Психиатрия делится на общую психопатологию, изучающую симптомы психических болезней, их основные причины, общие условия происхождения, и частную психиатрию, исследующую отдельные психические болезни. Частная психиатрия изучает клиническую характеристику, особенности течения, дифференциальную диагностику, механизмы возникновения, лечение и профилактику отдельных нозологических форм психических расстройств.
Таким образом, термин психиатрия обозначают как самостоятельную науку, изучающую болезненные изменения в нервно-психической сфере, их причины, разрабатывает методы лечения, профилактики и реабилитации психически больных (Цыганков Б.Д., Овсянников С.А., 2011г.).
Основные задачи психиатрии заключаются в определении объективных закономерностей нарушений психической деятельности, разнообразных проявлений психиатрической патологии, терапевтических мероприятий, прогноза и профилактики психических болезней и реабилитации психически больных.
Предмет изучения психиатрии. Психиатрия изучает развитие отдельных психопатологических феноменов психических заболеваний в целом и в связи с течением биологических процессов в организме, в частности, механизмов высшей нервной деятельности. Особое внимание в психиатрии уделяется анализу возникновения и течения психических расстройств в связи с объективными условиями жизни и деятельности человека, разработке системы реабилитационных мероприятий.
Место психиатрии среди других медицинских дисциплин. Современная психиатрия тесно связана со многими смежными науками и прежде всего с биологическими, создающими предпосылки для успешного развития прикладных наук медицины, в том числе и психиатрии. Конкретные биологические исследования различных психических заболеваний проводятся на основе достижений таких фундаментальных наук, как нейрофизиология, биохимия, генетика, иммунология др.
Краткий исторический обзор.
Психические болезни, как и болезни вообще, существуют, столько же времени, сколько существует человечество. Однако на протяжении длительных периодов истории наличие в населении психические больных не вызывало настоятельной потребности в организации помощи им. К концу средневековья, когда в недрах феодального общества развивается капиталистическая мануфактура, возникает настоятельная потребность изъятия психически больных из населения скученных городов. Но в общественной идеологии в то время главенствует религия. В соответствии с этим психические болезни в странах западной Европы рассматривались как одержимость дьяволом, поэтому существовал демонологический взгляд по отношению к психическим больным. Больных направляли в монастыри, часто они находили смерть на кострах инквизиции. В XV-XVII вв. в городах Европы организовываются для больных убежища. В пришедших в негодность зданиях тюрем и аббатств под надзор отставных солдат помещались сотни и тысячи психически больных. Годами и десятилетиями находились они там, на прогнившей соломе в тёмных и сырых казематах, прикованные цепями, голодные и нещадно избиваемые. Одним из первых такое убежище появилось в Лондоне и носило название «бедлам». Это слово в настоящее время приобрело нарицательный смысл и употребляется в тех случаях, когда хотят сказать о хаосе и беспорядке. Такие формы «призрения» просуществовали до конца XVIII столетия. Большие изменения в обслуживании психически больных произошли в конце XVIII в. во Франции. Они явились отражением того переворота, который произошёл во всей общественной жизни Франции, периода буржуазной революции. В 1792 г. заведовать парижским убежищем был назначен врач Филипп Пинель, который положил начало превращению убежищ в больницы и способствовал снятию цепей с психических больных.
В России существовал не демонологический взгляд на психически больных, а пантеистический взгляд, что объясняется особенностями славянской культуры, считалось что это «боженаказанные» люди и, оказывая им помощь, можно получить расположение господа бога к себе и своей семье. В России было недоброжелательное отношение только к группе больных, которых называли «кликушами». Они ходили по сёлам и городам и предвещали болезни и несчастья. Так как мысли предавался материальный смысл, считалось, что то, о чем говорят, непременно сбудется, поэтому их забивали камнями. Первые упоминания об отношении к психически больным на Руси находим в указе князя Владимира в 996 г., в котором говорилось, что за счёт княжеской десятины должны быть открыты странноприемницы. Затем в 1721-1723 гг. появляются указы Петра I об открытии долгаузов для больных. К 1779 г. в России насчитывалось около 10 долгаузов, и заведовали ими врачи. Английский посол Флейтчер написал в XV в. книгу о России, в которой говорилось, что отношение к юродивым является особенностью Москвы. В подтверждение этому можно привести пример, когда Николка-юродивый спас Псков от гнева Ивана Грозного и был включен в герб города. Долгаузы представляли собой места содержания душевнобольных, а не медицинские учреждения. До середины 1870-х годов они находились в ведении Приказа общественного призрения и управлялись чиновниками без медицинского образования. В 1828 году московский врач Василий Саблер снял с больных цепи, ввел в обиход огородные и рукодельные работы, музыкальные инструменты.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.