Тема 4. Правоотношения родителей и детей (1 час)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Установление отцовства в добровольном порядке.

2. Установление отцовства в судебном порядке.

3. Оспаривание отцовства (материнства).

4. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека.

5. Права и обязанности родителей. Понятие родительских прав.

6. Осуществление родительских прав.

7. Право на общение с ребенком и участие в его воспитании.

8. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни.

9. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.

10. Восстановление в родительских правах.

11. Ограничение в родительских правах.

Задача 1. Бахмина вышла замуж за Кошкина будучи беременной. Кошкин знал, что отцом ребенка является предыдущий сожитель Бахминой Моисеев. Когда через 6 месяцев после заключения брака у Бахминой родилась дочь, Кошкин однако не возражал против того, чтобы было зарегистрировано его отцовство. Через два года семейная жизнь Бахминой и Кошкина разладилась, и они расторгли брак. Бахмина предъявила в суд иск о взыскании с Кошкина алиментов на содержание ребенка. Кошкин предъявил встречный иск об оспаривании отцовства. Свой иск он мотивировал тем, что был намерен воспитывать чужого ребенка как своего, когда у них была семья с Бахминой. Поскольку их отношения прекратились, а семья распалась, то его с ребенком ничего не связывает, он для него чужой.

Разрешите спор. Изменится ли решение, если брак между Кошкиным и Бахминой был бы зарегистрирован после рождения ребенка?

Задача 2. Олег Копанев в 1995 году был осужден к лишению свободы сроком на 10 лет. В этом же году его супруга Виктория расторгла с ним брак и вступила в брак с Иваном Юдниковым. В феврале 1996 года у нее родился сын Георгий, отцом которого был зарегистрирован Юдников. В 2005 г. после освобождения Копанев обратился в суд с иском, в котором оспаривал запись об отцовстве Юдникова и требовал признать свое отцовство в отношении Георгия. Возражая на иск, Виктория и Иван Юдниковы сослались на пропуск исковой давности, а также на то, что Георгий привязан к Юдникову, считает именно его своим отцом. Генетическая экспертиза, назначенная по делу судом, показала, что Георгий биологически происходит от Копанева.

Применяется ли исковая давность к данному спору? Если применяется, то каков срок исковой давности и с каким обстоятельством связано начало его течения? Подлежит ли обязательному учету мнение ребенка при принятии судом решения? Какое решение должен вынести суд в данной ситуации?

Задача 3. После расторжения брака супругов Коваленко их 7-летний сын Дима был по решению суда оставлен у матери. Сначала отец встречался с мальчиком дважды в месяц, однако спустя год Коваленко вышла за­муж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и сыном стала препятствовать обще­нию отца с сыном. В период летних каникул Дима проживал у бабушки в деревне. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и вопреки возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ре­бенка. Отец Димы предъявил встречный иск о передаче себе сына.

Дайте правовую оценку действиям родителей Димы. Какое решение может вынести суд по данным искам, от каких обстоятельств будет зависеть это решение?

Задача 4. Прокурор обратился в суд с иском о лишении родительских прав родителей 7-летней Ольги Самойловой. Исковые требования мотивированы тем, что супруги Самойловы состоят в религиозной общине, члены которой употребляют только «чистую пищу» - сырые злаки и овощи, ответчики отказываются отдавать ребенка в общеобразовательное учреждение. Девочка из-за отсутствия полноценного питания страдает рахитом, у нее недостаток веса, из-за позиции родителей она лишена возможности получить полноценное образование. Полагает, что дальнейшее нахождение Ольги на воспитании у родителей угрожает ее физическому и психическому здоровью. Ответчики с иском не согласились, суду пояснили, что их дочь получает полноценное питание, богатое витаминами. Сыроедение более полезно для здоровья, чем употребление в пищу «трупов животных». Образование дочери они способны дать самостоятельно, обучают ее дома чтению, письму, математике. Ольга суду пояснила, что хочет остаться с папой и мамой, которых очень любит.

Какое решение суда наиболее бы отвечало интересам ребенка? Какие правовые инструменты помимо лишения родительских прав могут оказать воздействие на родителей?

 

Тема 5. Алиментные обязательства (2 часа)

1. Понятие и виды алиментных обязательств.

2. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

3. Право на алименты нетрудоспособных, нуждающихся совершеннолетних детей.

4. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.

5. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

6. Алиментные обязательства других членов семьи.

7. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

8. Соглашение об уплате алиментов.

9. Освобождение от уплаты алиментов и задолженности по алиментным платежам. Изменение размера алиментов.

10. Ответственность за неисполнение алиментных обязательств. Индексация алиментов.

Задача 1. В 2010 году при расторжении брака супругов Ольги и Владимира Лутц суд определил место жительства их общего несовершеннолетнего сына Петра, 2005 г.р., с матерью и взыскал с отца ребенка алименты на его содержание в размере ¼ заработка и иного дохода. Ввиду плохих отношений с бывшим мужем, Ольга предложила Владимиру забыть о ней и сыне, а взамен пообещала отказаться от алиментов. Имея материальные трудности, Владимир принял предложение Ольги.

Возможен ли юридический отказ от получения алиментов? Как оценить поведение Ольги, если она фактически откажется брать алименты от Владимира? Какие меры воздействия могут быть применены к Ольге и Владимиру?

Задача 2. В сентябре 2012 года Рослякова обратилась в суд с иском к Тимофееву, в котором просила установить отцовство ответчика в отношении своей дочери Евгении, 3.05. 2009 г.р., и взыскать с ответчика алименты на ее содержание на будущее время и за прошедший период с мая 2009 по сентябрь 2012 года. В ходе судебного разбирательства судом с достоверностью было установлено происхождение Евгении от Тимофеева. Ответчик с требованием о взыскании алиментов не согласился. Представил суду документы о том, что в период с 2009 по май 2012 года работал в должности корректора типографии, его заработная плата составляла 11 500 рублей. В настоящее время является безработным и состоит на учете в центре занятости населения.

Подлежат ли взысканию с ответчика алименты? Если подлежат, то за какой период времени и в каком размере?

Задача 3. В 2010 году при расторжении брака Климов и Левина заключили между собой нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, согласно которому Климов обязался выплачивать своей бывшей супруге на содержание общего несовершеннолетнего сына Ивана 10 000 рублей ежемесячно.

В 2012 году Левиной стало известно, что Климов еще с 2010 года зарабатывал 60 000 рублей в месяц.

Нарушены ли права ребенка данным соглашением? Если нарушены, то какие меры по защите права может предпринять Левина?

Задача 4. Пермяков по решению суда выплачивал алименты в размере 1/4 заработной платы ежемесячно на содержа­ние сына до совершеннолетия последнего. В связи с наличием у ребенка хронического заболевания врачами было назначено лечение дорогостоящими препаратами, на которые мать потратила 12 000 рублей, а также рекомендовано в период летних каникул пройти санаторно-курортное лечение. Кроме того, мама отдала сына в гимназию с платными дополнительными занятиями, стоимость которых за год составила 10 000 рублей. Мать мальчика обратилась в суд с иском о дополнительном взыскании с Пермякова 20 000 рублей – стоимость путевки в санаторий, 12 000 рублей – стоимость ее затрат на лекарства для ребенка, 10 000 рублей – стоимость занятий в гимназии.

Задача 5. Спустя 3 года после расторжения брака Петракова обратилась в суд с иском к своему бывшему мужу Целищеву, в котором просила взыскать с ответчика алименты на свое содержание. В обоснование иска указала, что год назад ей была установлена инвалидность 2 группы и назначена пенсия в размере 5000 рублей. Этих средств ей недостаточно для обеспечения элементарных жизненных потребностей. В настоящее время прожиточный минимум составляет около 8000 рублей, поэтому просит установить размер алиментов в сумме 3000 рублей. Целищев с иском не согласился. Суду пояснил, что его доход составляет 40 000 рублей в месяц, однако на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, а также он ежемесячно выплачивает ипотеку за квартиру в сумме 15 000 рублей. Кроме того, считает, что должен быть освобожден от обязанности выплачивать алименты ввиду непродолжительности брака – 4 года и вины Петраковой в распаде семьи из-за ее измен.

При наличии каких условий могут быть взысканы алименты на содержание бывшего супруга? Дайте правовую оценку доводам сторон в данном споре.

5.3.3. Практические занятия для студентов заочной формы ускоренного обучения на базе ВПО и СПО (4 часа)

 

Тема 1. Брак (1 час.)

1. Условия заключения брака.

2. Препятствия к заключению брака.

3. Порядок заключения брака.

