Характеристика структурных элементов управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Наименование элемента Содержание элемента Характеристика содержания элемента
Субъект управления Воплощает активное направляющее начало управления, инициацию процесса воздействия на персонал - Руководители высшего уровня управления; - линейные и функциональные руководители других уровней; - руководители и специалисты службы управления персоналом; - первичные коллективы организации, в том числе неформальные группы; - сами работники; - субъекты управления внешнего окружения организации государственного, отраслевого и регионального уровня
Объект управления В широком смысле объектом управления является весь персонал, начиная с линейных руководителей и заканчивая рядовыми сотрудниками организации - Следует иметь в виду, что непосредственно управление направлено на такую четко ограниченную предметную область, как мотивация труда всех категорий персонала. Поэтому в узком смысле можно выделить в качестве специфических объектов управления потребности человека, которые он может удовлетворить посредством трудовой деятельности (материальное благополучие, власть, успех, безопасность, статус, престиж, продвижение, развитие и личностный рост, самореализация, общение и пр.)
Механизмы мотивации труда Создают реальную основу взаимодействия субъекта и объекта управления мотивацией и стимулированием труда - Структурируют, упорядочивают взаимодействие между субъектом и объектом управления, стабилизируют и регулируют его. В рамках механизма мотивации осуществляется переход от потребности к реальному трудовому поведению работников. Различают: - механизм формирования мотивации; - механизм функционирования мотивации
Ресурсы управления Все ресурсы управления персоналом организации. которые обеспечивают возможность и эффективность реализации управленческого воздействия - Властно-административные ресурсы (законы, положения, нормы, распоряжения, приказы, стандарты, государственные и коммерческие заказы и пр.); - экономические ресурсы (денежные ресурсы, льготы. компенсации, блага); - информационно-коммуникативные ресурсы; - организационно-управленческие ресурсы (должностные полномочия, ответственность, содержание работы, карьерное продвижение); - социально-психологические ресурсы (морально- этические, нравственные, культурные формы воздействия)
Функции управления Эффективное управление мотивацией и стимулированием труда предполагает выполнение специфических (конкретных) функций управления - Проводить диагностику существующей системы мотивации и стимулирования труда персонала; - формировать стратегию, цели и принципы политики организации е области мотивации и стимулирования персонала; - определять содержание и структуру системы стимулирования персонала; - разрабатывать систему материального денежного вознаграждения (оплату трупа); - разрабатывать систему материального неденежного вознаграждения (социальный пакет); - разрабатывать систему нематериального вознаграждения; - разрабатывать внутренние нормативные документы, фиксирующие систему мотивации и стимулирования персонала; - внедрять и проводить мониторинг эффективности системы мотивации и стимулирования персонала

 Система мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации включает следующие основные элементы: цели и задачи системы, стратегию и политику организации в обла­сти мотивации и стимулирования, принципы мотивации и стиму­лирования труда, функции, структуру системы мотивации и сти­мулирования труда, технологию формирования системы мотива­ции и стимулирования труда (рис. 4.1).

Рассмотрим подробнее каждый из названных элементов.

Для создания эффективной системы мотивации и стимулиро­вания труда персонала организации необходимо прежде всего определить ее цели — к каким именно результатам стремится орга­низация и какие действия персонала она собирается стимулиро­вать.

Ставная цель формирования и функционирования системы моти­вации и стимулирования труда персонала - обеспечение достижения целей организации посредством привлечения и сохранения профес­сионально подготовленного персонала, и прежде всего путем эффек­тивной, сильной и устойчивой мотивации, формируемой на основе комплексного стимулирования, являющегося предметом интереса для всех групп персонала организации. В первую очередь это означает вознаграждение людей в соответствии с их ценностью для органи­зации, измеренной посредством их текущего и потенциального вклада в результаты организации. Это также означает признание того, что люди имеют собственные потребности и цели и что орга­низация может развиваться только в том случае, если вознаграж­дение и заложенные в его основу стимулы будут соответствовать социальным, психологическим и профессиональным характерис­тикам персонала организации.

Главная цель системы мотивации и стимулирования труда при­менительно к персоналу организации может быть дифференциро­вана на следующие подцели:

• Привлечение персонала в организацию. Система стимули­рования труда должна быть конкурентоспособной для того, чтобы эффективно привлекать те категории специалистов, которые требуются для успешной работы.

• Сохранение сотрудников организации. Если работники не могут получить от организации того уровня оплаты и со­циальных гарантий, который предлагается другими ком­паниями, это приводит к оттоку кадров. Причем в первую очередь организацию покидают наиболее квалифициро­ванные работники.

