ЮРКИЙ САЛЮТ САНЯ ЛЮТНЯ УМНЫЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3. Чтение слоговой таблицы и слов с договариванием до целого
осмысленного предложения.

 

юж ЮР
кий ный
СА лют
УМ ня

4. Коллективное составление из букв большого формата от­гадки на загадку:

Зонтик я — весь белый-белый, Я большой и очень смелый,


 


 


154


155


 


Я по воздуху летаю,

С облаков людей спускаю.

(Парашют)








Физкультминутка

Рано утром я встаю, Звонким голосом пою. Умываюсь, одеваюсь И за дело принимаюсь. Я колю, я пилю, Я рисую, я играю... И т. д.

Имитация движений по усмотрению воспитателя.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Детям, сидящим за одним столом, дается задание на темы: «Дикиеживотные», «Домашние животные», «Фрукты», «Овощи», «Мебель» и т. д. Каждый составляет слова на заданную тему.

6. Упражнение «О ком или о чем я рассказываю?» Развивает
воссоздающее воображение, помогает освоить умение характери­
зовать кого-либо или что-либо. Может быть несколько вариантов
ответов. Ответы даются быстро, четко.

а) Ползет, шипит, извивается, блестит, жалит —

б) Подметает, протирает, моет, вытирает —-

в) Ходит, жует, мычит —

г) Бегает, ржет, скачет —

Правила игры разрабатывают дети совместно с воспитате­ лем. При оценке ответов учитываются изобретательность, юмор, словарный запас и др.

7. Итоги занятия.




КОНСПЕКТ 54


 

— в начале слова: ёлка, ёж, ёрзать;

— в середине: Семён, Лёва, Лёня, Лёша, вёз, самолёт;

— в конце: моё, твоё, бельё и т. д.

— Сейчас, ребята, вы узнаете, как читается (произносится)
согласный перед Ё.

2. Коллективная работа с фланелеграфом.

2.1. На фланелеграфе слова:

ВОЗ ВОЛ НОС

— Сколько звуков в слове вол?

— Как слышится первый звук?

— Какой гласный звук в этом слове?

Преобразуем слово вол в слово вёл.

— Как теперь слышится первый звук в слове?

— Можно ли оставить О после первой согласной?

Нет, тогда получилось бы опять слово вол.

Так же преобразуются слова воз, нос. Обязательно обращается внимание на изменение значения слов.

2.2. Сопоставление слов:

НОС НЁС

ВОЗ ВЁЗ

ВОЛ ВЁЛ

— Как читается первая буква в каждой паре слов?

• Б первом твердо, во втором мягко.

— Когда согласная читается твердо?

Перед буквой О.

— Когда она читается мягко?

Перед буквой Ё.

2.3. Чтение слогов с договариванием до целого слова.


 


Тема. Гласный звук Ё, буква Ё, ё. 1. Анализ звука Ё. Это гласный звук.

Дети доказывают необходимость звука Ё и приводят слова с Ё в трех позициях:


 

бо...лы

Вё...дра

Ло..шадь Лё...ша То...ня Тё...тя






Повторим скороговорку.


По...лка   Со...м

Пё...рышко Сё...ма


И т. д.


 


156


157


 


Идет козел с козой, А коза идет с косой.

4. Анализ буквы Ё, ё.

Буква — 4 колючка».

Ёлка,

Ёж,

и Ёрш.

И все ужасно колко —

И ёж, и ёрш, и ёлка.

Рассматриваются элементы буквы, сходство и различие с буквой Е. Буква «прописывается» в воздухе.

5. Чтение слоговых таблиц:

С некоторыми словами составляются предложения (повест­вовательные, восклицательные, вопросительные).


Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами.

(Ёж)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год?

(Ёлка)

Драчун и забияка Живет в воде, Кости на спине, И щука не проглотит.

(Ёрш)

Составить однокоренные слова: ёж ёжиться — ежовый — ежонок и т. д.

6.2. Из слогов составить имена любимых вами людей.

7. Игровое упражнение «О ком я рассказываю?»

Летает, клюет, каркает — (ворона) Чирикает, клюет, летает — (воробей) Клюет, воркует, летает — (голубь) Кукует, клюет, летает — (кукушка)

8. Итоги занятия.


 












Физкультминутка

Раз, два — стоит ракета.

