Автор: Дмитрий Хазиев
Опубликовано 18.09.2018.
В начале нового рабочего сезона эксперты некоммерческого сектора назвали главные тенденции, которые будут актуальны в работе некоммерческих организаций. Главные из них — развитие цифровых технологий, инфраструктурных проектов и работа с государством.
«Тренды в некоммерческом секторе России и зарубежных стран имеют общие черты»
Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина:
Сегодня все больше внимания уделяется профессионализации сектора. Как показывают исследования, за рубежом тема компетенций волнует более 70% лидеров некоммерческих организаций. Аналогичные данные по России отсутствуют, тем не менее можно также отметить заинтересованность сектора в профессиональных кадрах и их развитии. Эта заинтересованность прослеживается в появлении новых образовательных программ, проектов, семинаров, курсов, онлайн-инструментов. Все это свидетельствует о том, что сектор динамично развивается и ключевая роль в этом развитии отводится человеческому капиталу.
Вторая тенденция – цифровизация сектора. Появляются новые инструменты для онлайн-фандрайзинга, растет аудитория пожертвований через мобильные устройства. Только за прошлый год доля пожертвований через мобильные устройства в США увеличилась более чем на 200% и теперь составляет 8% от общего объема пожертвований. Это превысило объем пожертвований корпораций. Россия к такому уровню вовлеченности пока не пришла, но тенденция использования жертвователями мобильных устройств в нашей стране также прослеживается. Некоммерческие организации, в свою очередь, все чаще обращаются к цифровым технологиям, которые помогают упростить и ускорить важные процессы, начиная от продвижения миссии НКО, и заканчивая презентацией результатов деятельности и вовлечением в свои ряды большего числа сторонников.
Еще один важный тренд – сочетание конкуренции и партнерства.
Все чаще в публичном пространстве НКО говорят о том, что усиливается конкуренция за ресурсы. Одновременно с этим мы наблюдаем появление партнерств, благодаря которым реализуются успешные проекты, приносящие важные для всего сообщества результаты. Примером объединенных усилий фондов может выступать разрешение на доступ в реанимацию родственников, доступность лекарственных средств, продвижение паллиативной помощи и так далее.
Четвертый тренд – все большее участие государства в некоммерческом секторе. С одной стороны, государство продолжает активно регулировать сектор и жестко очерчивать правила игры. Например, совсем недавно Министерством юстиции были утверждены новые формы отчетности.
С другой стороны, государство предоставляет различные возможности для взаимодействия, включая участие представителей НКО в общественных советах самого разного уровня, реализацию совместных проектов, особенно на местном, муниципальном уровне, а также получение финансирования через конкурсы, которые проводит Фонд президентских грантов. Объем финансирования со стороны Фонда президентских грантов растет, появляются различные субсидии, развивается тема общественно полезных услуг, которые могут предоставлять некоммерческие организации. Государство, объединяя все виды ресурсов, включая финансовые, таким образом задает в секторе определенные тренды. И эта составляющая государственного участия в деятельности НКО будет развиваться и дальше».
«Развитие инфраструктуры сектора»
Елена Тополева-Солдунова, глава Агентства социальной информации:
«Одним из главных трендов станет доступ НКО к рынку оказания социальных услуг. Это долгоиграющая тема. Есть определенные подвижки, динамика, но власти, некоммерческим организациям, регуляторам еще предстоит немало поработать в данном направлении.
Мы ожидаем принятия Концепции содействие развитию благотворительности в Российской Федерации. Появится новый документ, важный для сектора в целом.
Предстоят дискуссии с Минюстом на фоне новых требований к ответственности, нового регулирования к деятельности сервисных НКО.
Развитие инфраструктуры сектора. На встрече в «Благосфере» мы обсуждали тему стабильного существования сектора, наличие достаточных источников финансирования, таких как Фонд президентских грантов. Понятно, что этого недостаточно и необходимо думать об иных источниках поддержки, в том числе негосударственных. Нам всем стоит задуматься над тем, как стимулировать негосударственный сектор к тому, чтобы он большое поддерживал НКО. Мы ощущаем дефицит организаций, кто жертвовал бы средства в долгосрочные проекты.
Продвижение деятельности НКО, доверия к сектору в целом, развитие социальной рекламы и доступности по размещению услуг социальной рекламы на телевидении. Мы понимаем, что часть аудитории ушла в интернет, но телереклама остается не менее важной».
«Цифровые технологии не только для фандрайзинга и привлечения волонтеров»
Дата: 2019-02-19, просмотров: 202.