■ Стимулирование производительности. Используемая орга­низацией система стимулирования призвана поддерживать высокую заинтересованность работников в достижении по­казателей, отвечающих требованиям организации.

• Справедливая оценка трудового вклада работников. Уро­вень оплаты и предоставляемых работнику льгот должен адекватно отражать тот вклад, который он вносит в работу своего подразделения и организации в целом.

• Эффективное развитие бизнеса. Затраты организации на систему мотивации и симулирования труда не должны быть чрезмерными, что может отрицательно повлиять на успех в реализации намеченных целей. В то же время сни­жение уровня заработной платы и уменьшение затрат на социальный пакет, предлагаемый сотрудникам, способны привести к ослаблению кадрового потенциала и организа­ции в целом.

• Оптимальное соотношение затрат на материальное сти­мулирование и на меры социальной защиты. Это соотно­шение определяется главным образом двумя факторами: тем, что предлагают сотрудникам основные конкуренты (город, регион), и финансовыми возможностями органи­зации.

Цели формирования системы мотивации и стимулирования труда персонала организаций достигаются посредством реализации следующих основных задач:

• развития организационной культуры, выражающейся в продуктивном деловом поведении как в отношении внешней, так и внутренней среды организации;

• подведения фундамента под организационные ценности, особенно касающиеся исполнения, командной работы и качества деятельности организации в целом;

• обеспечения правильного состава и уровней стимулирова­ния, предоставляемого в соответствии с организационной культурой, потребностями организации и потребностями персонала;

• связи стратегии, политики и процедур стимулирования с внедрением инноваций, развитием и стремлением к пре­восходству;

• развития жесткой ориентации на достижение высоких уровней эффективности во всей организации;

• ориентации на те типы поведения, которые будут возна­граждаться, и на то, как это будет происходить.

Субъект управления мотивацией и стимулированием труда во­площает активное, направляющее начало управления. В качестве него выступают:

• руководители высшего уровня управления;

• линейные и функциональные руководители других уровней;

• руководители и специалисты службы управления персоналом;

• первичные коллективы организации, в том числе нефор­мальные группы;

• сами работники;

Объект управления — в широком смысле весь персонал, начиная с линейных руководителей и заканчивая рядовыми сотрудниками. При этом следует иметь в виду, что непосредственно управление направ­лено на такую четко ограниченную предметную область, как моти­вация и стимулирование труда всех категорий персонала организа­ции, именно она является объектом управления в узком смысле.

Ресурсы мотивации и стимулирования труда — это все ресурсы управления персоналом организации, которые обеспечивают воз­можность и эффективность реализации мотивирующего воздей­ствия на персонал. Рассмотрим основные ресурсы управления персоналом, имеющие мотивационное значение (табл. 4.19).

Эффективное управление мотивацией и стимулированием тру­да предполагает выполнение специфических (конкретных) функций управления. В табл. 4.20 эти функции сгруппированы в восемь ук­рупненных блоков.

Таблице 4.19 - Ресурсы организации а области управления персоналом и их мотивационное значение

Ресурсы организации Содержание ресурса Мотивационное значение ресурса
  2  
Организационные Формирование организацион­но-функциональной структу­ры управления персоналом Формирование форм стимулирова­ния труда с учетом требований ор­ганизации и требований персонала
Технологические Описание процессов и мето­дик найма, отбора, подбора, расстановки, оценки, обуче­ния и переподготовки, уволь­нения Описание и совершенствование процессов и методик оценки удо­влетворенности трудом и оценки количества и качества результатов труда работников
Управленческие Формирование процедур принятия решений и методов управления персоналом, контроль исполнения реше­ний и эффективности систе­мы управления персоналом Формирование и совершенствова­ние процедур и методов управления мотивацией, контроль эффективно­сти УМСТ
Информационные Организация и осуществле­ние сбора, обработай, подго­товки и анализа информации о персонале и результатах труда Организация и осуществление сбо­ра, обработки, подготовки и анализа информации об удовлетворенности трудом, зависимостей между ис­пользуемыми стимулами и резуль­татами труда работников
Имущественные (финансовые) Установление требований к количеству и качеству офис­ных помещений и средствам труда, контроль соблюдения установленных требований. Развитие и совершенствова­ние имущественного ком­плекса самой системы управ­ления персоналом Установление и совершенствование требований к «гигиеническим фак­торам», контроль соблюдения уста­новленных требований. Рвзвитие и совершенствование финансовой базы VMCT
Кадровые Определение количествен­ного и качественного состава и структуры персонала Изменение количественных и каче­ственных мотивационных характе­ристик персонала
Репутационные Определение требований к работникам, представля­ющим организацию Формирование на рынке труда имиджа организации квк привлека­тельного места рвботы

