КОНЬ МОЛЬ РУСЬ ВОЛЬ ДАЛЬ СИНЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физкультминутка

1.И. п. — сидя, ноги вместе, руки вниз. На счет «раз, два» —
ладони на затылок; отводя локти назад, прогнуться в спине
(вдох); на счет «три... пять» — вернуться в и. п. (длинный выдох).

2. И. п. — сидя, руки слегка согнуты перед собой. На счет
«раз... четыре» — скрестное разведение и сведение рук с неболь­
шой амплитудой. Можно это повторить и ногами. (2—3 раза)

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв составить отгадки на загадки

Чем кончается день и ночь?

(Мягким знаком)


Тема. Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости. Ь никогда не пишется в начале слова!

1. Артикуляционная гимнастика.






Скороговорка

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в бок, Саньку в лоб. Все в сугроб.

Произносить скороговорку с опорой на модели рисунки веревочных человечков.


— Как ласково будут звучать эти имена?


2. Чтение имен по магнитной азбуке.


134


135


 


3. Чтение слов с наращением, составленных из букв большой
разрезной азбуки.

Ь как обозначение мягкости:

КОНЬ — КОНЬКИ ОКУНЬ - ОКУНЬКИ ОГОНЬ — ОГОНЬКИ ПОЛКА — ПОЛЬКА (танец) БУЛКА — БУЛЬКА (кличка)

4. Игровое упражнение «Дополни предложение». (Проводится
одновременно с третьим заданием.)

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении про­стых предложений; учить понимать причинные связи между явлениями.

Содержание. Воспитатель начинает предложение, дети закан­чивают. Например: Коля утром... делает зарядку.

Усложнение игры (для более сильных детей). Дополнение фразы до сложносочиненного или сложноподчиненного предло­жения. Например: На дороге клубилась пыль, потому что... Или: Коля играл в хоккей, а Булька... И т. д.









Физкультминутка

Хлоп, хлоп, хлоп.

Хлопки.

Топ, топ, топ.

Ходьба.

Под кроватью черный кот.

Присесть.

Он залез под кровать

Поочередно двигать руками вперед и к груди, имитируя движение лап.

И мешает детям спать.

Встать и помахать пальцами правой руки.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв составить отгадку на загадку:

Льется речка — Мы лежим,


Лед на речке — Мы бежим.

(Коньки)

6. Коллективное чтение книжного текста (4—5 предложений).
• У каждого ребенка экземпляр текста, в правой руке указка.

Воспитатель медленно читает предложения, дети следят и читают вслух вместе с ним. Обязательно обращать внима­ние на осанку детей.

7. Игра «Различай были и небылицы».
Дидактическая задача. Развивать внимание к тексту, умение

осмысленно употреблять слова; формировать умение доказатель­но объяснить, что это — быль или небылица.

Содержание. Дети слушают предложения и определяют, мо­жет ли такое быть. Если да, сказать, когда возможно, где, почему. Если нет, доказать это.

1) Выпал снег, Алеша вышел загорать.

2) Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать
землянику.

3) Ежик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.

4) Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.
8. Итоги занятия.






КОНСПЕКТ 47

Тема. Закрепление звуков Д, Т, И, И и букв Д, Т, И, И, Ь в конце и середине слова.

1. Упражнения на совершенствование произношения.

Эти упражнения делают речевой аппарат более подвижным, вырабатывают правильную дикцию, способствуют четкос­ти произношения.

а) Отработка артикуляции гласных и согласных звуков:

И А О У Ы ДЗЖГ Т С Ш К

б) Произнесение звуков в сочетаниях: И—А; И—У; А—О;
А—У; А—И; А—Ы; О—Ы; У—Ы.


136


137


 


 


в) Говорить четко, ясно, весело!

Ба-бу-бы — на дворе стоят столбы. Бу-бы-ба — из окна торчит труба. До-ду-да — гудят провода. То-ту-та — у нас дома чистота. Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь.

г) Скороговорки:

Дед скуп, не дал нам круп.

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом.

С. Я. Маршак

2. Работа по подвижным плакатам. (Слова набираются из букв разрезной азбуки.) Анализ звуков Д и Т.

