Образцы тестовых заданий и ситуационных задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Переносчиком возбудителей сыпного тифа является

1) чесоточный зудень

2) собачий клещ

3) поселковый клещ

4) пастбищный клещ

2. Аргазовые клещи в отличие от иксодовых клещей не имеют

1) дыхательных стигм

2) спинного щитка

3) хелицер

4) педипальп

3. Переносчиком возбудителей возвратного тифа является

1) чесоточный зудень

2) поселковый клещ

3) краснотелковый клещ

4) пастбищный клещ

4. Личные меры профилактики заражения весенне-летним клещевым энцефалитом

1) личная гигиена

2) не употреблять недостаточно термически обработанное мясо животных

3) защищаться от укуса иксодовых клещей

4) мыть руки перед едой

5. МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАРАКУРТА

1) возбудитель заболевания

2) механический переносчик

3) ядовитое животное

4) переносчик возбудителей заболевания

Контрольные вопросы

1. Переносчиком какого заболевания являются триатомовые (поцелуйные) клопы?

2. Каковы механизмы передачи возбудителей сыпного и возвратного тифа вшами?

3. Насекомое имеет размеры 1,5 -5 мм. Окраска светло-желтая. Тело сжато с боков, задняя пара ног длиннее других. Определите к которому отряду относится насекомое? Каково медицинское значение?

4. На примере ротового аппарата хорошо прослеживается связь формы органа с его функцией.

Какому виду насекомых принадлежит и какую функцию выполняет ротовой аппарат, состоящий из верхней губы (непарная складка хитинового покрова), парных верхних челюстей (жвалы, мандибулы – твердые зазубренные пластинки), нижних челюстей (пара максилл), состоящих из 2 члеников, на которых помещаются наружные и внутренние лопасти. Снаружи от него находится нижнечелюстной щупик – орган осязания. Вторая пара максилл превращена в непарную нижнюю губу, состоящую из основания, 2 пар лопастей и пары щупиков. Все части челюстного аппарата (кроме верхней губы) представляют собой 3 пары видоизмененных конечностей трех сегментов головы.

 

Ситуационные задачи

1. У девочки 6-ти лет, поступившей в инфекционное отделение, был заподозрен сыпной тиф. Какое животное является переносчиком возбудителей этого заболевания?

 

2. У больного, обратившегося по поводу сильного зуда, на коже кистей, живота обнаружены мелкие извилистые беловато-грязноватого цвета полоски, напоминающие подживающие царапины с заметными темными точками. Назовите диагноз и методы диагностики.

 

3. После возвращения из экспедиции по Средней Азии биолог почувствовал недомогание, головные боли, бессонницу, периодическое лихорадочное состояние, схожее с заболеванием тифом. Будучи в командировке, ночевал в заброшенном глинобитном доме. Кем переносится это заболевание?

4. Во время туристического похода Туркмению туристка была «укушена» пауком черного цвета с красными пятнами на брюшке. Через 30-40 минут на месте укуса появилась болезненная припухлость, которая постепенно увеличивалась. Затем появились озноб, потливость, одышка, сердцебиение, нарушение ритма дыхания, слабость, сильные боли в суставах. Какая первая помощь должна быть оказана пострадавшей?

 

5. При осмотре обратившегося в поликлинику, врач обнаружил на теле присосавшегося клеща размером до 10-12 мм красно-коричневого цвета, с коротким щитком на спине. В чем опасность укуса данного клеща? Какие меры нужно предпринять для удаления клеща?

6. При врачебном обследовании школьников младших классов у некоторых из них обнаружены расчесы на коже живота и между пальцами. О каком заболевании идет речь, какой лабораторный анализ следует провести для подтверждения диагноза?

7. Группа студентов выехала в Среднюю Азию для работы в студенческих строительных отрядах. Во время оборудования лагеря увидели пауков – каракуртов. Утром один из спящих студентов проснулся от укуса какого то паукообразного, имеющего следующие морфологические особенности: длина 4-5 см, сегменты головы и груди, сливаясь, образуют нерасчлененную головогрудь. Брюшко раздельно на ряд сегментов. Передняя часть брюшка столь же широкая, как головогрудь, а задняя – узкая и длинная. Последний членик брюшка снабжен острым жалом. О каком паукообразном идет речь? Какое воздействие оно оказывает на организм человека?

 

Рекомендуемая литература (см. приложение)



Практическое занятие № 14

Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряды Вши, Клопы, Блохи, Тараканы. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.