 

Таблица 4.20 Специфические функции управления мотивацией и стимулированием труда
Специфическая функция управления Содержание функции
  2
1. Проводить диагности­ку существующей систе­мы мотивации и стиму­лирования труда персо­нала Мониторинг состояния рынка труда и позиционирование организации Диагностика существующих в организации методов, форм и элементов мотивации и стимулирования Анализ мотивации работников организации
2. Формировать страте­гию, цел* и принципы политики организации в области мотивации и стимулирования персо­нала Анализ стратегии организации Анализ стратегии управления персоналом организации Описание стратегии управления персоналом в области мотивации и стимулирования Формирование политики организации в области мотивации и стимулирования Определение целей и принципов политики в области моти­вации и стимулирования
3. Определять содержа­ние и структуру системы стимулирования персо­нала Оценка соответствия существующей системы мотивации и стимулирования труда разработанным стратегии и политике Оценка соответствия существующей системы стимулирова­ния труда сложившейся мотивации персонала Обоснование основных направлений стимулирования персо­нала Описание содержания и структуры системы стимулирова­ния персонала
   

 

   
4. Разрабатывать систе­му материального де­нежного вознагражде­ния (оплату труда) Анализ структуры персонала Выделение уровней управления и категорий персонала Описание и анализ рабочих мест (должностей) Классификация рабочих мест (должностей) по внутрифир­менной ценности Грейдирование рабочих мест (должностей) Установление базовых окладов с учетом результатов ана­лиза рыночной стоимости Разработка переменной части оплаты труда (системы пре­мирования)
5. Разрабатывать систе­му материального не­денежного вознагражде­ния (социальный пакет) Выявление и анализ факторов, определяющих структуру социального пакета Разработка структуры и содержания социального пакете Дифференциация социального пакета по категориям персо­нала
6. Разрабатывать систе­му нематериального вознаграждения Определение основных направлений нематериального воз­награждения Дифференциация нематериального стимулирования по категориям персонала
7. Разрабатывать внут­ренние нормативные документы, фиксиру­ющие систему мотива­ции и стимулирования персонала Определение состава нормативно-регламентирующих доку­ментов в области мотивации и стимулирования персонала Разработка Положений: о стимулировании персонала в организации; об оплате труда, о премировании и пр.
в. Внедрять и проводить мониторинг эффектив­ности системы мотива­ции и стимулирования персонала Разработка программы внедрения системы мотивации и стимулирования персонала Формирование структуры взаимодействия с руководителя­ми структурных подразделений на период внедрения Оценка эффективности внедрения системы мотивации и стимулирования персонала Разработка системы информирования персонала о внедря­емой системе мотивации и стимулирования персонала Обучение специалистов организации и реализации систем мотивации и стимулирования труда

 

На процесс управления мотивацией и стимулированием труда влияет целый комплекс факторов, которые необходимо дифферен­цировать на факторы, связанные с субъектом управления, образу­ющие независимые от объекта предпосылки его деятельности, и факторы, связанные с объектом управления, отражающие сте­пень его осознания, понимания, оценки своего непосредственного трудового участия в общественном производстве (рис. 4.12).

Рис. 4.12. Факторы, влияющие на управление мотивацией и стимулированием труда

Все перечисленные факторы должны применяться не по отдель­ности, а в совокупности, что дает гарантию получения позитивных результатов.

Однако, учитывая специфику системы управления мотивацией и стимулированием труда, она формируется и функционирует в со­ответствии с присущими только ей принципами (табл. 4.22). Прин­ципы построения такой системы в организации определяют основ­ные пути и методы ее создания, причем процесс ее формирования и функционирования должен быть приспособлен к конкретной организации с учетом ее трудового потенциала, особенностей про­цесса труда, обусловленного ее миссией и стратегией в единстве с ее ресурсным потенциалом и состоянием внешней среды, а также возможными перспективами развития в долгосрочном плане.

