидуальными особенностями и эмоциональным состоянием спортсмена.

Оптимальный перерыв между разминкой и основной деятельностью не более 15 мин, на протяжении которых еще сохраняются следовые процессы от разминки.

 

ЛЕКЦИЯ 5

ЛЕКЦИЯ 6

ЛЕКЦИЯ 7

ЛЕКЦИЯ 8

ЛЕКЦИЯ 9

ЛЕКЦИЯ 10

ЛЕКЦИЯ 11

ЛЕКЦИЯ 13

Вопрос 6. Суточные (циркадные) биоритмы. Формирование суточных биоритмов организма (ритмогенез). Десинхроноз (внешний, внутренний). Факторы, влияющие на скорость адаптации спортсмена к смене часовых поясов. Реадаптация

Биологические ритмы – ритмы физиологических функций организма, которые сформировались в соответствии с ритмическими изменениями явлений природы.

Различают биоритмы су­точные (околосуточные), околомесячные, сезонные (или годич­ные), многолетние и др.

Околосуточные, или циркадные (циркадианные) ритмы – повторяющиеся суточные колебания среды в виде смены дня и ночи (период колеблется около 24 часов). Они влияют на деятельность около 60 функций организма: высших отделов ЦНС, гемодинамику и дыхание, на систему крови и терморегуляцию, деятельно­сть ЖКТ и обмен веществ, мышечную силу, бы­строту и выносливость, физическую и умственную работоспособность и другие проявления жизнедеятельности организма.

Строгое чередование физиологических процессов во времени является одним из выражений биологической це­лесообразности и физиологической целостности организма.

Возможность нарушения суточных биологических ритмов обу­словлена двумя факторами: 1) сменной работой (ночные смены, вахты), 2) быстрым перемещением людей в широтном направлении при пересече­нии нескольких часовых поясов.

При нарушении физиологических биоритмов у человека наблюдается состояние «десинхроноза». Проявляется субъективными и объективными нарушениями, такими как быстрая утомляемость, слабость, бессонница в ночное время и сонливость в дневные часы, изме­нения функций организма, пониженная работоспособность.

Выраженность десинхроноза, характер и скорость адаптационных пере­строек в новых условиях зависят от величины поясно-временных сдвигов, направления перелета, контрастности поясно-климатического режима в пунктах постоянного и временного проживания, характера двигательной деятельности спортсменов.

При возвращении в место постоянного житель­ства возникает обратные изменения в функциях организма – реадаптация. Протекает в более короткий период, чем адаптация к новым условиям.

Формирование суточных биоритмов (ритмогенез).

В основе формирования суточной периодики лежит условно-рефлекторный динамический стереотип, образование которого в новых ус­ловиях проходит несколько фаз:

- 2-5-е сутки после перелета характеризуются снижением функций организма и прямых показателей работоспособности;

- 6-10-е сутки сопровождаются колебаниями названных показателей;

- 11-14-е сутки сопровождаются полным их восстановлением;

- после 15 суток иногда отмечается превышение исходного уровня (сверх-восстановление).

Существенное влияние на процессы адаптации к новым поясно-климатическим условиям у спортсменов оказывает специфика двигательной деятельно­сти. В частности, десинхроноз больше сказывается на выполнении скоро­стных, скоростно-силовых и сложно-координационных упражнений, в упражнениях на выносливость его влияние значительно меньше.

Работоспособность спортсменов изменяется также от месяца к месяцу, от сезона к сезону, т.е. зависит от биоритмов с длительными периодами.

ЛЕКЦИЯ 14

ЛЕКЦИЯ 15

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

 

1. Логвин, В.П. Лабораторный практикум по учебной дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т. В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В.П.Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГУФК, 2013. – 88 с.

2. Логвин, В. П. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т.В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В. П. Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2013. – 78 с.

3. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.

4. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум / Ю.М.Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Мн.: БГПУ, 2009. – 159 с.

Дополнительная

5. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 462с.

6. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология: курс лекций / Н.Н. Захарьева. – М.: Физическая культура, 2012. – 284 с.

7. Земцова, И.И. Спортивная физиология: учеб. пособие для студентов вузов / И.И.Земцова. – К.: Олимпийская литература, 2010. – 219 с.

