Разбор с преподавателем ключевых вопросов, необходимых для освоения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Темы занятия.

 

  1. Изучить по таблицам:

1) филогенез опорно-двигательной системы хордовых.

2) филогенез пищеварительной и дыхательной систем хордовых

3) филогенез кровеносной системы Хордовых

4) филогенез нервной системы

5) филогенез выделительной системы

6) филогенез половой системы

 

  1. Оформить в рабочих тетрадях в виде таблицы основные преобразования в процессе филогенеза различных органов и систем хордовых.

Таблица 1

Основные преобразования в процессе филогенеза различных органов и систем хордовых

Системы органов: Рыбы амфибии рептилии птицы млекопитающие
Кожные покровы
Нервная
Пищеварительная
Дыхательная
Сердечно-сосудистая
Выделительная
Половая

Таблица 2

Эволюция скелета позвоночных

Тип Класс Скелет головы Осевой скелет

Скелет конечностей

      Описание Рисунок
         

Таблица 3

Филогенез кровеносной системы хордовых

Класс Число кругов кровообращения Наличие сердца Число камер сердца, их названия Кровь, находящаяся в определенной камере сердца Сколько сосудов отходит от сердца Какую кровь несут сосуды, отходящие от сердца Сколько сосудов приносят кровь в сердце Схема строения сердца
                 

Таблица 4

 

                   Сравнительная характеристика нервной системы хордовых

Класс Кол-во отделов головного мозга Тип мозга Ведущий отдел головного мозга Располо-жение серого вещества в переднем отделе Наличие коры Строение коры Функции коры Число черепно-мозговых нервов

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

  Выполнение тестовых заданий.

Образцы тестовых заданий и ситуационных задач

1. У млекопитающих впервые появляются железы

1) слюнные

2) млечные

3) половые

4) эндокринные

2. только венозная кровь находится в сердце у

1) млекопитающих

2) земноводных

3) рептилий

4) рыб

3. порок развития, при котором семенники остаются в брюшной полости называется

1) аплазия яичка

2) крипторхизм

3) эпидидимис

4) гипоспадия

4. кора головного мозга впервые появляется у

1) круглоротых

2) рыб

3) птиц

4) млекопитающих

5. ЧЕТЫРЕХКАМЕРНОЕ СЕРДЦЕ У ..

4) лягушки

5) крокодила

6) тритона

7) осетра

Ситуационная задача

1. У новорожденного ребенка установлено правостороннее сердце. Объясните возможный механизм возникновения данного порока развития.

 

2. При обследовании у пациента выявлен поликистоз почек. Объясните возможный механизм возникновения данной аномалии.

Рекомендуемая литература (см. приложение)



Практическое занятие № 18

Тема: Эволюционное учение Ч.Дарвина и современная теория эволюции. Антропогенез. Расы и расообразование. Адаптивные экологические типы человека.

Цель изучения темы состоит в формировании знаний по основам эволюционной теории и сущности теории антропогенеза, особенностей эволюционных преобразований человека на современном этапе.

Задачи:

  • изучить закономерности происхождения жизни на Земле;
  • изучить основные направления эволюционного развития растений и животных;
  • изучить этапы становления эволюционных идей;
  • изучить синтетическую теорию эволюции;
  • получить понятие о виде и о популяции, как элементарной единице эволюции.
  • изучить основные закономерности микро- и макроэволюции.
  • изучить основные этапы происхождения и эволюции человека, методы изучения эволюции человека;
  • изучить антропогенез и сущность расогенеза;
  • изучить особенности действия эволюционных факторов в современных популяциях людей.
  • изучить закономерности формирования различных типов людей по их адаптации к экологическим факторам в современных условиях

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- анатомические доказательства эволюции (аналогичные и гомологичные органы, рудименты, атавизмы,), эволюционная теория Ч. Дарвина, виды отбора, основные представители древних людей.

 - основной биогенетический закон,  закон зародышевого сходства;

- филогенез органов и систем хордовых,

- узловые моменты прогрессивной эволюции хордовых

2. После изучения темы:

– закономерности происхождения жизни на Земле;

– основные направления эволюционного развития растений и животных;

– изучить этапы становления эволюционных идей;

– синтетическую теорию эволюции;

– понятие о виде и о популяции, как элементарной единице эволюции.

– основные закономерности микро- и макроэволюции.

– основные этапы происхождения и эволюции человека, методы изучения эволюции человека;

– антропогенез и сущность расогенеза;

– особенности действия эволюционных факторов в современных популяциях людей.

– закономерности формирования различных типов людей по их адаптации к экологическим факторам в современных условиях

Должен владеть

· биологическими терминами по теме Антропогенез.

должен уметь:

· объяснять сущность эволюционного процесса;

· объяснять сущность антропогенеза

 

должен сформировать компетенции : общекультурные (ОК-7, ОК-8), общепрофессиональные (ОПК-5).

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по указанной теме:

1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций №15 «Общие закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Эволюционное учение» и №16 «Антропогенез. Расы и расогенез. Адаптивные экологические типы человека» и рекомендуемой учебной литературы.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля:

1 Основные теории происхождения жизни на Земле.

2 Вехи в истории развития жизни на Земле.

3 Основные направления эволюционного развития растений.

4 Основные направления эволюционного развития животных.

5 Этапы становления эволюционных идей.

6 Эволюционное учение Ч.Дарвина.

7 Элементарные факторы эволюции.

8 Понятие о виде. Популяция - элементарная единица эволюции.

9 Способы и пути видообразования.

10 Микро- и макроэволюция. Механизмы и основные результаты.

11 Общие закономерности, направления и пути эволюции. 

12 Синтетическая теория эволюции.

13 Происхождение человека. Антропогенез.

14 Задачи антропогенетики.

15 Систематическое положение человека.

16 Доказательства биологического происхождения человека

17 Основные этапы антропогенеза.

18 Методы изучения эволюции человека.

19 Расы и расогенез.

20 Большие и малые расы человека, их характеристика

21 Адаптивные экологические типы человека.

 

3)Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

 

Примеры тестовых заданий:

 

1.ЭВОЛЮЦИЯ - ЭТО … .

1) учение об изменении живых организмов

2) учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами

3) необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы

4) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов

2.ДВИЖУЩЕЙ И НАПРАВЛЯЮЩЕЙ СИЛОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ … .

1) дивергенция признаков

2) разнообразие условий среды

3) приспособленность к условиям среды

4) естественный отбор

3. К БИОЛОГИЧЕСКИМ ДВИЖУЩИМ СИЛАМ АНТРОПОГЕНЕЗА ОТНОСЯТСЯ …

 

1) духовно-нравственное развитие личности

2) стремление к самосовершенствованию

4) наследственность и изменчивость

5) обучение и воспитание

4. ВЕДУЩУЮ РОЛЬ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИГРАЮТ … .

1) только социальные факторы

2) только биологические законы

3) социальные факторы и биологические законы

4) движущие формы естественного отбора

     

 

4)Выполнить другие задания:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.