ДОМ ТОМ

ДВА ТРИ

ДНИ ПНИ

ЛАЙ ЛАК ЛУК ЛУГ

ТВОЙ ЗЛОЙ

стой спой


Ответы детей дополняются новыми сведениями и иллюстра­тивным материалом.

Физкультминутка

Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка — Ты его поймай-ка!

Прыжки.

Упражнение «Пила». Дети парами, взявшись руками крест-накрест, «пилят» дрова, декламируя в такт движениям:

Запилила пила, Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала.

(2 раза. Потом можно поменяться парами)

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Составить из букв отгадки на загадки:

Шея длинная такая,

Хвост крючком,

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи — нет!

(Двойка)


 


3. Игра «Озорные звуки».

Содержание. На магнитной доске слово ИГРЫ. Воспитатель предлагает послушать стихотворение об «озорных» звуках:

Как-то вздумали газели С буквой Т затеять игры. И за это чуть не съели Их безжалостные...

(Тигры)

Проводится звуковой анализ слова тигры, определяется удар­ ный слог, количество слогов; подбираются однокоренные сло­ва, составляются предложения с данным словом.

— Что вы знаете об этом животном?


— Какое слово спряталось в отгадке?

(Вой)

Душ, душ!

Теплый душ!

После душа — столько луж!

Мы побегали под душем

И себя на солнце сушим...

Ног-то нет, а он идет,

Глаз-то нет, а слезы льет,

А как придет да как расплачется,

Все под крышу прячутся.

(Дождь)


138


139


 


До чего ж толста она,

В огороде всем видна.

Может влезть и на забор,

Любит солнце и простор.

Удивляется народ:

«Ой, какой большой живот!»

(Тыква)

— Что вы о ней знаете?

Показать иллюстрацию и дополнить ответы детей. Можно
использовать репродукции (натюрморт, пейзаж и др.).

— Представьте, что вы пришли на рынок за овощами. Выби­
райте все, что вам понравится.

Дети самостоятельно составляют слова. Например: мор­
ковь, арбузы, капуста, лук.

5. Итоги занятия.


















КОНСПЕКТ 48

Тема. Звук Е, буква Е, е.

1. Артикуляционная разминка.
Учим скороговорку:

Женя на скамейку села, Справа — Сева, Слава — слева.

2. Характеристика звука Е. Зубы сближены в улыбке, губы
приближены к зубам, кончик языка находится за нижними
резцами, воздушная струя идет через рот; голосовые связки
напряжены, колеблются, в результате чего образуется голос. Е —
гласный звук.

Воспитатель показывает серию картинок, в названиях пред­метов на которых звук Е находится в разных позициях. Но можно произносить слова и без наглядности:

— в начале слова: ель, ел, ехать, Ева, енот, ерши;

— в середине: лещ, валенки, веник, леска;


—' в конце: поле, море, горе;

— с двумя звуками Е: мебель, лебеда, метель, стебель.

Дети приводят свои примеры, вспоминают имена, в которых есть звук Е (например: Вера, Лена и др.), составляют не­большие предложения с этими словами.

3. Занимательное упражнение «Загадки-складки».

Содержание. В упражнении принимает участие Петрушка или какой-либо другой веселый персонаж. Он читает стихи, в которых недостает последнего слова. Петрушка просит подсказать это

слово.

Где обедал воробей? В зоопарке у...

(зверей)

§ У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из...

(лейки)

Самолет построим сами, Понесемся над...

(лесами)

4. Характеристика буквы Е, е. Этой буквой обозначается
мягкость согласных.

Лена гребнем причесалась — В нем три зубчика осталось.

Рассматриваются элементы большой и маленькой буквы Е;
буква «прописывается» в воздухе.

5. Чтение слов с преобразованием.

ЕЛИ — ЕЛ — ЕЛЬ

Подобрать однокоренные с лова-кустики: ЕЛЬ — ЕЛЬНИК —
ЕЛОВЫЙ и т.д.

Применяя прием наращения и замены буквы, читаем:

ВЕРЬ — ДВЕРЬ — ЗВЕРЬ; ЕЗДА — ЗВЕЗДА — ПОЕЗДА; СЕТИ — ДЕТИ, ЛЕНА — ЛИНА.

