прошлое-настоящее-будущее (что важнее, что больше)
· секвенсивная-синхронная (одновременная-последовательная)
(одновременно несколько вещей или вещи по очереди).
Анализ ценностных ориентаций «универсализм-партикуляризм». Когда в компании выходят на международную арену, их неизбежно ждет более универсальный взгляд на вещи.
Для универсалиста контракт на бумаге отражает принципиальные положения достигнутой договоренности. Привлечение юристов в процессе переговоров является подтверждением того, что нарушение контракта может повлечь финансовые потери.
Для партикуляриста более важен личный контакт с партнером, которого он уважает, а не письменное свидетельство договоренности. Универсализм предполагает наличие одинаковых правил, применимых ко всем участникам процесса. Партикуляризм, наоборот, считает необходимым гибкий подход к конкретным ситуациям
Американский антрополог Э.Холл сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту. Он определяет контекст как информацию, окружающую и сопровождающую событие, то есть как то, что вплетено в значимость происходящего. Большая часть информации при высококонтекстном общении уже известна человеку, и лишь незначительная часть представлена в словах (закодированном, выраженном внешне способе коммуникации).
Высококонтекстные культуры – это культуры, в которых многое определено неязыковым контекстом: иерархией, статусом, внешним видом. Вся необходимая дополнительная информация уже заложена в сознании людей, и без знания этой скрытой информации интерпретация сообщения будет неполной или неверной, поскольку в языках высококонтекстных культур используется много намеков, скрытых значений, фигуральных выражений.
Высококонтекстные культуры, присущие Японии, Китаю, Корее, Саудовской Аравии, считаются однородными с точки зрения накопленного исторического опыта, информационной обеспеченности и т.д. Многое предсказуемо, и не предполагается наличие подробной информации о происходящем. «Да» не всегда означает согласие, а любой из вариантов «да», «нет», «может быть». Это может быть связано с тем, что, как в японской культуре, не принято говорить «нет» в деловых взаимоотношениях, т.к. отрицание может повредить отношения.
Признаки высококонтекстной культуры: невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы; огромная роль невербального общения, умения «сказать глазами»; отсутствие избыточности информации; стремление избежать конфликта. Открытое выражение недовольства неприемлемо, ни при каких условиях.
Низкоконтекстные культуры – это культуры, в которых большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения, люди открыто выражают свои желания, намерения, не предполагая, что их можно понять из ситуации общения. При этом наибольшее значение придается речи (письменной и устной), а также обсуждению деталей: ничего не остается неназванным и недоговоренным. Предпочтителен прямой и открытый стиль общения, в котором вещи называются своими именами.
Низкоконтекстные культуры, характерные для Скандинавских стран, Германии, Швейцарии, Канады, США, менее однородны, в них межличностные контакты строго разграничены, поэтому, как считает Э.Холл, люди всякий раз вступают в общение, им необходима подробная информация обо всем происходящем. Так, основное правило американского бизнесмена: «Говорить прямо, ясно, по существу, называя вещи своими именами, не оставлять свои мысли при себе». Подобная манера все называть словами выглядит грубой и невежливой для людей из высококонтекстных культур. Немцы, известные своей педантичностью, занимают верхнее положение на шкале низкоконтекстных культур. Для представителей этой группы очень важны письменные контракты, договоры, документы.
Признаки низкоконтекстной культуры: прямая и выразительная манера речи, недоверие к молчанию; невербальное общение менее значимо; все должно быть выражено словами, всему дана ясная оценка; конфликт созидателен; в открытых случаях возможно открытое выражение недовольства.
При межкультурном общении представители высококонтекстной культуры считают представителей низкоконтекстной агрессивными, наивными, нетерпеливыми и заносчивыми. В свою очередь, последние полагают, что первые сложны для понимания, неуверенны, нерешительны, уклоняются от прямого ответа.
Модель культуры Шейна
Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры Р.Льюиса.
Моноактивные культуры (от лат. mono - один и active - действие) допускают выполнение только одного дела в единицу времени. Поэтому представители моноактивных культур планируют свою жизнь в определенной последовательности и составляют расписания, иногда на несколько месяцев и даже лет вперед. Раз назначенное, событие уже не может быть отменено. К моноактивным культурам относятся прежде всего немцы и швейцарцы. Время движется линейно из прошлого через настоящее в будущее. О прошлом стараются не думать, детально планируют настоящее и беспокоятся о будущем.
Полиактивные культуры (от лат. poli - много и active - действие) допускают выполнение нескольких дел в одно время. К полиактивным культурам относятся итальянцы и латиноамериканцы. В полиактивных культурах событие может быть отменено или передвинуто.
В реактивных культурах время движется не линейно, а по кругу, в соответствии с естественными природными циклами: восходом и заходом солнца, сменой времен года. Вместо того, чтобы решать проблемы последовательно одну за другой, жители Востока кружат вокруг них, как вокруг озера.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 307.