РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

для специальности:

Автоматика и телемеханика на транспорте              (железнодорожном транспорте)

 

 

Проверил преподаватель:

_______________________________

_______________________________

Выполнил студент группы:

_______________________________

_______________________________

«___»___________________ 2019 г.

 

Челябинск

2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

Практическая работа № 1 ««Основные черты философии Древнего Китая и Индии»»…………………………………………………………………………………………..3

Практическая работа № 2 «Философские школы Древней Греции»…………………………………………………………………………………………..6

Практическая работа № 3 «Особенности античной философии»……………………………9

Практическая работа № 4 «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии»…………………………………………….……...12

Практическая работа № 5 «Особенности философии эпохи Возрождения»………….…....16

Практическая работа № 6 «Особенности философии Нового времени»…………………..19

Практическая работа № 7 «Немецкая классическая философия»…………………………..22

Практическая работа № 8 «Характерные черты неопозитивизма, прагматизма и экзистенциализма»…………………………………………………………………………......26

Практическая работа № 9 «Особенности русской философской мысли»………………….28

Практическая работа № 10 «Методы философии и ее внутреннее строение»…………….32

Практическая работа № 11 «Сравнение философской, научной и религиозной картины мира»…………………………………………………………………………………………….35

Практическая работа № 12 «Сравнение философии с другими отраслями культуры»…………………………………………………………………………………….....39

Практическая работа № 13 «Сопоставление личности философа и его философской системы»…………………………………………………………………………………...……43

Практическая работа № 14 «Содержание основных разделов философии»……………………………………………………………………………………..49

Список используемой литературы…………………………………………………………….53

 

Практическая работа №1

Основные черты философии Древнего Китая и Индии

Цель: Познакомиться с основными направлениями философии Древнего Востока.

Задания: 1. Раскрыть основные понятия восточной философии;

2. Заполнить таблицу;

3. Ответить на вопросы;

4. Сделать вывод по работе.

Выполнение работы:

1. Поясните термины:

Дао____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карма__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сансара________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполнить таблицу: «Философские школы Древнего Китая и Индии»:

Наименование школы Представители Особенности и основные положения
     
       
       
     
     

3.Выполните тестовое задание:

1. Идея вечного круговорота, бесконечного перерождения живых существ называется:

а) акциденцией

б) сансарой

в) аналогией

г) абстракцией

 

2. Самыми известными религиозно – философскими учениями Древней Индии являются: (Указать не менее 2-х вариантов ответов)

а) иудаизм

б) конфуцианство

в) джайнизм

г) буддизм

 

3. Закон нравственного воздаяния означающий, что все поступки людей вызывают соответствующие последствия в этой и других жизнях, в древнеиндийской философии называются___________________________ (введите слово в поле в форме соответствующего падежа).

4. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:
a) карма
б) нирвана
в) дао
г) сансара

 

5.Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
а) Слушаться старших по возрасту и званию
б) Сдерживать себя, избегать крайностей
в) Формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления
г) Быть гуманным

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Философия – это____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему философия развивалась именно в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Укажите три основные формы мировоззрения, выделяемые в истории человечества?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Практическая работа № 2









Философские школы Древней Греции

Цель: познакомиться с основными школами Древней Греции, ее представителями и их взглядами.

Задания: 1. Заполнить таблицу «Основные школы Древней Греции»;

2. Распределить имена философов соответственно их высказываниям. Результаты занести в таблицу.

3. Сделать вывод по проделанной работе.

 

Выполнение работы.

1. Таблица «Основные школы Древней Греции»:

Название школы Основные представители Основные идеи
Милетская школа        
Элейская школа        
Пифагорейская школа        
Атомистическая школа        

 

2. Распределите имена философов соответственно их учениям. Результаты занесите в таблицу.

 

1. Фалес а) отходя от аналогии с видимыми веществами, предложил в качестве исходной сущности беспредельное (апейрон).
2. Гераклит б) Представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, так называемые гомеомерии («подобными частицами»), поскольку из них происходят все вещи, подобные своим невидимым прообразам.
3. Анаксимен в) Первоначало, из которых все существующее возникло-вода.
4. Анаксагор г) Первоначало, из которых все существующее возникло – огонь.
5. Пифагор д) Первоначало, из которых все существующее возникло – воздух.
6. Демокрит е) Основу явлений природы составляют числа, образующие «порядок».
7. Сократ ж) Ввел понятие идеи — понятие, которое затем вошло в качестве главного в философскую систему, послужившую основой нового направления.
8. Анаксимандр з) Отличался от софистов тем, что не просто учил, т.е. передавал знания, а пользовался методом приведения людей к истине, благодаря которому каждый приходит к ней сам.