8. Лойко, Т.В. Физиология спорта в схемах и таблицах: пособие / Т.В.Лойко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2015. – 108 с.

9. Петров, С.В. Спортивная физиология: учеб. пособие / С.В.Петров. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 103 с.

10. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 608 с.

11. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 518с.

12. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 200с.

13. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.Л.Костилл. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 459 с.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 Студент должен:

- ознакомиться с темой, перечнем вопросов (заданий), подлежащих изучению (выполнению) и планом изложения материала;

- ознакомиться с требованиями по форме и срокам выполнения заданий, а также по форме их контроля;

- изучить рекомендованные источники литературы, проанализировать, обобщить и законспектировать материал согласно плану (выполнить задание);

- подготовить и представить выполненную работу (реферат, презентацию, доклад, задание), согласно срокам и форме контроля.

Требования к форме и срокам выполнения самостоятельной работы студентов:

-все контрольные вопросы по теме (разделу) дисциплины должны быть раскрыты согласно предложенному преподавателем плану;

- задание может быть выполнено в виде презентации или в форме реферата (в рукописном варианте в отдельной тетради для УСРС);

- наличие списка ли­тературы с полным библиографическим описанием обязательно. Например: Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.

Студенты, не выполнившие задания по УСР, считаются не выполнившими учебный план и не допускаются к итоговой форме контроля (экзамен) по дисциплине.



ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

Письменные студенческие работы (рефераты), являясь письменной частью изучения студентами курса «Физиология спорта», способствуют углубленному изучению предмета, прививают навыки самостоятельной работы с литературой, учат последовательно и правильно излагать свои мысли при анализе сложных теоретических вопросов.

Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с предлагаемой  преподавателем тематикой.

После изучения рекомендуемой литературы по выбранной теме составляется план в отношении каждого вопроса письменной работы. Выделение пунктов плана способствует осмыслению материала, т.к. каждый пункт плана – как обобщенный заголовок определенной части текста, а переход от одной части к следующим частям представляется логической последовательностью основной мысли текста. В последующем при воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что, несомненно, облегчает его припоминание. В план включается 5-6 наиболее важных вопросов темы.

При оформлении работы необходимо соблюдать следующие требования:

– объем работы не должен превышать 15 страниц машинописного текста формата А4, включая рисунки и схемы (не более 3);

– при использовании рисунков и схем необходимо приводить подписи к ним (максимально краткие); в тексте должны быть ссылки на приводимые иллюстрации;

– на титульном листе следует указать вуз, факультет, тему работы, фамилию, имя, отчество автора работы;

– на следующем листе приводится план;

– страницы должны быть пронумерованы;

– на каждой странице обязательно оставлять поля для замечаний преподавателя;

– в конце работы приводится в алфавитном порядке список литературы, использованной при выполнении контрольной работы.

Качество письменной работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и грамотно освещены вопросы избранной темы и показаны знания рекомендованной литературы.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 462с.

2. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология: курс лекций/                                                                         Н.Н. Захарьева. – М.: Физическая культура, 2012. – 284 с.

3. Земцова, И.И. Спортивная физиология: учеб. пособие для студентов вузов / И.И.Земцова. – К.: Олимпийская литература, 2010. – 219 с.

4. Караулова, Л.К. Физиология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К.Караулова, Н.А. Красноперова, М.М.Расулов. – М.: Академия, 2009. – 384 с.

5. Логвин, В. П. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т.В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В. П. Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2013. – 78 с.

6. Логвин, В.П. Лабораторный практикум по учебной дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т. В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В.П.Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГУФК, 2013. – 88 с.

7. Лойко, Т.В. Физиология спорта в схемах и таблицах: пособие / Т.В.Лойко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2015. – 108 с.

8. Петров, С.В. Спортивная физиология: учеб. пособие / С.В.Петров. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 103 с.

9. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 608 с.

10. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.

11. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 518с.

12. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 200с.

13. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.Л.Костилл. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 459 с.

14. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум / Ю.М.Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Мн.: БГПУ, 2009. – 159 с.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

Введение в физиологию спорта

Вопросы для рассмотрения:

1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта, ее связь с другими науками.

2. Методы исследования в физиологии спорта.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 358.