Таблице 4.22

Принципы организации системы управления мотивацией и стимулированием труда в организации

№ п/п Краткая формулировка принципа
   
  Систему в организации необходимо строить на научной основе
  В основе системы должен лежать учет реальных духовных и материальных интере­сов работников
  Систему следует строить на основе взаимной ответственности организации и каж­дого ее работника при четком и последовательном соблюдении их взаимных обя­зательств
  Денежные и материальные затраты на функционирование системы должны само­окупаться
  Система должна сочетать в себе стабильность и гибкость, при этом необходимо ее развивать и совершенствовать
  Система должна сочетать в себе единый подход ко всем работникам организации с индивидуальным подходом к каждому из них, что придает системе универсаль­ный характер
  Система должна обеспечивать в денежном и материальном отношении соответ­ствующий образ жизни работников, создавая возможно более благоприятные усло­вия для воспроизводства их рабочей силы
  Система должна способствовать бопее полному раскрытию индивидуального твор­чески-созидательного потенциала работников на основе высокого профессиона­лизма
  Система должна создавать работникам благоприятные возможности для роста образовательного уровня и профессионального мастерства
  Система должна обеспечить действенную социальную защиту работникам в необ­ходимом объеме
  Система должна учитывать действие объективного экономического закона переме­ны труда, причем не только в организации, но и за ее пределами
  Система должна гармонично сочетать нравственные начала с денежным, мате­риальным вознаграждением работников так, чтобы нравственность и вознагражде­ние усиливали друг друга

Организация управления мотивацией и стимулированием тру­довой деятельностью персонала осуществляется прежде всего службой управления персоналом организации.

Основные требования к системе мотивации и стимулирования трудовой деятельности

1. Комплексность предполагает, что необходим всесторонний подход с учетом всех возможных факторов: организационных, правовых, технических, материальных, социальных, моральных и социологических. Все перечисленные факторы должны применяться не по отдельности, а в совокупности, что дает гарантию получения хороших результатов. Именно тогда станет реальностью значительное повышение эффективности и качества работы.

2. Системность предполагает выявление и устранение противоречий между факторами, их увязку между собой. Это дает возможность создания системы стимулирования, которая внутренне сбалансирована за счет взаимного согласования ее элементов и способна эффективно работать на благо организации.

3. Регламентация предполагает установление определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроль за их выполнением. При создании системы стимулирования объектами регламентации должны быть конкретные обязанности того или иного сотрудника, конкретные результаты его деятельности, затраты труда, то есть каждый сотрудник должен иметь полное представление о том, что входит в его обязанности и каких результатов от него ждут.

4. Специализация - это закрепление за отдельными работниками определенных функций и работ в соответствии с принципом рационализации. Специализация является стимулом к возрастанию эффективности и улучшению качества работы.

5. Стабильность - предполагает наличие сложившегося коллектива, отсутствие текучести кадров, наличие определенных задач и функций, стоящих перед коллективом и порядок их выполнения. Любые изменения, происходящие в работе предприятия, должны проходить без нарушения нормального выполнения функций того или иного сотрудника.

6. Целенаправленное творчество - необходимо сказать о том, что система материального стимулирования должна способствовать проявлению работниками творческого подхода.

Система мотивации и стимулирования трудовой деятельности как составная часть системы управления персоналом организации: взаимосвязь представлена в таблице ниже:

Особенности управления мотивацией и стимулированием труда Задачи службы управления персоналом
   
Сложность процесса мотивации. Означает, что упрощенные подходы к управ­лению. основанные на материальных стиму­лах. вряд ли будут успешными Избегать стратегий, которые предлагает мо­тивации, ооювамм на утрощатом взгляде на процесс управпешн, или не примет nw- видуапьных различай работник
Особенности стиля и методов управления. Мотивацию повышает такое руководство, которое задает направление, поощряет и поддерживает сотрудников в их усилиях достичь поставленных цепей и в целом улуч­шить выполнение своих обязанностей Рекомендовать применемю систем оценок квалификации, подчеркивающих качества руководителей и те линии поведения, которых ожидают от менеджеров и руководителей команд Обеспечить возможность выявлять организа­торские способности с помощью управления показателями работы и использования цент­ров оценки Предоставлять возможность к обучению для развития лидерских качеств
Влияние организационной культуры. Культурная средв денной организации, ее ценности и нормы будут прямо или косвенно влиять на управление мотивацией работников Давать рекомендации по развитию такой орга­низационной культуры, при которой сотрудни­ками дорожат и их вознаграждают
Учет индивидуальных цепей работника. Следует учитывать потребность людей а такой работе, которая предоставляет сред­ства для достижения своих цепей, разумную степень независимости и возможность при­менить свои навыки и квалификацию Давать рекомендации по моделированию видов работ, которые бы учитывали факторы, влияющие на мопеацию, и обеспечивали бы «обогащение работы* — разнообразие, ответ­ственность за принятие решений и максималь­но возможную степень контроля при выпол­нении работы
Внимание к потребности в признании людей. Работников лучше стимулировать а той организации, где их ценят за то, что они собой представляют, и за то, что они делают Поощрять развитие процессов управления с помощью показаталей работы, что дает воз­можность согласовывать ожидания и гредо- стввлятъ положительную обратную связь по достижениям Разрабатывать системы вознаграждений, которые обеспечивают возможность как де­нежных, твк и неденежных наград для призна­ния достижений. Следует помнить, однако, что системы денежного вознаграждения не всегда уместны и что, проектируя и применяя такие системы, необходимо принимать во вжмвнив уроки теорий ожидания и справедливости
Учет потребности в карьерном росте и раз­витии способностей Предоставлять средства и возможности для обучения, планируя индивидуальное развитие и применяя более формальные методы повы­шения квалификации. Развивать процессы планирования карьеры