Цель изучения темы состоит в формировании знаний по экологическим и медико-биологическим основам паразитизма, умений и навыков по морфофункциональной характеристике представителей класса Насекомые (Отряды Вши, Клопы, Блохи и Тараканы).

Задачи:

  • изучить классификацию, изучить систематическое положение и морфо-функциональную характеристику представителей класса Насекомые (Отряды Вши, Клопы, Блохи и Тараканы);
  • изучить медицинское значение представителей класса Паукообразные (Отряды Вши, Клопы, Блохи и Тараканы);

· изучить особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам представителей класса Паукообразные (Отряды Вши, Клопы, Блохи и Тараканы);

· изучить меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных класса Насекомые.

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- строение насекомых, значение насекомых в хозяйственной деятельности человека.

- устройство светового микроскопа.

 

2. После изучения темы:

- классификацию, систематическое положение и морфофункциональную характеристику представителей класса Насекомые (Отряды Вши, Клопы, Блохи и Тараканы);

- медицинское значение представителей класса Паукообразные (Отряды Вши, Клопы, Блохи и Тараканы);

- особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам представителей класса Паукообразные (Отряды Вши, Клопы, Блохи и Тараканы);

- меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных класса Насекомые;

должен владеть:

· методикой проведение микроскопического анализа

должен уметь:

  • проводить микроскопический анализ идентифицировать по морфологическим признакам представителей класса Паукообразные (Отряды Вши, Клопы, Блохи и Тараканы);

должен сформировать компетенции: общекультурные (ОК-7, ОК-8), общепрофессиональные (ОПК-5).

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №14 «Медицинская Арахноэнтомология. Ядовитые животные» и рекомендуемой учебной литературы.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля:

1.  Класс Насекомые ( Insecta ): систематическое положение, общая характеристика класса и классификация. Медицинское значение и географическое распространение представителей.

2. Отряды Тараканы (Blattoidea). Систематическое положение, географическое распространение, строение, цикл развития и медицинское значение представителей. Меры борьбы с тараканами.

3. Отряды Вши (Anoplura): систематическое положение, строение, цикл развития и медицинское значение представителей. Меры борьбы со вшами.

4. Отряды Блохи (Aphaniptera): систематическое положение, строение, цикл развития и медицинское значение представителей. Меры борьбы с блохами.

5. Отряды Клопы (Heteroptera). Систематическое положение, географическое распространение, строение, цикл развития и медицинское значение представителей. Меры борьбы с тараканами и клопами.

 

3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

 

Примеры тестовых заданий:

1. К КЛАССУ НАСЕКОМЫЕ ОТНОСЯТСЯ ОТРЯДЫ … .

1) Скорпионы

2) Клопы

3) Пауки

4) Клещи

5) Вши

2. ОРГАНАМИ ДЫХАНИЯ НАСЕКОМЫХ ЯВЛЯЮТСЯ … .

1) легочные мешки

2) жабры

3) жировое тело

4) трахеи

5) бронхиолы

3. С НЕПОЛНЫМ МЕТАМОРФОЗОМ РАЗВИВАЮТСЯ … .

1) таракан рыжий

2) вошь платяная

3) клоп постельный

4) блоха человеческая

4. ПРОФИЛАКТИКА ЗАРАЖЕНИЯ ФТИРИОЗОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В … .

1) соблюдении правил личной гигиены

2) защите от укусов блох

3) мытье рук перед едой

4) термической обработке пищи

 

4) Выполнить другие задания:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Черный ( Blatta orientalis ) и рыжий ( Blattella germanica ) тараканы - представители подтипа Трахейные (Tracheata), класса Insecta, отряда Blattoidea (макропрепараты).

Рассмотреть наружное строение тараканов. Тело их покрыто плотной хитиновой кутикулой и разделено на сегменты. Сходные сегменты объединяются в 3 отдела: голова, грудь и брюшко. На головке находятся фасеточные глаза, кпереди от которых расположены пара длинных антенн - сяжков, являющихся органами осязания и обоняния. На нижней поверхности головы расположены три пары конечностей, преобразованных в грызуще-жующий челюстной аппарат. Грудь состоит из трех сегментов: переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь. К среднегруди прикрепляются жесткие надкрылья. На заднегруди находятся перепончатые крылья. Каждому сегменту груди соответствует пара членистых ходильных конечностей. Брюшко состоит из 10 - 11 сегментов. На последнем членике располагаются членистые придатки - церки. У самцов, кроме того, имеется пара рудиментарных конечностей - грифельков. У самок сегменты брюшка шире и грифельки отсутствуют.