4. Основания прекращения брака.

5. Судебный и административный порядок расторжения брака.

6. Недействительность брака.

7. Последствия признания брака недействительным.

 

Задача 1. Ковязин скрыл от своей супруги наличие предыдущего нерасторгнутого брака. Через полгода он обратился в суд с иском о признании брака недействительным по данному основанию. Ответчица возразила против удовлетворения иска, поскольку они фактически создали семью, совместно воспитывают общего ребенка, которому 5 месяцев. В судебном заседании судом было установлено, что первая жена Ковязина признана судом недееспособной ввиду психического заболевания.

Какое решение должен вынести суд? Кто имеет право требовать признания брака недействительным в данной ситуации? Изменится ли правовая оценка спора, если первая жена Ковязина умерла?

Задача 2. В юридическую консультацию обратились супруги Федоровы, которые пояснили, что обратились в суд с иском о расторжении брака, на расторжение браса согласны оба, спора о детях нет, поскольку добровольно определили место жительства общей 3-летней дочери с матерью, о чем они заявили судье. Однако судья, несмотря на их возражения, установил месячный срок для примирения. По истечении месяца в новом судебном заседании, несмотря на просьбы супругов поскорее расторгнуть брак, судья вновь установил срок для примирения еще на полтора месяца. Федоровы поинтересовались у адвоката, правомерно ли поступил судья, и могут ли они обжаловать определение, которым установлен полуторамесячный срок для примирения.

Дайте разъяснения супругам Федоровым.

Задача 3. В феврале 2012 года Надежда Краева обратилась в суд с исковым заявлением о признании недействительным брака с Игорем Краевым. В обоснование иска указала, что до регистрации брака 9 апреля 2010 г. Игорь скрыл от нее заболевание гонореей, а чем она узнала, заразившись от мужа в том же месяце.

Ответчик возразил против иска, указав на то, что тогда супруга его простила, и они примирились. А сейчас истинная причина иска в том, что у жены появился любовник, и она желает прекратить брак, целиком оставив за собой квартиру, купленную на общие деньги, но оформленную на жену. Кроме того, считает истекшим срок исковой давности.

Надежда на это возразила, указав, что мотивом подачи иска является то, что она недавно узнала от врача о невозможности иметь детей из-за последствий перенесенного заболевания. Этого она простить не может.

Каков срок исковой давности для данного требования? Оцените доводы сторон. Каким образом вы бы посоветовали каждой из сторон защитить свои права?

Задача 4. В декабре 2010 года Можайские расторгли брак в ЗАГСе. В марте 2012 года Можайская обратилась в суд с иском, в котором просила признать недействительным брак, заключенный с Можайским, и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5 000 000 рублей. В обоснование иска указала, что Можайский ранее состоял в браке с Истоминой, который был расторгнут в районном суде в январе 1996 года, однако развод не был зарегистрирован в ЗАГСе. В этой связи истица полагает первый брак ответчика действующим до настоящего времени.

Подлежит ли исковое заявление Можайской рассмотрению в суде? Какой процессуальный акт: решение или определение должен вынести судья по данному заявлению? Укажите правовое обоснование постановления суда.

 

Тема 2. Права и обязанности супругов (1 час)

1. Понятие и основания возникновения законного режима имущества супругов.

2. Владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью супругов.

3. Собственность каждого из супругов.

4. Понятие и форма брачного договора.

5. Содержание брачного договора.

6. Признание брачного договора недействительным.

7. Изменение и расторжение брачного договора.

8. Ответственность супругов по обязательствам.

9. Раздел имущества супругов.

Задача 1. Рано утром к Барышникову в дверь позвонил его сосед Водкин и предложил за 500 рублей купить свой телевизор, пояснив, что без «опохмела» до вечера ему не дожить. Барышников, зная, что Водкин страдает запоями и постоянно на почве пьянства конфликтует с женой, согласился взять телевизор за 300 рублей и в тот же день продал его через комиссионный магазин за 1000 рублей. Вечером супруга Водкина потребовала у Барышникова вернуть ей телевизор или выплатить его стоимость, которую оценила в 2000 рублей.

Как должна быть юридически разрешена данная ситуация?