6. Чтение слоговых таблиц:












140



141


 








ЛЕНТА

ЛЕСКА

ЛЕПКА

ТАРЕЛКА

ЛЁН ТА
ЛЕС КА
ЛЁП РЕЛ

Одновременно в некоторых словах определяем количество слогов, ударный слог; составляем предложения.

Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, Шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку.

Имитирующие движения.

Руки вытягуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять, Наклониться — три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

Соответствующие движения.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. 7.1. Чтение прямых и обратных слогов с договариванием до целого слова.


7.2. Загадки на тему «Дикие животные». Из букв составить отгадки.

Стройный, быстрый, Рога ветвисты. Пасется весь день. Кто же это?

(Олень)

Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле.

(Белка)

Надели коняшки Морские тельняшки.

(Зебры)

8. Учим пословицу Делу время, а потехе час. (Основное вре­
мя — делам, а забавам, веселью только немного.)

9. Игровое упражнение «Кто это? Что это?» Формирует бы­
струю реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или
что-либо.

Отвечай быстро! Звонкий, быстрый, веселый... (мяч); вкус­ный, алый, сочный... (арбуз); бурый, косолапый, неуклюжий... (медведь); желтые, красные осенние... (листья); старательный, послушный, вежливый.., (ученик).

10. Итоги занятия.





КОНСПЕКТ 49

Тема. Закрепление гласного звука Е, буквы Е. 1. Артикуляционная разминка.

Песенка-долгоговорка

Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок в сапожках,


142


143


 


Курочка в сережках,

Котик в новой свитке,

Кошечка в накидке.

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

— Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!..

Е. А. Благинина

И так далее без конца.

При каждом новом повторении может меняться темп и ритм проговаривания; возможно привлечение мимики, же­стов.

2. Работа со словом,
Воспитатель загадывает загадку:

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом.

(Белка)

Когда загадка будет отгадана, воспитатель раздает буквы слова белка пятерым детям. Слово составляется на фланелеграфе. Дру­гие дети получают буквы У, А, П. Производят замену букв и получают новые слова: БУЛКА, БАЛКА, ПАЛКА. Задание вы­полняется весело, в игровой форме.

3. «Читай быстро, не ошибись». Упражнение с разрезной
азбукой большого формата.

ЛЕЙ — ЛЕС — ЛЕНЬ — ЛЕВ; ЕЛ — СЕЛ — ПЕЛ — ПИЛ.







ДЕТИ

СЕТИ

БЕГЕМОТ

ПЕРО

ПЕНА

МОНЕТА

ТИНА

4. Чтение слоговой таблицы и слов.

 

НА ДЕ ТИ
МО СЕ ГЕ
НЕ НЕ МОТ
ТА БЕ РО


Физкультминутка

Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Соответствующие движения.

Поезд едет, едет, едет Мимо елей и берез. Далеко уехал поезд — Еле слышен стук колес.

Движения руками, имитирующие вращение колес.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам,

5.1. Детям раздаются игрушки любой тематики и дается
задание: из букв составить их название; составить предложения
с этими словами (устно).

5.2. Из слогов составить отгадки на загадки по теме «Расти­
тельный мир».

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Круглая, как солнышко, С хвостиком на донышке, Желтенькая, гладкая, А откусишь — сладкая.

(Репа)

Показать муляж или картинку.

Весною посмотреть — черно. А летом — зелено оно. Подходит осень — - Желтым стало. Зимой —

Под белым покрывалом. Дает колхозникам оно Хлеб, лен, картофель и пшено.

(Поле)

6. Учим пословицу Без труда не вынешь и рыбку из пруда.


 


144


145


 


7. Игра «Найди нужное слово».

Рассматривая иллюстрацию, дети называют те предметы, где слышится звук Е. Затем воспитатель произносит часть предло­жения, а дети его заканчивают. Например:

Лена спряталась в... (беседку).

Из-за дерева показалось лицо... (Веры).

Света села на... (скамейку).

Используется раздаточный иллюстративный материал.

8. Итоги занятия.









КОНСПЕКТ 50

Тема. Гласный звук Я, буква Я. 1. Звуковой анализ слова МАЛ.

— Сколько звуков в слове МАЛ?

— Как слышится первый звук?

— Какой гласный звук в этом слове?