Три, четыре — самолет.

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет:

Раз, два, три, четыре —

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре —

И на месте походили.

(3 раза)

1 2 стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; и.п.— стойка ноги врозь, руки в стороны.

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. 6.1. Составить из букв отгадки на загадки:



КОНСПЕКТ 55

Тема. Закрепление звука Ё, буквы Ё. Ударный слог (повто­рение).

1. Артикуляционная разминка. Скороговорка:

Проворонила ворона вороненка. Чистоговорки

Та-та-та — у нас дома чистота. Тё-тё-тё — отложи свое шитье. То-то-то — стали мы играть в лото.


158______     ._________________ .________ ._________ ;_________________

Ать-ать-ать — мы идем гулять. Ат-ат-ат — берем с собою самокат.

2. Занимательное упражнение (на фланелеграфе).

Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

Забодал меня КОТЁЛ, на него я очень зол.

Сравнение, анализ слов КОТЁЛ, КОЗЁЛ

3. Игра <Составим слово».

Детям раздаются буквы отгадки на загадку. Составляется слово, а затем предложение с ним.

В золотой клубочек Спрятался дубочек.

(Жёлудь)

4. Чтение слов, составленных на фланелеграфе из букв боль­
шой разрезной азбуки.

СЛЁЗЫ, ПОЁШЬ, ПЁС, ЗАНЁС.

Сравнить слова: ПОЕШЬ, ПОЁШЬ. Составить предложения с ними.



Физкультминутка

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе — раз, это брасс, Одной, другой — это кроль. * Все как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой.

Имитация движений по ходу чтения.

5. Ударный слог (повторение).

Ударный слог, Ударный слог — Он назван так недаром... Эй, невидимка-молоток,


159

Отметь его ударом! И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ, И ЧЕТКО РЕЧЬ МОЯ

звуЧИТ.

А. Шибаев

Составить предложения со словами ГВОЗДИКИ, ГВОЗДИКИ.

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Составить из букв отгадки на з а г а д к и.

Когда заколосилась рожь, Ты без труда меня найдешь. Я скромный полевой цветок, Мне дали имя...

(Василёк)

Не пчела, не шмель, А жужжит. Неподвижно крыло, А летит.

(Самолёт)

Угли пылают — Совком не достать. Ночью их видно, А днем не видать.

(Звёзды)

Что видно только ночью?

( Звёзды , луна )

7. Игровое упражнение «Дополни предложение», или «Про­
должай».

Цель. Формировать умение быстро схватывать смысл читае­мого, запоминать, строить высказывание. Предложение можно дополнять одним и несколькими словами;

Лида читает... (сказку) Мама сшила... (платье) Папа привез... (рыбу) Птичка прилетела... (с юга) Мы открыли... (калитку)

8. Итоги занятия.






160


161


 





КОНСПЕКТ 56

Тема. Глухой согласный звук Ц, буква Ц.

1. Артикуляция звука Ц, его характеристика. Произносится всегда твердо. Преграда образуется передней частью спинки языка. Звук Ц сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука Ц ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

1.1.       Определение на слух слов со звуком Ц в четверостишии:

Любовалась цыплятками курица. Что ни цыпленок — то умница! Молодец, удалец, Очень ценный птенец!

Чтение сопровождается иллюстративным материалом.
Учим пословицу. Цыплят по осени считают.

Говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах
чего-либо.

1.2. Место звука Ц в трех позициях.

Желательно подобрать игрушки, иллюстрации и др., в назва­
ниях которых звук Ц в начале, середине и конце слова:

— в начале слова: цапля, цыпленок, цветок, цепь;

— в середине: пуговица, курица, солнце, кольцо;

— в конце: заяц, скворец, немец, певец.

Дети приводят свои примеры.




Загадка

Полон хлевец белых овец.

(Зубы)

2. Анализ буквы Ц.

Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка.


У буквы Ц, достав билет, Мы побывали в цирке. Медведь ведет мотоциклет, А цапли — пассажирки.

3. Чтение слоговой таблицы и слов.

 

ПА РЫ ПАРЫ
    ПАРИ
    ЦАРИЦА
    ЦАРИ
ЦА РИ ---------  * ЦЕНЫ РЫЦАРИ
    ПАНЫ
ЦЕ НЫ  

Физкультминутка

(по выбору детей)

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. 4.1. Составить из букв отгадку на з а г а д к у:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля... Узнаете? Это...