 

Результаты:

1 2 3 4 5 6 7 8
               

 

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контрольные вопросы:

1. В чём заключается концепция Платона «Мир идей»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

2. Какие традиции, существовавшие в Древней Греции, способствовали развитию философии?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Основная идея метода Майовтики Сократа?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическая работа № 3

Выполнение работы.

Таблица «Периодизация античной философии»

 

Название этапа и хронология Основные представители Изучаемые проблемы
 

2. Ответить на вопросы:

1. Какой принцип философии сложился в данную эпоху? Что он означает?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каково значение античной философии для мировой культуры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контрольные вопросы:

1. Как древнеримские авторы преобразовали концепции философов Древней Греции?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие три вещи и поведение необходимы, по мнению Эпиктета, чтобы стать добродетельным человеком?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическая работа № 4

Выполнение работы.

1. Раскрыть смысл философских понятий:

Схоластика__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патристика_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номинализм_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теология____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение работы.

1. Возрождение - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антропоцентризм - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гелиоцентризм - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гуманизм - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пантеизм - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица «Основные направления эпохи Возрождения»

Направление Представители Основные идеи

Научное

 

 

Николай Коперник (1473-1543)
Джордано Бруно (1548-1600)
Галилео Галилей (1564-1642)  

Политическое

Франческо Петрарка (1304-1374)
Никколо Маккиавелли (1469-1527)
Томас Мор (1478-1535)

Гуманистическое

 

Джованни Боккаччо (1313-1375)
Леонардо да Винчи (1454-1519)
Эразм Роттердамский (1469-1536)    

3. Основные признаки эпохи Возрождения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается философия Средневековья от философии эпохи Возрождения?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К какому этапу философии вновь возник интерес в эпоху Возрождения: философии Древнего Востока или философии Античности? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 6

Выполнение работы.

1. Таблица «Основные направления философии Нового времени»

 

  Рационализм Эмпиризм
Определение                                                       
Представители        
Страна и время возникновения      
Основной метод (дать определение метода)        

 

2. Заполните таблицу, вписав соответствующие методы познания: анализ, наблюдение, эксперимент, обобщение, индукция, опрос.

Теоретические методы Эмпирические методы
   
   
   

 

Результаты

1 2 3 4 5 6 7
             

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Перечислите методы научного познания ученого Р. Декарта. Какое знание философ считал образцом совершенно достоверным, всеобщим и необходимым?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему Г. Лейбниц считал, что из одних лишь геометрических свойств тел нельзя вывести физические характеристики – движение, сопротивление, инерцию? Как ученый обратился к философии для вычисления физических характеристик предмета?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Чем являлись субъект и объект в исследовании философии Нового времени?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическая работа № 7

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой Прагматический метод?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое Структурализм?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Практическая работа № 11

 

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Какие функции выполняет философия? (перечислите и дайте краткую характеристику)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие существуют специальные философские дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическая работа № 12

 

Философия и Наука

Сходство

 

   

Различия

 

 

 

 

Философия и Искусство

Сходство

 

 

 

Различия

 

 

 

Философия и Религия

Сходство

   

 

Различия

 

 

 

       

 

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Как философия на протяжении своего развития неразрывно взаимодействовала с гуманитарными и техническими науками?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие три круга совершила философия?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Практическая работа № 13

Дополните определение:

Диалектика Гегеля – это учение о всеобщих связях и ______.

1) развитии;

2) саморазвитии;

3) причинах.

 

Содержание основных разделов философии

Цель: Обобщить полученные в ходе изучения дисциплины знания и выделить значение философии в жизни человека.

Задание: 1. Показать периодизацию истории философской мысли: выделить основные этапы и представителей, занести данные в таблицу.

2. Раскрыть содержание основных разделов философии;

3. Написать эссе на тему: «Каково предназначение философии?»

 

Выполнение работы.

1.

Название этапа (периода) Основные представители Главные проблемы, темы, вопросы периода
Философия Древнего Востока  (VII-VI вв. до н.э.)      
Античная философия (с VI в. до н. э. до V в. н.э.);      
Средневековая философия (VI-XIV вв. н.э.);      
Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)      
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)        
Классическая философия (XIX в.)      
Современная философия (XX в.)      

 

2.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

для специальности:

Дата: 2019-02-19, просмотров: 789.