— Составьте слово МАЛ из букв разрезной азбуки.

а) Преобразовать слово МАЛ в слово МЯЛ.

— Теперь попробуем переделать слово МАЛ в слово МЯЛ.

— Как слышится первый звук в слове МЯЛ?

— Можно ли оставить букву А после первой согласной?

Нет, тогда получилось бы опять слово МАЛ: вместо А надо
поставить Я.

б) Сопоставление слов

МАЛ — МЯЛ МАТЬ — МЯТЬ ВАЗЫ — ВЯЗЫ

Слова обязательно осмысливаются.

Составляются небольшие предложения с этими словами.

— Как читается первая буква в каждой паре слов?

В первом твердо, во втором мягко.

— Когда согласная читается твердо?


Перед буквой А.

— Когда она читается мягко?

Перед буквой Я.

2. Чтение и сопоставление слогов по звучанию согласной. (Работа с магнитной азбукой.)

БА БЯ

СА СЯ

ЗА ЗЯ

РА РЯ

ЛА ЛЯ

ДА ДЯ

Договаривание до целого слова. Например: ЛАпа, ЛЯгушка, РАд, РЯд, ДАша, ФеДЯ и т. д.

3. Чтение сказки Л.Н.Толстого «Лягушка и мышь».

Цель. Дать детям отдохнуть перед следующим заданием, а также учить выделять заданный звук в словах



ЛЯГУШКА И МЫШЬ

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и схватил их обеих.

— Какие слова со звуком Я вы запомнили? Приведите при­
меры слов со звуком Я.

Дети произносят слова с заданным звуком в трех позициях:

— в начале слова: Ягода, Яблоко, Якорь, Ястреб, Ягненок,

Язык;

— в середине: одеЯло, маЯк;

— в конце: свиньЯ, листьЯ, змеЯ.

— Докажите, что Я — гласный звук.

Ответы детей.

4. Анализ буквы Я.

Буква Я шагает гордо. Д стоит, и очень твердо!

От буквы А до буквы Я Идет и азбука моя.

— Как вы думаете, что обозначает такое выражение: «Вы­
учить от А до Я?

Воспитатель объясняет смысл выражения.

144


145


 


7. Игра «Найди нужное слово».

Рассматривая иллюстрацию, дети называют те предметы, где слышится звук Е. Затем воспитатель произносит часть предло­жения, а дети его заканчивают. Например:

Лена спряталась в... (беседку).

Из-за дерева показалось лицо... (Веры).

Света села на... (скамейку).

Используется раздаточный иллюстративный материал.

8. Итоги занятия.






КОНСПЕКТ 50

Тема. Гласный звук Я, буква Я. 1. Звуковой анализ слова МАЛ.

— Сколько звуков в слове МАЛ?

— Как слышится первый звук?

— Какой гласный звук в этом слове?

— Составьте слово МАЛ из букв разрезной азбуки.

а) Преобразовать слово МАЛ в слово МЯЛ.

— Теперь попробуем переделать слово МАЛ в слово МЯЛ.

— Как слышится первый звук в слове МЯЛ?

— Можно ли оставить букву А после первой согласной?

Нет, тогда получилось бы опять слово МАЛ: вместо А надо
поставить Я.

б) Сопоставление слов

МАЛ — МЯЛ МАТЬ — МЯТЬ ВАЗЫ — ВЯЗЫ

Слова обязательно осмысливаются.

Составляются небольшие предложения с этими словами.

— Как читается первая буква в каждой паре слов?

В первом твердо, во втором мягко.

— Когда согласная читается твердо?


Перед буквой А.

— Когда она читается мягко?

Перед буквой Я.

2. Чтение и сопоставление слогов по звучанию согласной.
(Работа с магнитной азбукой.)

ЛА РА ДА ЗА СА БА ЛЯ РЯ ДЯ ЗЯ СЯ БЯ

Договаривание до целого слова. Например: ЛАпа, ЛЯгушка, РАд, РЯд, ДАша, ФеДЯ и т. д.

3. Чтение сказки Л.Н.Толстого «Лягушка и мышь».
Цель. Дать детям отдохнуть перед следующим заданием, а

также учить выделять заданный звук в словах





ЛЯГУШКА И МЫШЬ

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и схватил их обеих.

