РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
для специальности:
Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Проверил преподаватель:
_______________________________
_______________________________
Выполнил студент группы:
_______________________________
_______________________________
«___»___________________ 2019 г.
Челябинск
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Практическая работа № 1 ««Основные черты философии Древнего Китая и Индии»»…………………………………………………………………………………………..3
Практическая работа № 2 «Философские школы Древней Греции»…………………………………………………………………………………………..6
Практическая работа № 3 «Особенности античной философии»……………………………9
Практическая работа № 4 «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии»…………………………………………….……...12
Практическая работа № 5 «Особенности философии эпохи Возрождения»………….…....16
Практическая работа № 6 «Особенности философии Нового времени»…………………..19
Практическая работа № 7 «Немецкая классическая философия»…………………………..22
Практическая работа № 8 «Характерные черты неопозитивизма, прагматизма и экзистенциализма»…………………………………………………………………………......26
Практическая работа № 9 «Особенности русской философской мысли»………………….28
Практическая работа № 10 «Методы философии и ее внутреннее строение»…………….32
Практическая работа № 11 «Сравнение философской, научной и религиозной картины мира»…………………………………………………………………………………………….35
Практическая работа № 12 «Сравнение философии с другими отраслями культуры»…………………………………………………………………………………….....39
Практическая работа № 13 «Сопоставление личности философа и его философской системы»…………………………………………………………………………………...……43
Практическая работа № 14 «Содержание основных разделов философии»……………………………………………………………………………………..49
Список используемой литературы…………………………………………………………….53
Практическая работа №1
Основные черты философии Древнего Китая и Индии
Цель: Познакомиться с основными направлениями философии Древнего Востока.
Задания: 1. Раскрыть основные понятия восточной философии;
2. Заполнить таблицу;
3. Ответить на вопросы;
4. Сделать вывод по работе.
Выполнение работы:
1. Поясните термины:
Дао____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карма__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сансара________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу: «Философские школы Древнего Китая и Индии»:
Наименование школы | Представители | Особенности и основные положения |
3.Выполните тестовое задание:
1. Идея вечного круговорота, бесконечного перерождения живых существ называется:
а) акциденцией
б) сансарой
в) аналогией
г) абстракцией
2. Самыми известными религиозно – философскими учениями Древней Индии являются: (Указать не менее 2-х вариантов ответов)
а) иудаизм
б) конфуцианство
в) джайнизм
г) буддизм
3. Закон нравственного воздаяния означающий, что все поступки людей вызывают соответствующие последствия в этой и других жизнях, в древнеиндийской философии называются___________________________ (введите слово в поле в форме соответствующего падежа).
4. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:
a) карма
б) нирвана
в) дао
г) сансара
5.Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
а) Слушаться старших по возрасту и званию
б) Сдерживать себя, избегать крайностей
в) Формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления
г) Быть гуманным
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Философия – это____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему философия развивалась именно в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции?
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Укажите три основные формы мировоззрения, выделяемые в истории человечества?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 2
Философские школы Древней Греции
Цель: познакомиться с основными школами Древней Греции, ее представителями и их взглядами.
Задания: 1. Заполнить таблицу «Основные школы Древней Греции»;
2. Распределить имена философов соответственно их высказываниям. Результаты занести в таблицу.
3. Сделать вывод по проделанной работе.
Выполнение работы.
1. Таблица «Основные школы Древней Греции»:
Название школы | Основные представители | Основные идеи |
Милетская школа | ||
Элейская школа | ||
Пифагорейская школа | ||
Атомистическая школа |
2. Распределите имена философов соответственно их учениям. Результаты занесите в таблицу.
1. Фалес | а) отходя от аналогии с видимыми веществами, предложил в качестве исходной сущности беспредельное (апейрон). |
2. Гераклит | б) Представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, так называемые гомеомерии («подобными частицами»), поскольку из них происходят все вещи, подобные своим невидимым прообразам. |
3. Анаксимен | в) Первоначало, из которых все существующее возникло-вода. |
4. Анаксагор | г) Первоначало, из которых все существующее возникло – огонь. |
5. Пифагор | д) Первоначало, из которых все существующее возникло – воздух. |
6. Демокрит | е) Основу явлений природы составляют числа, образующие «порядок». |
7. Сократ | ж) Ввел понятие идеи — понятие, которое затем вошло в качестве главного в философскую систему, послужившую основой нового направления. |
8. Анаксимандр | з) Отличался от софистов тем, что не просто учил, т.е. передавал знания, а пользовался методом приведения людей к истине, благодаря которому каждый приходит к ней сам. |
Результаты:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. В чём заключается концепция Платона «Мир идей»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Какие традиции, существовавшие в Древней Греции, способствовали развитию философии?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основная идея метода Майовтики Сократа?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 3
Выполнение работы.