(Цапля)

Ш Показ иллюстраций цапли, аиста, журавля. Сравнение. Вос­питатель дополняет ответы детей.

4.2. Из букв составить слова: БОЕЦ, СИТЕЦ, ЦАРЬ. 5 Игра «Отвечай быстро».

Дидактическая задача. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме; быстро и правильно подбирать нуж-

ные слова.

Оборудование. Мяч, фанты, фишки.

6-4210


162


163


 


Содержание. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и произносит слово, например зеленый. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать предмет зеленого цвета, например: зеленый листок. Ответы поощряются фишками.

6. Итоги занятия.





КОНСПЕКТ 57

Тема. Глухой согласный звук Ч, буква Ч.

1. Характеристика звука. Передняя часть спинки языка вмес­те с кончиком языка образует смычку с верхними альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звуча­ние бывает и при нижнем положении кончика языка). В русском языке звук Ч произносится мягко.

Характеристика звука такого содержания — для воспита­теля. Детям же произношение звука дается в упрощенном виде.

1. Артикуляционная гимнастика. Чтение рифмованных строк.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо —

У меня болит плечо. Чу-чу-чу, чу-чу-чу —

Нет, к врачу я не хочу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча —

Буду плакать у врача. Чи-чи-чи, чи-чи-чи —

Помогают нам врачи. Чу-чу-чу, чу-чу-чу —

Ну, тогда пойду к врачу.

Л. П. Успенская, М. Б. Успенский

— Какой звук произносится чаще других?

3. Место звука Ч в трех позициях. (Примеры приводят дети с помощью воспитателя.)

— В начале слова: чай, чулок, чайка, чайник, чемодан, Чип-
полино, часы, чеснок;

— в середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, птичка,
бабочка, удочка, качели, мальчик, печенье, туча, куча, кочан;

— в конце: ночь, дочь, луч, печь, мяч, плач, сыч.


Проводится анализ некоторых слов, составляются предло­ жения.

4. Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка?»
Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне

слова.                          ^

На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи. А о чем они кричат, вы спросите у ребят.

5. Анализ буквы Ч.

Л ногою мяч поддела. Ч поймать его хотела. Ждет и ждет. Устала ждать, А мяча все не видать.

А. Шибаев

Веселое четверостишие:

Четыре в комнате угла. Четыре ножки у стола. И по четыре ножки У мышки и у кошки.

6. Преобразование слов путем замены букв:

ГРАЧ .— ВРАЧ; ДОЧКА — ТОЧКА — КОЧКА — БОЧКА; ПЕЧКА — ПАЧКА — ПОЧКА и т. д.

Чтение слогов с договариванием до целого слова: ЧА..ща, ЧУ...лок, ЧЕ...ловек, ЧИ...жи.





ЧАСЫ     УЧИ

СОЧИ     ХОЧУ

ЧУЧЕЛО ХОЛОДА

МЯЧИ   ДАЧА

ПАРЧА   СОДА

7. Чтение слоговой таблицы и слов.

 

ЧА ХО ПАР
ЧУ СЫ СО
ЧЕ ДО МЯ
ЧИ ДА У

164


165


 






Физкультминутка

Имитация движения колес под скороговорку:

Мчится поезд скрежеща: же-че-ща, же-че-ща.

(Несколько раз)

Две сестрицы — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют.

Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая.

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. 8.1. Составить из букв и слогов отгадки на загадки:

Всё идут, всё идут, Только с места не сойдут.

(Часы)

Что бьет, а рук нет?

(Часы)

Он упрямый и пузатый, Больно бьют его ребята. Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут.

(Мяч)

На голове пуговица, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине.

(Чайник)

Два близнеца, два братца На нос верхом садятся.

(Очки)

Составляются предложения с этими отгадками.


8.2. Дополнительный материал. Составляем названия вре­мен года.

9. Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи».

Осень сменяет лето.

Молодой клен прикрыл старый дуб.

Старый дуб прикрыл молодой клен.

Мужик взял пилу и пошел в лер рубить дерево.

10. Итоги занятия.