— Какие слова со звуком Я вы запомнили? Приведите при­
меры слов со звуком Я.

Дети произносят слова с заданным звуком в трех позициях:

— в начале слова: Ягода, Яблоко, Якорь, Ястреб, Ягненок,
Язык;

— в середине: одеЯло, маЯк;

— в конце: свиньЯ, листьЯ, змеЯ.

— Докажите, что Я — гласный звук.

Ответы детей.
4. Анализ буквы Я.

Буква Я шагает гордо. Д стоит, и очень твердо!

От буквы А до буквы Я Идет и азбука моя.

— Как вы думаете, что обозначает такое выражение: «Вы­
учить от А до Я?

Воспитатель объясняет смысл выражения.







146


147


 


5. Чтение слоговой таблицы, составленной из букв большого формата.


Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять читать начнем.

Соответствующие движения.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв и слогов составить отгадки на загадки:

Тебе дано, а люди пользуются.

(Имя)


 


— Какое слово лишнее?

ч

Игра со словом КОЛОБОК


Чем больше из меня берут, Тем больше становлюсь,

(Яма)



Отбавишь — больше будет, Прибавишь — меньше станет.

(Яма)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

32 молотят, один поворачивает.

(Зубы» язык)


(КОЛ, ЛОБ, БОК, ОКО)

Объяснить значение слова око.

6. Чтение стихотворения с целью закрепления звука Я.

Яков — терпеливый маленький садовник, Яблони и груши вырастил в саду, Ягоду малину, ягоду крыжовник. Я на днях учиться к Якову пойду.

Интонационно звук Я при чтении выделяется. Детям пред­
лагается запомнить слова с этим звуком.












Физкультминутка

Мы читали и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали — раз, два, три. Ножками потопали — раз, два, три.


Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы молчим.

(Язык)

Если б не было его, Не сказал бы ничего.

(Язык)

На море, в реках и озерах Я плаваю проворно, скоро. Среди военных кораблей , Известна легкостью своей.

(Яхта)

8. Самостоятельное задание в игровой форме «Меняем имена».
Каждый ребенок самостоятельно составляет из букв «данное»

ему имя. Примеры имен: ПОЛЯ, ТОЛЯ, ОЛЯ, ЗОЯ, ВАНЯ, ЖЕНЯ, СЕНЯ, ВАЛЯ, КАТЯ, СОНЯ, КОЛЯ, ЯША, НАДЯ.

9. Итоги занятия.





148



149


 




КОНСПЕКТ 51

Тема. Закрепление звука Я, буквы Я.

1. Артикуляционная разминка.

а) Скороговорка.

Ялик с якорем у Яшки, Якорь есть и на тельняшке. Моряк Яшка!

б) Проговаривание слогов с повышением и понижением голоса
в процессе упражнения:

КИ—КЭ—КА—КО—КЫ ГИ—ГЭ—ГА—ГО—ГЫ ХИ—ХЭ—ХА—ХО—ХЫ

Или: КТПА (только звуки).

2. Игра «Составим отгадку вместе».


Загадка

Я и черный, я и белый, Я и ловкий, я и смелый, Я без лестниц, без ступеньки На любые влезу стенки. Ус зелененький завью, В грозди солнышка налью. И ребятам-малышам Всё до капельки отдам.

(Виноград)

Детям раздаются буквы данного слова, и они на фланелеграфе составляют отгадку.

— Какие слова «спрятались» в этом слове?

— Сколько в слове букв?

— Сколько слогов? Как вы догадались?

— Назовите первый слог, второй, третий.

— На какой слог падает ударение?

3. Упражнение «Дополни предложение». Воспитатель произ­
носит предложение и предлагает детям увеличить его, последо­
вательно прибавляя по одному слову.


Например: Сладкий виноград. Созрел сладкий виноград. Уже созрел сладкий виноград. И т. д.

4. Читаем стихотворение четко, громко!

Аи да Я!

Всем на свете буква Я Доложить готова: — А вы знаете, кто Я?.. Вы не знаете, кто я. Я не только буква Я —

БУКВА,

СЛОГ

СЛОВО!

(Я, Я-МА, АКАЦИЯ)




Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.