Задача 2. В период брака супруги Смоленцевы приватизировали занимаемую ими по договору социального найма однокомнатную квартиру, при этом квартира была приватизирована только на имя Анастасии, а ее муж Михаил от участия в приватизации отказался, о чем подал соответствующее заявление. Через 3 года после приватизации Смоленцевы брак расторгли. Анастасия потребовала от Михаила выехать из квартиры, мотивируя это тем, что у Михаила достаточно большая зарплата, чтобы снимать жилье. Дальнейшее же проживание в одной комнате после прекращения супружеских отношений невозможно. На это Михаил возразил, что он согласен спать на кухне, а вместо оплаты аренды квартиры он лучше будет копить деньги на ипотеку. Кроме того, считает, что квартира является их совместной собственностью независимо от того, на чье имя зарегистрирована.

Каков правовой режим квартиры? Вправе ли Анастасия требовать выселения Михаила? Изменится ли правовая оценка ситуации, если квартира состоит из двух изолированных комнат?

Задача 3. В период брака Стариков получил от завода, на котором работал конструктором, премию за рационализаторское предложение. На сумму премии супруги приобрели автомобиль. Через несколько лет Стариков решил подарить автомобиль своему сыну от первого брака, на что его жена возразила.

Каков правовой режим данного автомобиля? Вправе ли Стариков распорядиться автомобилем без согласия супруги?

Задача 4. До вступления в брак Сергеева владела 100 % уставного капитала ООО «Шарм Плюс», в собственности которого находилось помещение салона красоты. В период брака Сергеева значительную часть выручки салона тратила на приобретение нового дорогостоящего косметологического оборудования для салона, богатую отделку его помещений, люксовую мебель. Указанное имущество находилось на балансе и в собственности ООО, однако размер уставного капитала не менялся и на протяжении всего времени составлял 10 000 рублей.

Могут ли доли в ООО «Шарм Плюс» быть признаны совместной собственностью супругов? Является ли необходимым условием для этого, чтобы семейные расходы осуществлялись, в основном, за счет заработка мужа?

Задача 5. Обоснуйте, какие из перечисленных условий могут быть включены в брачный договор:

а) имущество, полученное супругами в период брака в дар или по наследству, поступает в общую совместную собственность супругов;

б) супруг, по чьей инициативе расторгается брак, при разделе общего имущества вправе получить не более 25 % от стоимости общего имущества;

в) при расторжении брака бывший муж обязуется предоставлять бывшей жене ежемесячное содержание независимо от ее нуждаемости и трудоспособности;

г) при расторжении брака супруг обязуется оплачивать образование совместных детей до достижения ими возраста 22 лет.

Задача 6. Юлия Керн обратилась в суд с иском о признании брачного договора со своим супругом Олегом недействительным ввиду того, что данный договор предусматривает режим раздельной собственности на имущество, что ставит ее в крайне неблагоприятное положение, поскольку она является многодетной матерью, воспитывает 4-х детей и по этой причине не может работать. В то же время муж является успешным предпринимателем и имеет значительные доходы. Нанимать домохозяйку и нянечку муж отказывается.

Имеются ли в данном случае основания для признания брачного договора недействительным? Каковы возможные критерии определения «крайне неблагоприятного положения супруга» по смыслу п. 2 ст. 44 СК РФ?

Задача 7. В ходе рассмотрения судом иска Семеновой к Семенову о разделе имущества, ответчик представил суду долговую расписку о том, что Семенов взял в долг у Панкратова 700 000 рублей. Семенов суду пояснил, что деньги были необходимы для пополнения оборотных средств, так как он зарегистрирован в качестве предпринимателя и занимается оптовой торговлей стройматериалами. Часть этих денег он потратил на поездку с семьей в отпуск в Испанию, часть - на закупку стройматериалов, оплату аренды склада, погасил долги по зарплате работникам, в том числе жене, которая работала у него бухгалтером. На доходы от бизнеса он участвовал в содержании семьи, поэтому просит учесть данный долг при разделе имущества. Семенова возразила против раздела этого долга, поскольку считает его личным долгом ее мужа, так как он не ставил ее в известность о получении займа, взял заем без ее согласия.

Разрешите данную ситуацию. Каковы критерии деления долгов супругов на общие и личные?

 

Тема 3. Правоотношения родителей и детей (1 час)

1. Установление отцовства в добровольном порядке.

2. Установление отцовства в судебном порядке.

3. Оспаривание отцовства (материнства).

4. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека.

5. Права и обязанности родителей. Понятие родительских прав.