 

ü Ротовой аппарат черного таракана.

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Ротовой аппарат грызуще-жующий и состоит из верхней губы (непарная складка хитинового покрова), парных верхних челюстей (жвалы, мандибулы - твердые зазубренные пластинки), нижних челюстей (одна пара максилл), состоящих из двух члеников, на которых помещаются наружные и внутренние лопасти. Снаружи от них находится пятичленистый нижнечелюстной щупик - орган осязания. Вторая пара максилл приращена в непарную нижнюю губу, состоящую из двучленистого основания, двух пар лопастей и пары щупиков. Все части челюстного аппарата (кроме верхней губы) представляют собой три пары видоизмененных конечностей трех сегментов головы.

 Зарисовать в альбоме, обозначить верхнюю и нижнюю губы, верхние и нижние челюсти.

1.Ротовой аппарат черного таракана

Ротовой аппарат черного таракана (преп. №51) Сделать обозначения
1.Верхняя губа 2 Нижняя губа 3 Верхняя челюсть 4 Нижняя челюсть

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Головная вошь ( Pediculus humanus capitis ), отряд Anoplura, класс Insecta ,  подтип Трахейные (Tracheata).  

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Размеры 2 - 4 мм. Тело вши ромбовидной формы, сероватого цвета, сплющено в спинно-брюшном направлении и делится на голову, грудь и брюшко, голова угловато-овальная, кпереди суживается. В средней расширенной части головы находятся короткие пятичлениковые усики и пара простых глазков. По бокам груди и брюшка имеются темные пигментные пятна. Грудь нерасчлененная, значительно уже брюшка, резко отделена от него. По бокам груди расположены 3 пары конечностей, заканчивающиеся коготками. Между члениками брюшка глубокие вырезки. У самок конец брюшка раздвоен, у самцов закруглен.

Платяная вошь ( Pediculus humanus humanus ), отряд Anoplura, класс Insecta , подтип Трахейные (Tracheata).  

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на отличительные признаки ее от головной вши: более крупные размеры (2,1 - 4,75 мм), светлая окраска тела, отсутствие пигментных пятен по бокам тела, менее глубокие вырезки между члениками брюшка, сяжки тоньше и длиннее.

 Лобковая вошь ( Phtirus pubis ).Тело короткое и широкое, имеет длину 1 - 1,5 мм. Грудь шире брюшка и неясно отграничена от него. В отличие от головной и платяной вши, брюшко лобковой вши имеет четыре пары бородавчатых выростов, снабженных длинными щетинками. Голова имеет форму прямоугольника и относительно велика. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа.

2. Головная и платяная вши

Головная вошь (Pediculus humanus capitis) ( преп. №59) Платяная вошь (Pediculus humanus humanus ) ( преп. №60)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Постельный клоп (Cimex lectularius), отряд Н eteroptera, класс Insecta.

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Размеры самки 4,8 - 8,4 мм, самца - 4,9 - 6,4 мм. Тело клопа коричневое, сплюснуто в спинно-брюшном направлении, делится на голову, грудь и брюшко. На голове выступают тонкие четырехчленистые сяжки (усики). За усиками расположены сильно выпуклые фасеточные глаза. От переднего конца головы отходит трехчлениковый хоботок, загнутый на брюшную сторону. Грудь несет 3 пары конечностей. На среднегруди обнаруживаются рудименты передней пары крыльев. Брюшко листовидное, плоское, состоит из 8 сегментов.

Зарисовать в альбоме схему цикла развития клопа (непрямое развитие с неполным метаморфозом). Личинка проходит 5 стадий развития, последняя, пятая стадия - нимфа.

 

Блоха человеческая ( Pulex irritans ), отряд Aphaniptera , класс Insecta.

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Размеры 1 - 5 мм. Тело желтое или коричневое, сплюснуто с боков и покрыто редкими волосками и щетинками. Голова закруглена, несет пару простых глаз, пару коротких булавовидных усиков и ротовые органы колющего-сосущего типа. Грудь трехчленистая, снабжена 3 парами конечностей, третья пара длинная и служит для прыганья. Брюшко состоит из 10 сегментов.

Зарисовать в альбоме схему цикла развития блохи (развитие непрямое с полным метаморфозом, личинка проходит 3 линьки).

3. Постельный клоп и блоха человеческая

Постельный клоп  ( Cimex lectularius ) (преп. №63) Блоха человеческая ( Pulex irritans ) (преп. №62)

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

  Выполнение тестовых заданий.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 528.