Управление мотивацией и стимулированием труда — важнейшая функциональная подсистема системы управления персоналом организации.

Таблица 4 21 - Мотивационное воздействие функциональных подсистем системы управления персоналом (СУП)

Функциональные подсистемы СУП Прямое и косвенное мотивационное воздействие подсистем на персонал
   
1. Подсистема планирования и маркетинга пер­сонала Косвенное мотивационное воздействие заключается в том, что науч но обоснованная численность персонала обеспечивает его использо­вание в соответствии с профессионально-квалификационным уров нем, что отражается на удовлетворении потребности в содержатель ности труда; кроме того, оптимизируется трудовая нагрузка, что обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей
2. Подсистема найма и учета персонала Мотивационное значение данной подсистемы заключается в том, что, во-первых, грамотный подбор и отбор персонала позволяет уже на этой стадии показать те ценности труда, которые требуются в организации, и таким образом привлечь людей с «нужной» для организации мотивацией. Во-вторых, наем в организацию с более выгодными условиями организации труда уже на стадии заключения трудовых договоров способствует удовлетворению потребностей не только в безопасности, но и в самоуважении и признании
3. Подсистема трудовых отно­шений Организация и развитие трудовых отношений создает основу для удовлетворения потребностей в безопасности, в принадлежности к социальной группе, уважении и статусе, в самоактуализации и само реализации (за счет участия в управлении)
4. Подсистема условий труда Благоприятные условия труда обеспечивают более полное удовлетво­рение потребности в безопасности, что является условием удовле­творения высших потребностей. Неблагоприятные условия труда формируют принудительную мотивацию
5. Подсистема развития персо­нала Успешная адаптация формирует мотив причастности, лояльности Обучение формирует мотив признания, причастности, развития, са мореализации, самоуважения, способствует реализации потребно стей в творчестве. Управление карьерой способствует комплексному удовлетворению материальных, социальных и статусных потребностей, а также по­требностей в достижении, принадлежности и власти. Деловая оценка персонала способствует удовлетворению потребно стей в признании, уважении и самоуважении; справедливая оценка формирует чувство защищенности, несправедливая - снижает уро­вень удовлетворения потребности в защищенности
  Косвенно профессиональное развитие способствует удовлетворению статусных потребностей за счет профессионального роста и матер - альных потребностей - за счет увеличения заработной платы

 

   
6. Подсистеме мотивации пове­дения персонала 0плата»труда на основе достигнутых результатов обеспечивает удо­влетворение физиологических и материальных потребностей, потреб­ностей в безопасности; адекватная и справедливая величина оплвты труде формирует мотив.самоуважения; рост заработной платы обе- . слечивает удовлетворение потребности в признании, авторитете, -. t социальном статусе \v 1 ' ^
7. Подсистема социального развития Данная'подсиствма обеспечивает удовлетворение физиологических и материальных потребностей, потребностей в безопасности, в призна­нии; формирует чувство сопричастности и защищенности: Отсутствие обязательных благ в соцпакете резко снижает мотивацию, добро­вольно предоставляемые социальные блага и услуги формируют чувство лояльности и преданности организации
6. Подсистема развития орг­структур управ­ления Мотивационное значение оргструктуры управления заключается в определении места и роли работника в трудовом процессе, сферы его компетенции и ответственности, установлении должностных взаи­модействий прав и обязанностей, т.е. способствует удовлетворению потребностей в безопасности, защищенности, а также в содержа­тельности и самостоятельности труда
9. Подсистема правового обес­печения Использование элементов данной подсистемы формирует чувство безопасности, защищенности и стабильности; кроме того, снижается риск принуждения к труду
Ю.Подсистема информационно­го обеспечения 'Вцфкйй уровень йнформирован(к^ работников снижает риск не­определенности; повышаетвозможност^^^удовлетворения потребно-, _>. сгивг безопасности, формиру^Тчувство защищенности у >

Дата: 2019-02-19, просмотров: 356.