6. Осуществление родительских прав.

7. Право на общение с ребенком и участие в его воспитании.

8. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни.

9. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.

10. Восстановление в родительских правах.

11. Ограничение в родительских правах.

Задача 1. Бахмина вышла замуж за Кошкина будучи беременной. Кошкин знал, что отцом ребенка является предыдущий сожитель Бахминой Моисеев. Когда через 6 месяцев после заключения брака у Бахминой родилась дочь, Кошкин однако не возражал против того, чтобы было зарегистрировано его отцовство. Через два года семейная жизнь Бахминой и Кошкина разладилась, и они расторгли брак. Бахмина предъявила в суд иск о взыскании с Кошкина алиментов на содержание ребенка. Кошкин предъявил встречный иск об оспаривании отцовства. Свой иск он мотивировал тем, что был намерен воспитывать чужого ребенка как своего, когда у них была семья с Бахминой. Поскольку их отношения прекратились, а семья распалась, то его с ребенком ничего не связывает, он для него чужой.

Разрешите спор. Изменится ли решение, если брак между Кошкиным и Бахминой был бы зарегистрирован после рождения ребенка?

Задача 2. Олег Копанев в 1995 году был осужден к лишению свободы сроком на 10 лет. В этом же году его супруга Виктория расторгла с ним брак и вступила в брак с Иваном Юдниковым. В феврале 1996 года у нее родился сын Георгий, отцом которого был зарегистрирован Юдников. В 2005 г. после освобождения Копанев обратился в суд с иском, в котором оспаривал запись об отцовстве Юдникова и требовал признать свое отцовство в отношении Георгия. Возражая на иск, Виктория и Иван Юдниковы сослались на пропуск исковой давности, а также на то, что Георгий привязан к Юдникову, считает именно его своим отцом. Генетическая экспертиза, назначенная по делу судом, показала, что Георгий биологически происходит от Копанева.

Применяется ли исковая давность к данному спору? Если применяется, то каков срок исковой давности и с каким обстоятельством связано начало его течения? Подлежит ли обязательному учету мнение ребенка при принятии судом решения? Какое решение должен вынести суд в данной ситуации?

Задача 3. После расторжения брака супругов Коваленко их 7-летний сын Дима был по решению суда оставлен у матери. Сначала отец встречался с мальчиком дважды в месяц, однако спустя год Коваленко вышла за­муж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и сыном стала препятствовать обще­нию отца с сыном. В период летних каникул Дима проживал у бабушки в деревне. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и вопреки возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ре­бенка. Отец Димы предъявил встречный иск о передаче себе сына.

Дайте правовую оценку действиям родителей Димы. Какое решение может вынести суд по данным искам, от каких обстоятельств будет зависеть это решение?

Задача 4. Прокурор обратился в суд с иском о лишении родительских прав родителей 7-летней Ольги Самойловой. Исковые требования мотивированы тем, что супруги Самойловы состоят в религиозной общине, члены которой употребляют только «чистую пищу» - сырые злаки и овощи, ответчики отказываются отдавать ребенка в общеобразовательное учреждение. Девочка из-за отсутствия полноценного питания страдает рахитом, у нее недостаток веса, из-за позиции родителей она лишена возможности получить полноценное образование. Полагает, что дальнейшее нахождение Ольги на воспитании у родителей угрожает ее физическому и психическому здоровью. Ответчики с иском не согласились, суду пояснили, что их дочь получает полноценное питание, богатое витаминами. Сыроедение более полезно для здоровья, чем употребление в пищу «трупов животных». Образование дочери они способны дать самостоятельно, обучают ее дома чтению, письму, математике. Ольга суду пояснила, что хочет остаться с папой и мамой, которых очень любит.

Какое решение суда наиболее бы отвечало интересам ребенка? Какие правовые инструменты помимо лишения родительских прав могут оказать воздействие на родителей?

 

Тема 5. Алиментные обязательства (1 час)

1. Понятие и виды алиментных обязательств.

2. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

3. Право на алименты нетрудоспособных, нуждающихся совершеннолетних детей.

4. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.

5. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

6. Алиментные обязательства других членов семьи.

7. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

8. Соглашение об уплате алиментов.

9. Освобождение от уплаты алиментов и задолженности по алиментным платежам. Изменение размера алиментов.

