VIII. Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п Дисциплина /профессиональный модуль (при необходимости по разделам/МДК) с указанием специальности Вид занятий Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц) Кол-во студ./ кол-во экземпляров Обеспеченность, % Наличие электронной версии Примечание*

1.

Дисциплина: 01.01.2 Диагностика терапевтических заболеваний.

Диагностика психических болезней с курсом наркологии.

 

Специальность:

31.02.01 Лечебное дело

уровень подготовки – углубленный

квалификация – фельдшер

 

Теоретическое занятие

Ю.Г. Тюльпин. Психические болезния с курсом наркологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Мелиа, 2014 г. – 496 с.: 21-46. 25/25 100 -  
С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина, А.Б. Карабухина. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии. Издание 12-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 475 с. 25/25 100 -  
М. М. Чеканова, Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии. Учебник для медицинских училищ. Ин-т проблем развития сред. проф. образования. - Ростов-на - Дону:– 270 с. - - +  
Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия. Руководство для врачей. Издательство: ГЭОТАР-медиа. 2011 г.: 492- с. - - +  
Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. М., Изд. «Триада - Фарм», 2001 г. - - +  
Закон Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 02.07. 1992 г. - - +  
История сестринского дела в психиатрии. Основные мировые тенденции развития сестринского дела в психиатрии. Портал медицинских лекций, https://medlec.org/lek4-44237.html - - +  
А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев. Учебник для средних медицинских учебных заведений. Санкт-Петербург, 2008 г. https://fictionbook.ru/author/o_f_eryishev/psihiatriya/read_online.html?page=3 - - +  
Студенческая библиотека онлайн. https://studbooks.net/1662175/psihologiya/psihicheskaya_norma - - +  
"Законодательство Российской Федерации в области психиатрии. (под ред. Т.Б. Дмитриевой) ("Спарк", 2002) https://www.lawmix.ru/commlaw/1780 - - +  


IХ . Организационно-деятельностная структура занятия

№№ п/п Структурные элементы урока Время (мин.) Деятельность преподавателя Деятельность студента
1.   Организационная часть занятия   5   Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов. Студенты готовят тетради, ручки
2.   Сообщение темы лекции и развернутого плана   2   Сообщает тему лекции, знакомит студентов с планом занятия. Студенты записываю тему лекции в тетрадь
3. Начальная мотивация учебной деятельности (вызвать у студента интерес к восприятию новой темы) 7 Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, цели занятия, подчеркивает важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом.   Активизация мыслительной деятельности, демонстрация готовности к усвоению материала.
5. Сообщение и усвоение новой темы (восприятие, осмысление, закрепление) 70 Раскрывает содержание согласно плану лекции (см. ниже). Тезисно записывают содержание каждого раздела темы, задают вопросы по ходу изложения, стараются осмыслить и усвоить основные моменты.
6. Рефлексия (самооценка и самоконтроль обучающихся) 5 Предлагает ответить на вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний Отвечают на вопросы, обосновывая свой ответ
7. Заключительная часть 1 Подводит итог лекции, систематизирует полученную информацию. Дает рекомендации по подготовке к практическому занятию по данной теме.   Студенты задают вопросы, затем приводят в порядок рабочее место.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Презентация лекции в электронном виде прилагается: «ВВЕДЕНИЕ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РФ. ЭТИКА В ПСИХИАТРИИ.

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХИАТРИИ. ПОГРАНИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА» – 90 мин

Целью лекции является овладение необходимыми общими и профессиональными компетенциями, к которым относится организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, несение за данные действия ответственности, осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, осуществление лечебно-диагностических вмешательств, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, сотрудничество со взаимодействующими организациями и службами, применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования, соблюдение правил использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса, ведение утвержденной медицинской документации, оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах с учетом действующих требований в сфере охраны здоровья.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

1. Определение психиатрии как медицинской дисциплины. Предмет и задачи психиатрии как науки. Заслуги отечественных ученых в изучении психических болезней (В.М. Бехтерев, В.П. Осипов, В.П. Сербский, С.С. Корсаков, П.Б. Ганнушкин, Н.Н. Баженов и др.). Современные направления в психиатрии: нозологическое, синдромологическое, эклектическое, антипсихиатрическое. Основные разделы современной психиатрии.

2. Организация психиатрической помощи; основные цели (ст. 1 «Психиатрическая помощь и принципы ее оказания» Закона РФ “ О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”). Стационарные, полустационарные и амбулаторные формы оказания психиатрической помощи; краткая характеристика. Функции психоневрологического диспансера и задачи, которые он призван решать. Функциипсихоневрологических интернатов. Дневной стационар как учреждение полустационарного типа; показания и противопоказания к направлению в дневной стационар. Психиатрический стационар; задачи.

