Взаимодействие обучающегося и преподавателя реализуется с соблюдением взаимного уважения.
Основными принципами процедуры оценивания ответа обучающегося являются: профессионализм, предметность, независимость, объективность, непредвзятость, беспристрастность, доброжелательность.
Зачет или оценка выставляется на основе оценки соответствия ответа установленным критериям. При этом во внимание обязательно принимаются как положительные стороны ответа, так и имеющиеся недочёты (ошибки или неточности).
При оценивании ответов преподавателю следует руководствоваться системой критериев:
1. Содержательное соответствие – соответствие содержания ответа поставленным вопросам.
2. При оценивании ответа учитываются ссылки на научные монографии, учебники и учебные пособия, в том числе опубликованные на иностранных языках, периодические научные издания; упоминание в ответе последних достижений, представленных в современных научных юридических изданиях.
3. Методологическая обоснованность – построение ответа в соответствии с уровнями методологии научного знания (философской, общенаучной, конкретно-научной, методик и техник исследования), умение представить зарубежные научные подходы, теории и результаты исследований в критическом сравнении с достижениями отечественных юридических школ, подходов.
4. Научный анализ – критический научный анализ излагаемых концепций, аргументированный результатами конкретных эмпирических исследований.
5. Научный синтез – рассмотрение теоретических подходов, отдельных концепций и исследований в контексте научного знания в целом, демонстрирование понимания связи между отдельными элементами целостного научного знания, обобщение и систематизация научной информации при решении проблемы.
6. Научное творчество – способность предложить несколько обоснованных вариантов решения практических задач, опираясь на действующие законы и иные нормативно-правые акты; правоприменительную практику и научную доктрину; способность преодоления пробелов в законодательстве; способность применять теоретические и практические положения при анализе и разрешении юридических коллизий; демонстрация творческих научных способностей при изложении собственных научных идей и взглядов; четкая аргументированность собственных выводов при решении профессиональных юридических задач и проблем.
7. Научная этика – уважительное отношение к различным правовым позициям, авторам разных теоретических концепций, результатам их деятельности, избегание дискриминационных оценок и высказываний в адрес ученых и результатов их научной деятельности.
8. Системность – четкое выделение понятий, существенных элементов теорий или концепций, их характеристика, описание связей между ними, между различными отраслями права, представление материала как цельной системы знаний.
9. Логичность – последовательное, непротиворечивое, четко структурированное изложение материала с выделением основополагающих и второстепенных положений; ясность изложения материала.
10. Понятийно-терминологическая обоснованность – использование при изложении материала профессиональных юридических терминов и понятий, раскрытие их полного содержания, соответствующего современному их толкованию, избегание подмены профессиональных понятий житейскими.
11. Профессиональная коммуникативность – способность демонстрировать профессиональное владение приемами вербального и невербального общения, управление собственными эмоциями, проявление индивидуальной и профессиональной культуры.
При оценивании ответов обучающихся важно выделять достоинства ответов при их наличии, их соответствие указанным критериям, а также следующие типы несоответствий в виде неточностей или ошибок (при их наличии):
Неточность:
• При изложении теоретического материала - незначительная погрешность, не искажающая смысла излагаемого материала, отсутствие в ответе ссылок на нормативно-правовую базу, регулирующие те или иные правоотношения.
• При использовании терминологии – неполное представление о содержании понятий, периодическое использование житейских понятий вместо юридической терминологии при правильном изложении теоретического материала и практики правоприменения (эмпирический материал).
• При изложении собственной правовой позиции - слабая аргументированность своей позиции, недостаточное подтверждение собственной позиции нормативно-правовым актам и практики правоприменения.
Ошибка:
• При изложении теоретического материала - грубые искажения смысла излагаемого материала, применение нормативно-правового акта утратившего силу; неправильное толкование содержания излагаемого юридического понятия; отсутствие в тексте или устном ответе описаний одного или более из основных теоретических подходов или ключевых компонентов излагаемой теории.
• При использовании терминологии - неумение оперировать категориальным аппаратом, незнание основных юридических терминов и понятий; использование в ответе терминов и понятий, содержание которых не соответствует их законодательному толкованию;
• При изложении собственной правовой позиции - отсутствие аргументации своей точки зрения, неспособность обосновать новизну, теоретическую или практическую значимость своих представлений, слабость методологических обоснований, неспособность соотнесения собственных теоретических представлений с существующими теориями, концепциями, законами и закономерностями, игнорирование уже выявленных закономерностей.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
8.1. Основная литература
1. Семейное право: учебник для бакалавров / отв. ред. С.О. Лозовская. – М.: Проспект, 2014.
2. Савельев Д.Б. Сборник задач по семейному праву. Практикум. – М.: Проспект, 2016.
3. Семейное право [Электронный ресурс]: учебник/ Б.М. Гонгало [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Статут, 2016.— 270 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49110.html.— ЭБС «IPRbooks
4. Пучкова В.В. Семейное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пучкова В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 268 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71587.html.— ЭБС «IPRbooks»
8.2. Дополнительная литература
1. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. М., 2004.
2. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972.
3. Веберс Я.Р. Правоспособность граждан в гражданском и семейном праве. Рига, 1976.
4. Данилин В.И., Реутов С.И. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск, 1989.
5. Куриленко О. Г. Трансформация понятия и формы брака в процессе формирования российского семейного права // Журнал российского права. 2000. № 5/6.
6. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2006.
7. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 1991.
8. Савельев Д.Б. Правовые позиции Верховного Суда РФ по семейным спорам. Хрестоматия. – М.: Проспект, 2016.