10. Ответственность за неисполнение алиментных обязательств. Индексация алиментов.

Задача 1. В 2010 году при расторжении брака супругов Ольги и Владимира Лутц суд определил место жительства их общего несовершеннолетнего сына Петра, 2005 г.р., с матерью и взыскал с отца ребенка алименты на его содержание в размере ¼ заработка и иного дохода. Ввиду плохих отношений с бывшим мужем, Ольга предложила Владимиру забыть о ней и сыне, а взамен пообещала отказаться от алиментов. Имея материальные трудности, Владимир принял предложение Ольги.

Возможен ли юридический отказ от получения алиментов? Как оценить поведение Ольги, если она фактически откажется брать алименты от Владимира? Какие меры воздействия могут быть применены к Ольге и Владимиру?

Задача 2. В сентябре 2012 года Рослякова обратилась в суд с иском к Тимофееву, в котором просила установить отцовство ответчика в отношении своей дочери Евгении, 3.05. 2009 г.р., и взыскать с ответчика алименты на ее содержание на будущее время и за прошедший период с мая 2009 по сентябрь 2012 года. В ходе судебного разбирательства судом с достоверностью было установлено происхождение Евгении от Тимофеева. Ответчик с требованием о взыскании алиментов не согласился. Представил суду документы о том, что в период с 2009 по май 2012 года работал в должности корректора типографии, его заработная плата составляла 11 500 рублей. В настоящее время является безработным и состоит на учете в центре занятости населения.

Подлежат ли взысканию с ответчика алименты? Если подлежат, то за какой период времени и в каком размере?

Задача 3. В 2010 году при расторжении брака Климов и Левина заключили между собой нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, согласно которому Климов обязался выплачивать своей бывшей супруге на содержание общего несовершеннолетнего сына Ивана 10 000 рублей ежемесячно.

В 2012 году Левиной стало известно, что Климов еще с 2010 года зарабатывал 60 000 рублей в месяц.

Нарушены ли права ребенка данным соглашением? Если нарушены, то какие меры по защите права может предпринять Левина?

Задача 4. Пермяков по решению суда выплачивал алименты в размере 1/4 заработной платы ежемесячно на содержа­ние сына до совершеннолетия последнего. В связи с наличием у ребенка хронического заболевания врачами было назначено лечение дорогостоящими препаратами, на которые мать потратила 12 000 рублей, а также рекомендовано в период летних каникул пройти санаторно-курортное лечение. Кроме того, мама отдала сына в гимназию с платными дополнительными занятиями, стоимость которых за год составила 10 000 рублей. Мать мальчика обратилась в суд с иском о дополнительном взыскании с Пермякова 20 000 рублей – стоимость путевки в санаторий, 12 000 рублей – стоимость ее затрат на лекарства для ребенка, 10 000 рублей – стоимость занятий в гимназии.

Задача 5. Спустя 3 года после расторжения брака Петракова обратилась в суд с иском к своему бывшему мужу Целищеву, в котором просила взыскать с ответчика алименты на свое содержание. В обоснование иска указала, что год назад ей была установлена инвалидность 2 группы и назначена пенсия в размере 5000 рублей. Этих средств ей недостаточно для обеспечения элементарных жизненных потребностей. В настоящее время прожиточный минимум составляет около 8000 рублей, поэтому просит установить размер алиментов в сумме 3000 рублей. Целищев с иском не согласился. Суду пояснил, что его доход составляет 40 000 рублей в месяц, однако на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, а также он ежемесячно выплачивает ипотеку за квартиру в сумме 15 000 рублей. Кроме того, считает, что должен быть освобожден от обязанности выплачивать алименты ввиду непродолжительности брака – 4 года и вины Петраковой в распаде семьи из-за ее измен.

При наличии каких условий могут быть взысканы алименты на содержание бывшего супруга? Дайте правовую оценку доводам сторон в данном споре.

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Семейное право»

 

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

К видам самостоятельной работы бакалавров относятся:

- предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;

- чтение текстов документов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);

- ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

- работа со словарями и справочниками;

- работа с ресурсами сети интернет;

- составление плана и тезисов ответа на вопросы практического занятия;

- выполнение тестовых заданий;

- решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

- подбор документальных источников по теме практического занятия;

- написание рефератов и эссе по изучаемой тематике;

- подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференций.

- подготовка к сдаче зачета;

- иные виды самостоятельной работы студента.

Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.

 

Образовательные технологии (интерактивные методики)

Виды занятий

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

Очная форма обучения Заочная форма обучения Заочная форма ускоренного обучения
Лекция Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия. 2 - -
Практическое занятие Сократический диалог, мозговой штурм, работа в малых группах, case-study, «дерево решений», «займи позицию», «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания 6 2 2

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Семейное право»

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

В образовательной программе по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) определяются планируемые результаты обучения - знания, умения и навыки характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Компетенции формируются в рамках следующих этапов: Этап 1, Этап 2 и Этап 3

 

Перечень компетенций с указанием

этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Код компетенции Этапы формирования компетенции Характеристика этапов формирования компетенций

ПК-3 - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

 

1. Этап (начальный) Знать. Основополагающие термины «Семейного права», необходимые для понимания конкретных профессиональных действий и задач Уметь. применять минимально необходимые предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий Владеть. Минимально необходимыми навыками выбора способов решения стандартных профессиональных задач  
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать. Принципы «Семейного права», необходимые для понимания конкретных профессиональных действий и задач Уметь. применять необходимые предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач и практических заданий Владеть. разнообразными навыками выбора способов решения стандартных профессиональных задач
3. Этап (практико-ориентированный)  Знать. Теоретические положения правовой отрасли «Семейное право» и «Гражданское право», необходимые для выполнения конкретных профессиональных действий и задач Уметь. применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения любых профессиональных задач и практических заданий Владеть. Навыками принятия решений в новых и нестандартных ситуациях, объективно оценивать эффективность и качество имеющихся знаний, умений и навыков и выбирать наиболее эффективные

ПК-4 -способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

 

1. Этап (начальный) Знать. Нормативно-правовые акты, регулирующие семейные правоотношения Уметь. составлять юридические документы в сфере семейных правоотношений Владеть. способностями оценки прав и обязанностей участников семейных правоотношений
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать требования к оформлению разных видов документов в семейной сфере; способы определения существенных условий договоров в семейной сфере Уметь составлять проекты договоров, претензий, иных документов, касающихся семейно правовых отношений.  Владеть  опытом анализа материалов судебной практики
3. Этап (практико-ориентированный) Знать правовые характеристики отдельных обязательств в семейной сфере; специфику заключения разных видов договоров в семейной сфере; Уметь проводить правовую экспертизу юридических документов в семейной сфере Владеть опытом анализа материалов судебной практики, навыками ее использования    

ПК-5 - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

 

1. Этап (начальный) Знать. Виды толкования правовых норм на теоретическом уровне Уметь. давать толкование новым нормативным актам в области договорного права Владеть. опытом анализа материалов судебной практики по отдельным видам договоров в семейной сфере
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать. принципы НП, способствующие применению нормативно правовых актов, владению навыками подготовки юридических документов Уметь. применять междисциплинарные предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач и выполнения практических заданий в целях владения навыками подготовки юридических документов Владеть. Навыками применения предметных знаний и умений в практическом плане, использования имеющихся знаний и умений для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач и выполнения практических заданий, анализа конкретных ситуаций и выбора оптимальных решений в целях овладения навыками подготовки юридических документов.
3. Этап (практико-ориентированный) Знать. Порядок применения правовых норм семейного и гражданского права Уметь. проводить правовую экспертизу заключенных договоров, исковых заявлений, претензий Владеть. способностями самостоятельной подготовки текстов правовых документов в семейной сфере.

ПК-6 - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.

 

1. Этап (начальный) Знать. понятие, признаки обязательств в семейной сфере; субъектный состав семейных правоотношений; права и обязанности сторон; Уметь. Отличать виды экспертиз Владеть. способностями самостоятельной подготовки текстов документов в семейной сфере
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать. Порядок применения нормативных актов в сфере семейного и гражданского права Уметь. проводить правовую экспертизу документов Владеть. опытом анализа материалов судебной практики по отдельным видам обязательств в сфере семейного права
3. Этап (практико-ориентированный) Знать. правильное проведение правовой экспертизы Уметь. соотносить акт с другими актами в целях эффективности экспертного заключения Владеть. опытом анализа материалов судебной практики по отдельным видам договоров в сфере семейного права для эффективного проведения экспертизы


Дата: 2019-02-19, просмотров: 3158.