КОНСПЕКТ 58

Тема. Сопоставление звуков Ч и Ц. 1. Артикуляционная разминка.

Ча-ча-ча — горит в комнате свеча. Чу-чу-чу — молоточком я стучу. Оч-оч-оч — наступила ночь.

Цо-цо-цо — на руке кольцо. Цы-цы-цы — поспели огурцы. Ец-ец-ец — очень вкусный огурец.

Скороговорки

Шубка овечки теплее любой печки.

Цапля, стоя на крыльце, Написала букву Ц.

С целью развития внимания к звучащей речи можно про­читать потешку:

В печи калачи Как огонь горячи. Для кого печены? Для Галочки калачи, Для Галочки горячи.

2. Анализ слов в сравнении (на основе загадок).

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата,


166


167


 


Черненькая шапочка И полоска шарфика.

( Синица — синичка )

Может и разбиться, Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться.

(Яйцо яичко)

Кто целый век в клетке?

День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук.

(Сердце сердечко)

3. Звуковой анализ слов ЗАЯЦ — ЗАЙЧИК. Количество звуков, букв, слогов, ударный слог.





Загадка

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета.

Для зимы — другого цвета. (Какого?)

(Заяц)

Физкультминутка

Чи-чи-чи

Три хлопка.

Черные грачи.

Руки в стороны, махи руками.

Чок-чок-чок —

Три хлопка.

Черный каблучок.

Руки на поясе, топанье ногами.,

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.


Игра «Что бы ты съел?» Из букв и слогов составить слова — названия блюд. Затем коллективное чтение книги и индивиду­ально — карточек.

5. Дидактическая игра «Кто увидит больше всех?»

Цель. Развивать связную устную речь; выявлять активный словарь детей.

Оборудование. Любая сюжетная картинка.

Содержание. Воспитатель вывешивает картинку и предлагает рассказать, что на ней изображено. Затем картинка убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что изображено. Для контроля картинка вывешивается снова.

6. Итоги занятия.


КОНСПЕКТ 59

Тема. Звук Щ, буква Щ.

1. Характеристика звука. Щ — глухой согласный звук, всегда произносится мягко. Кончик языка находится за верхними зу­бами. Звуки Ж, Ш, Ч, Щ называются шипящими. Звукоподра­жание: так шипит яичница на сковородке; такой звук издает щетка, когда ею чистят вещи, и т. п.

1. Артикуляционная разминка.

Скороговорки:

Щиплем мы щавель на щи; Щетина у чушки, чешуя у щуки.

Проговаривание с ускорением темпа.

Подобрать картинки с изображением предметов, в названиях
которых есть звук Щ в трех позициях:

 

— в начале слова: щенок, щука, щетка, щит;

— в середине: овощи, ящик, ящерица, клещи;

— в конце: плащ, лещ, клещ и т. д.

3. Анализ буквы Щ.

Вот какие Щ и Ц — С коготочком на конце.


168


169


 


Коготок-царапка, Как кошачья лапка.

4. Анализ слов РОЩА, ЧАЩА.

Роща — лес из деревьев одного вида; чаща — частый лес. Показ репродукций И. И. Шишкина «Лесная глушь», «Дубовая роща» (в сравнении).






ЩЕТИНА

ПЛАЩИ

ЛЕЩИ

ПИЩИ

ЩУКИ

5. Коллективное составление слова ЩАВЕЛЬ на фланелеграфе
из букв большой разрезной азбуки, а затем его анализ (сколько
букв, звуков, слогов, ударный слог, сколько гласных, какие
согласные, правильное произношение).

6. Чтение слогов и слов по слоговой таблице.

 

ЩЕ ЩУ ПЛА
ЛЕ ТИ ПИ
ЩИ КИ НА

Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна. Притом такая злюка. Конечно, это...

(Щука)

Двумя губами гвозди вынимает.

(Клещи)

Показать этот инструмент.

8. Лексическая игра «Кто подберет больше слов?»
Дидактическая задача. Формировать быструю реакцию на

слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу

слова.

Содержание. Воспитатель называет глагол, дети подбирают подходящие по смыслу существительные. Например:

ШИТЬ — йлатье, сапоги, пальто;

ЗАВЯЗЫВАТЬ — шнурки, веревку, шарф;

ПОЛИВАТЬ — цветы, улицу, грядки.

