Национальные деловые культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Национальная культура – это устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране. Важной составляющей любой национальной культуры, проявляющейся в деловой сфере, является национальная деловая культура, которая включает нормы и правила ведения бизнеса, деловую этику, деловой этикет.

 

Сегодня происходит интернационализация организационной культуры, выражающаяся во взаимопроникновении, сближении организационных поведений многонациональных компаний.

 

Интернационализация проявляется, прежде всего, в изменении деловой культуры: проведение переговоров, организация встреч, презентаций, протокол и другие атрибуты деловой культуры становятся все более и более похожими и практически ничем не отличаются друг от друга.

 

С другой стороны, в практике международного бизнеса, многонациональные корпорации, распространяя за рубежом свои собственные принципы и нормы поведения, вынуждены воспринимать местные условия и подстраивать организационную культуру к особенностям стран. Ведь персонал, в основном состоящий из местных жителей, является носителем национальной культуры, системы ценностей и стереотипов национального поведения и это не может не оказывать влияния на культуру компании. В результате приспособления организационной культуры к местным культурным особенностям в зарубежных подразделениях формируется так называемая «субкультура».

 

Национальная деловая культура определяет важнейшие параметры системы управления: стиль руководства, систему мотивации, манеру ведения переговоров, отношение к законам и нормативным актам, коммуникации и межличностные отношения в организации.

 

Особенности национальной деловой культуры зависят от исторических, религиозных, климатических, социальных и иных факторов, развиваются под воздействием конкретной социальной среды данного региона. Национальная деловая культура обусловливает формирование различных систем ценностей и предпочтений, поведенческих моделей и стереотипов.

 

Наиболее типичные национальные культуры – индивидуалистические (США), групповые (Япония), клановые(арабская), гуманистические (европейская).

 

Американская модель деловой культуры основана на инструментальном подходе, культивировании индивидуализма, ориентации на инициативу: быстрые продвижения в зависимости от способностей, ориентация руководителей на достижение индивидуальных результатов, формализованные рабочие отношения с подчиненными, делегирование полномочий работникам, зависимость размера оплаты от индивидуальных достижений и производительности.

 

Японская модель деловой культуры основана на коллективизме, идентификации личности с группой, стремлении к достижениям и гармонии:

 

групповая работа и ответственность, неформальные процедуры контроля, медленное продвижение в зависимости от стажа работы, неформализованные отношения с подчиненными, Полномочиями наделяется вся группа, поощряется групповая инициатива, зависимость размера оплаты от групповых показателей и стажа работы.

 

Арабская модель деловой культуры основана на клановости и религиозности: клановый подход в организации структур управления, общие процедуры контроля, продвижение в зависимости от доверия и уважения со стороны руководителя, ориентация на родственные отношения, в том числе с подчиненными, зависимость размера оплаты от лояльности своему руководителю.

 

Европейская модель признает необходимость рационализма в поведении и вместе с тем ориентирует на творческое обучение и саморазвитие.

 

Однако такой обобщенный подход не раскрывает всего многообразия управленческих отношений, обусловленных историческими, моральными, этническими, социально-культурными и другими отличиями национальных культур.

 

Разные культуры демонстрируют различные модели организационного поведения по таким параметрам, как отношение ко времени, отношение к природе, межличностные отношения и др.

 

Эффективная деятельность менеджера в международной среде требует учета национальных особенностей организационного поведения и разнообразных нюансов деловых отношений, связанных со спецификой восприятия отдельных компонентов культуры и быта: речи, манеры поведения, деловой переписки и внешнего вида, интерьера офиса, невербальных средств общения, подарков и сувениров, обмена визитными карточками, обращения, приветствия, чаевых и др.

 

Дальнейшая глобализация мировых отношений, открытость границ, взаимопроникновение национальных культур обуславливают необходимость использовать социокультурные технологии менеджмента, позволяющие реализовывать новую управленческую социокультурную парадигму организационного поведения.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 253.