3. Понятие «нормы» в психиатрии. Причины злоупотребления психиатрией в тоталитарном обществе. Предпосылки правовой реформы психиатрии в РФ. Основные международные правовые документы в области психиатрии: Положение и взгляды Всемирной психиатрической ассоциации о правах и юридической защите психически больных (Афины, 1989), Гавайская декларация (Вена, 1983), Луксорская декларация прав человека, принятая Всемирной Федерацией охраны психического здоровья. Закон Российской Федерации “ О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 02.07. 1992 г. Четыре основные задачи, на решение которых направлен Закон.

4. Основные права пациентов. Краткая характеристика понятий: информированное согласие, врачебная тайна и конфиденциальность, дееспособность, ограниченная дееспособность, недееспособность, вменяемость и невменяемость. Основные статьи Закона, касающиеся соблюдения прав пациента с психическим расстройством:

5. Статья 4 «Добровольность обращения за психиатрической помощью»; Статья 5 «Права лиц, страдающих психиатрическими расстройствами»; Статья 9 « Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи»; Статья 11 «Согласие на лечение»; Статья 12 «Отказ от лечения»; ст. 33 –36, касающиеся госпитализации в недобровольном порядке; Статья 37 «Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах». Этика медсестры в психиатрической практике.

6. Структурные подразделения психиатрического стационара: приемный покой, отделения, диагностические кабинеты, отделение реабилитации. Обязанности медицинского персонала психиатрического стационара (ст. 39 Закона РФ) Терапевтическая среда стационара. Роль медсестер в ее создании и поддержании. Принцип организации психиатрического стационара по системе «открытых дверей». Сестринская документация, ведущаяся на отделениях (в том числе журнал наблюдения). Правила записи психического статуса пациента. Особенности санэпидрежима и внутрибольничных инфекций психиатрического стационара. Порядок госпитализации и выписки из стационара (ст. 28, 29, 40 Закона РФ). Принципы охраны труда и техники безопасности при работе в психиатрических учреждениях.

7. Классификация психических заболеваний (3 основные группы: психозы, пограничные психические заболевания, задержка психического развития). Понятие о позитивных (продуктивных) синдромах. Характеристика психотического, непсихотического и дефицитарного уровней расстройств психической деятельности.

8. Методы клинического исследования в психиатрии. Расстройства мышления: по темпу, стройности, продуктивности и целенаправленности. Бред, его виды. Сверхценные идеи и навязчивые состояния. Нарушения восприятия: иллюзии, истинные и псевдогаллюцинации. Нарушения ощущений: гиперестезия, гипостезия, анестезия, сенестопатии. Патология эмоциональной деятельности: эйфория, депрессия, тревога, аффект, патологический аффект, эмоциональная тупость, апатия. Двигательно-волевые (поведенческие) расстройства: двигательное возбуждение (маниакальное, гебефреническое, кататоническое, психогенное), кататонический ступор. Расстройства влечений (клептомания, дромомания, пиромания, группа сексуальных парафилий). Расстройства сознания и самосознания.

 

Текст лекции

1.    Определение психиатрии как медицинской дисциплины. Предмет и задачи психиатрии как науки. Заслуги отечественных ученых в изучении психических болезней (В.М. Бехтерев, В.П. Осипов, В.П. Сербский, С.С. Корсаков, П.Б. Ганнушкин, Н.Н. Баженов и др.). Современные направления в психиатрии: нозологическое, синдромологическое, эклектическое, антипсихиатрическое. Основные разделы современной психиатрии.

Психиатрия (греч. Psyche - Душа, iatreia - лечение) в буквальном переводе означает лечение души. Это не соответствует нашим современным понятием о психических заболеваниях. Чтобы понять происхождение этого термина, следует обратиться к истории формирования человеческого мировоззрения. В давние времена человек видел окружаю­щие явления и предметы и наделял каждый из них душой. Смерть, сон казались первобытному человеку непонятными и необъяснимыми. Считалось, что во сне душа выходит из тела, где-то бродит, видит разные события, участвует в них и это видит человек во сне. Считалось, что будить спящего нельзя, так как душа может не успеть вернуться. В тех случаях, когда душа отлучалась и не возвращалась, человек умирал.

1.1 Определение психиатрии как медицинской дисциплины.

За последние два столетия своего развития психиатрия как наука значительно развилась. В результате прогресса психиатрии образовались её отдельные науки: детская психиатрия, изучающая психические расстройства детского возраста; военная психиатрия, изучающая вопросы военной психиатрической экспертизы; судебная психиатрия, занимающаяся проблемами судебно-психиатрической экспертизы, вопросами невменяемости и недееспособности психически больных; психиатрическая трудовая экспертиза, изучающая вопросы трудоспособности при психических расстройствах, трудоустройством инвалидов; организационная психиатрия, занимающаяся профилактикой психических заболеваний и психиатрической помощью, осуществляющая статистические исследования заболеваемости; психогигиена, занимающаяся изучение вопросов укрепления психического здоровья населения и предупреждения психических заболеваний.

Развитие психиатрии исторически сложилось так, что область её исследования не ограничилась психозами, но захватила и неврозы, а также психические изменения, наступающие при соматических болезнях.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 180.