9. Итоги занятия.


 


Составляем смешные слова: ЩЕПЛА, ЩИКИ и др.










КОНСПЕКТ 60


 




Физкультминутка

Ща-ща-ща —

Три хлопка.

Кот ходит без плаща.

Шаги с высоким подниманием ног.

Щи-щи-щи —

Три хлопка.

Щиплем мы щавель на щи.

Присесть, движения, имитирующие сбор травы.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить из слогов отгадки на загадки:


Тема. Глухой согласный звук Ф (Ф'), буква Ф, ф.

1. Характеристика звука. Губы неподвижны, находятся в
положении улыбки, щеки не надуваются. Нижняя губа образует
щель с верхними зубами. Струя воздуха узкая.

2. Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов со звуком Ф?»
Воспитатель читает, интонационно выделяя звук Ф:

Фокусник-ветер флага коснулся — Факелом в небо флаг мой взметнулся. Фокусник-ветер, флагом играй! Факел мой алый, гори — не сгорай!

В. Лунин

— Кто запомнил слова со звуком Ф? • Ответы детей.


170


171


 


3. Место звука Ф в трех позициях.

— в начале слова: форма, фотография, фантики, футбол,
фартук, фонтан, фрукты, филин, Фая, Федя, Фома, Филипп,
флаги;

— в середине: цифры, кофта, туфли, шарф, буфет, София, Уфа;

— в конце: шарф, граф, гольф и др.
3. Анализ буквы Ф, ф.

С этой буквой на носу Филин прячется в лесу.

Элементы буквы. На что похожа.

5. Чтение слогов с договариванием до целого слова.

ФИ...лин ФЕ...дя ФА...я Ф0...ма

Составление предложений с этими словами. Преобразование предложений, изменение их смысла. Например: На дереве сидел филин! На дереве сидел филин? На дереве сидел филин.












ФОТОГРАФИЯ

ФОТО

СОФИЯ

ФОНАРИ

ГРАФИНЫ

6. Чтение слоговой таблицы и слов.

 

ФО ны ГРА
со то НА
ФИ я РИ

Пришел из леса с ними я И маме подарил.

(Фиалки)

Иллюстрация цветка или комнатного растения. Звуковой анализ слова фиалки. Схема слова.


Физкультминутка

1.Упражнение для рук и плечевого пояса. Поднимать
руки вверх, в стороны, поднимаясь на носки и в положе­
нии стоя. Энергично разгибать вперед и в стороны согну­
тые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки).

2. Упражнение для туловища. Стоя вращать верхнюю
часть туловища.

3. Прыжки на двух ногах на месте, с поворотом кругом;

смещая ноги вправо-влево.

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

8.1. Составить из букв отгадки на загадки:

Весь день стоят на улице, Прохожим улыбаются. Их служба начинается, Когда уже смеркается. И не погаснут до зари Глаза ночные...

(Фонари )

Возле пальмы водяной

Нам прохладно в летний зной.

(Фонтан)

8.2. Из букв составить названия городов (Киев, Москва, Пермь

и т.д.).

9. Чтение карточек.

10. Итоги занятия.


 


7. Коллективное составление слова из букв большой разрез­ной азбуки.

Загадка1

Цветы лилово-синие, Как капельки чернил.









КОНСПЕКТ 61

Тема. Гласный звук Э, буква Э.

1. Характеристика звука. Губы растянуты, как при улыб­ке; звук образуется при участии средней части спинки языка.


172


173


 


Произносится голосом, его можно тянуть, спеть и т. д. Это глас­ный звук.

Идя эмпирическим путем, дети самостоятельно дают ха­ рактеристику этому звуку.

2. Место звука Э в трех позициях:

— в начале слова: это, эхо, этаж, экран, экзамен, Элла, Эмма,
Эльвира, Эмиль, Эдуард, Эдик;

— в середине: дуэт, поэт;

— в конце: алоэ, каноэ (легкая спортивная лодка с одним
коротким веслом).

3. Характеристика буквы Э. Сравнение Э и С.

Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка.

Загадка

Кто со всеми говорит, а самого не видно?

(Эхо)

Эхо слышно тут и там — Эхо ходит по горам. «Эхо, спустишься сюда?» Отвечает эхо: «Да-а-а!»