9. Сосипатрова Н.Е. Брачный договор: правовая природа, содержание, прекращение // Государство и право. 1999. № 3.
10. Тарусина Н.Н. Брак по российскому семейному праву. М., 2010.
11. Чефранова Е.А. Имущественные отношения супругов. М., 2008.
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Российская газета от 10.12.1998 г.
2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. В ред. ФЗ от 17.07.2009 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 20.07.2009, № 39. Ст. 3582.
5. Семейный кодекс Российской Федерации, в ред. ФЗ от 30.06.2008 № 106-ФЗ // СЗ РФ. 07.07.2008, № 27. Ст. 3124.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 28.06.2009 № 128-ФЗ // СЗ РФ. 29.06.2009, № 26. Ст. 3126, в ред. ФЗ от 09.11.2009 № 249-ФЗ // СЗ РФ 29.06.2009, № 26. Ст. 3126.
7. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» //СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029. В ред. ФЗ РФ от 28.06.2009 № 125-ФЗ // СЗ РФ 08.12.2008, № 49. Ст. 5748.
8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880. В ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ // СЗ РФ 30.08.2004. № 35. Ст. 3607.
9. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340. В ред. ФЗ РФ от 17.07.2009. № 169-ФЗ //СЗ РФ. 20.07.2009. № 29. Ст. 3606.
10. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999, № 26. Ст. 3199. В ред. ФЗ РФ от 13.10.2009 № 233-ФЗ // СЗ РФ. 19.10.2009, № 42. Ст. 4861.
11. Федеральный закон от 2 октября 2007 г .№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849. В ред. ФЗ от 27.09.2009 № 226-ФЗ // СЗ РФ. 28.09.2009, № 39. Ст. 4540.
12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802. В ред. ФЗ РФ от 03.06.2009 № 118-ФЗ // СЗ РФ. 08.06.2009, № 23. Ст. 2773.
13. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» //СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643. В ред. ФЗ РФ от 30.12.2008. № 313-ФЗ // СЗ РФ. 05.01.2009, № 1. Ст. 21.
14. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008, № 17. Ст. 1755. В ред. ФЗ РФ от 18.07.2009 № 178-ФЗ // СЗ РФ. 20.07.2009, № 29. Ст. 3615.
15. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2693. В ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009, № 216 // СЗ РФ. 23.03.2009, № 12. Ст. 1427.
16. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2671. В ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216 // СЗ РФ. 23.03.2009, № 12. Ст. 1427.
17. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4822. В ред. Постановления Правительств РФ от 10.03.2009 № 216 //ФЗ от 23.03.2009, № 12. Ст. 1427.
18. Порядок предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка. Утвержден Постановлением Правительства РФ 11 октября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 401. В ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49 // СЗ РФ 14.02.2005, № 7. Ст. 560.
19. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 г. №542 // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.
20. Правила признания лица инвалидом. Утверждено Постановлением Правительства РФ 20 февраля 2006 г. № 95 // СЗ РФ. 2006 № 9. Ст. 1018.
21. Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3743. В ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2008 № 613 // 25.08.2008, № 34. Ст. 3922.
22. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 2757 // СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590. В ред. Постановления от 11.04.2006 г. № 210 // СЗ РФ. 17.04.2006. № 16. Ст. 1746.
23. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1434. В ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 № 210 // СЗ РФ. 17.04.2006, № 16. Ст. 1748.
24. О детском доме семейного типа. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251. В ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008. № 617 // СЗ РФ 25.08.2008, № 34. Ст. 3926.,
25. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ 2006. №46. Ст. 4801. В ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009. № 356 // СЗ РФ. 27.04.2009, № 17. Ст. 2098.
26. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 962. В ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2007 № 346 // СЗ РФ. 11.06.2007, № 24. Ст. 2916.
27. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» и «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009. № 423 // СЗ РФ. 2009, №21. Ст. 2572.
28. О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. №432. //СЗ РФ. 2009, №21. Ст. 2581.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 1.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №9.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. №1.
5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» // Собрание постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР по гражданским делам. Изд. «Спарк». 1994.
6. Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.05.2012).
7. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011).
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
Сайт МГЮА им. О.Е. Кутафина http://msal.ru/
Сайт Волго-Вятского института МГЮА им. О.Е. Кутафина http://msalkirov.ru/ Официальный сайт Конституционного Суда РФ <http://ks.rfnet.ru>
Официальный сайт Верховного Суда РФ <http://supcourt.ru>
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Овладение практическими навыками необходимо предварять изучением теоретического материала по каждой теме.
Изучение теоретического материала не должно ограничиваться посещением и заучиванием лекций, поскольку лекционный курс составляет краткое и неполное изложение материала дисциплины и является дополнительным к изучению учебника из числа рекомендованных в разделе «Основная литература».
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо самостоятельно изучить соответствующую тему по учебнику, лекциям, а также обратиться к текстам соответствующих нормативных актов и материалам судебной практики. После чего следует выполнить письменные и устные задания к занятию, указанные преподавателем.
В качестве заданий к практическим занятиям могут быть предложены:
- составление таблиц, схем по отдельным темам курса;
- решение практических ситуаций (case-studies);
- подготовка проектов договоров;
- подготовка претензий по определенным модельным заданиям;
- обобщение материалов судебной практики по определенным темам;
- подготовка к проведению ролевой игры;
- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов;
- подготовка докладов, сообщений, рефератов.
Основное место в практических занятиях занимают задания на решение практических ситуаций (задачи, case-studies) с последующим коллективным обсуждением и анализом решений.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 569.