Таблица «Периодизация античной философии»
Название этапа и хронология | Основные представители | Изучаемые проблемы |
2. Ответить на вопросы:
1. Какой принцип философии сложился в данную эпоху? Что он означает?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каково значение античной философии для мировой культуры?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Как древнеримские авторы преобразовали концепции философов Древней Греции?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие три вещи и поведение необходимы, по мнению Эпиктета, чтобы стать добродетельным человеком?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 4
Выполнение работы.
1. Раскрыть смысл философских понятий:
Схоластика__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патристика_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Номинализм_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теология____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение работы.
1. Возрождение - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антропоцентризм - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гелиоцентризм - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гуманизм - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пантеизм - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица «Основные направления эпохи Возрождения»
Направление | Представители | Основные идеи |
Научное
| Николай Коперник (1473-1543) | |
Джордано Бруно (1548-1600) | ||
Галилео Галилей (1564-1642) | ||
Политическое | Франческо Петрарка (1304-1374) | |
Никколо Маккиавелли (1469-1527) | ||
Томас Мор (1478-1535) | ||
Гуманистическое
| Джованни Боккаччо (1313-1375) | |
Леонардо да Винчи (1454-1519) | ||
Эразм Роттердамский (1469-1536) |
3. Основные признаки эпохи Возрождения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Чем отличается философия Средневековья от философии эпохи Возрождения?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. К какому этапу философии вновь возник интерес в эпоху Возрождения: философии Древнего Востока или философии Античности? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 6
Выполнение работы.
1. Таблица «Основные направления философии Нового времени»
Рационализм | Эмпиризм | |
Определение | ||
Представители | ||
Страна и время возникновения | ||
Основной метод (дать определение метода) |
2. Заполните таблицу, вписав соответствующие методы познания: анализ, наблюдение, эксперимент, обобщение, индукция, опрос.
Теоретические методы | Эмпирические методы |
Результаты
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Перечислите методы научного познания ученого Р. Декарта. Какое знание философ считал образцом совершенно достоверным, всеобщим и необходимым?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему Г. Лейбниц считал, что из одних лишь геометрических свойств тел нельзя вывести физические характеристики – движение, сопротивление, инерцию? Как ученый обратился к философии для вычисления физических характеристик предмета?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем являлись субъект и объект в исследовании философии Нового времени?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 7
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой Прагматический метод?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое Структурализм?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практическая работа № 11
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Какие функции выполняет философия? (перечислите и дайте краткую характеристику)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие существуют специальные философские дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 12
Философия и Наука
Сходство
Различия
Философия и Искусство
Сходство
Различия
Философия и Религия
Сходство
Различия
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Как философия на протяжении своего развития неразрывно взаимодействовала с гуманитарными и техническими науками?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие три круга совершила философия?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 13
Дополните определение:
Диалектика Гегеля – это учение о всеобщих связях и ______.
1) развитии;
2) саморазвитии;
3) причинах.
Содержание основных разделов философии
Цель: Обобщить полученные в ходе изучения дисциплины знания и выделить значение философии в жизни человека.
Задание: 1. Показать периодизацию истории философской мысли: выделить основные этапы и представителей, занести данные в таблицу.
2. Раскрыть содержание основных разделов философии;
3. Написать эссе на тему: «Каково предназначение философии?»
Выполнение работы.
1.
Название этапа (периода) | Основные представители | Главные проблемы, темы, вопросы периода |
Философия Древнего Востока (VII-VI вв. до н.э.) | ||
Античная философия (с VI в. до н. э. до V в. н.э.); | ||
Средневековая философия (VI-XIV вв. н.э.); | ||
Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) | ||
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) | ||
Классическая философия (XIX в.) | ||
Современная философия (XX в.) |
2.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
для специальности:
Дата: 2019-02-19, просмотров: 845.