Я про страуса,

Про ЭМУ

Написал бы вам поэму,

Но никак я не пойму:

ЭМУ он или ЭМУ?







Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились.

Имитация движений.


4. Коллективное составление слов — отгадок на загадки — из букв большой разрезной азбуки.

К нам во двор забрался крот. Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот.

(Экскаватор)

Что по проводам В дом приходит к нам? По ночам, когда темно, Освещает дом оно.

(Электричество)

Объяснить значение слов.

Содержание. Каждый ребенок получает 1 или 2 буквы. Воспи­татель медленно произносит слово, интонационно выделяя каж­дый звук, дети на фланелеграфе выставляют в нужной последова­тельности буквы заданного слова.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Составить из букв отгадки на загадки:

На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет.

(Эхо)

Кто, не учившись, говорит на всех языках?

(Эхо)

6. Игра для развития связной устной речи «Прочитай и опиши».

Дидактическая задача. Упражнять детей в чтении слов раз­ной структуры; учить связно описывать предмет.

Оборудование. Таблицы слов, муляжи, иллюстративный ма­териал.

Содержание. Дети читают слова (тематика любая, например «Фрукты»). Рассказывают все, что им известно йа эту тему.

7. Чтение рассказа Л. Н. Толстого


ЭСКИМОСЫ

На свете есть земля, где только три месяца бывает лето, а остальное время зима. Зимой дни бывают такие короткие, что только взойдет солнце, тотчас и сядет. А три месяца, в самую


174


175


 


середину зимы, солнце совсем не всходит, и все три месяца темно. На этой земле живут люди; их называют эскимосами. Люди эти говорят своим языком, других языков не понимают и никуда со своей земли не ездят. Ростом эскимосы бывают невелики, но головы у них очень большие. Тело у них не белое, а бурое, волосы черные и жесткие. Носы у них тонкие, скулы широкие, глаза маленькие.

Эскимосы живут в снеговых домах. Они строят их так: нарубят из снега кирпичей и сложат из них дом, как печку. Вместо стекол они вставляют в стены льдины, а вместо дверей они делают длинную трубу под снегом и через эту трубу влезают в свои дома. Когда приходит зима, их дома совсем заносит снегом, и у них делается тепло.

Едят эскимосы оленей, волков, белых медведей. Они ловят рыбу в море крючками на палках и сетями... Женщины и мужчины одеваются одинаково. У женщин только бывают очень широкие сапоги. В эти широкие голенища сапог они кладут маленьких детей и так носят их.

В середине зимы у эскимосов бывает три месяца темно. А летом солнце совсем не садится, и ночей совсем не бывает.

Беседа по содержанию. Рассказ о современной жизни людей этой народности.

8. Итоги занятия.





КОНСПЕКТ 62

Тема. Разделительный твердый знак — буква Ъ. Разделитель­ный мягкий знак.

— Эта буква (Ъ) не обозначает звука. Она разделяет гласный
и согласный.

— Какая еще буква в русском языке не обозначает звука?

Мягкий знак. 1. Артикуляционная разминка.


Скороговорка

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.


2. Буква Ъ.                                                                           /

Мягкий знак живет беспечно. Он без кепки ходит вечно. А упрямый твердый знак Кепку носит только так.

Сравнение Ъ и Ь, Показать рисунок.

3. Анализ слов. Используя прием наращения и вставки букв
в данное слово, показать значение Ъ. Обязательно обратить вни­
мание детей на смысловое изменение слов. Составить предложе­
ния с измененными словами.

ЕЛ — СЕЛ — СЪЕЛ; СЁМКА - СЪЁМКА; ЕХАЛ - СЪЕХАЛ - ПОДЪЕХАЛ - ВЪЕХАЛ.

4. Сравнение разделительных Ъ и Ь знаков:

Какой подъем, крутой подъем! — А мы подъем возьмем вдвоем, и ближе будет высь! Ты только обопрись!

Э.Мошковская

КОЛЯ - КОЛЬЯ; ЛЬЮТ, ПЬЮТ, КОПЬЁ, БРАТЬЯ, ДАРЬЯ.

Разделительный Ь разделяет гласный и согласный звуки, но согласный перед Ь звучит мягко.

5. Учим пословицу:





Дата: 2019-02-19, просмотров: 203.