Этапы производственной (преддипломной) практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Наименование этапов практики Количество академ. часов для обучающихся в очной форме Количество академ. часов для обучающихся в заочной форме
1 Подготовительный этап. (Контактная работа – консультации с руководителем практики от Университета) Знакомство с программой практики и требованиями к оформлению ее результатов. Получение направления на практику, индивидуального задания, совместного графика (плана) проведения практики. Решение организационных вопросов. 2 2
2 Основной этап. Выполнение индивидуального задания в Профильной организации под контролем руководителя практики от Профильной организации. Выполнение выпускной квалификационной работы. 312 308
3 Заключительный этап. (Контактная работа – консультации с руководителем практики от Университета) Формирование отчетной документации; В том числе защита отчета по практике (предзащита ВКР) (зачет с оценкой). 10 (включая зачет с оценкой) 10 + 4 часа (зачет с оценкой)  
  Итого: 324 324

Содержание производственной (преддипломной) практики определяется требованиями к составу организационных и образовательных задач, которые необходимо выполнить выпускнику за время прохождения практики.

Производственная (преддипломная) практика нацелена на применение теоретических знаний, полученных в период обучения в университете, практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих учебной и производственной практик, а также сбор, обработку и систематизацию материалов для написания выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).

При определении задач производственной (преддипломной) практики выпускника учитывается, во-первых, тема его выпускной квалификационной работы, во-вторых, то, что на рабочем месте выпускник-практикант должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы в области управления человеческими ресурсами.

Задание, выполняемое выпускником, носит индивидуальный характер, так как зависит непосредственно от темы выпускной квалификационной работы.

Цель производственной (преддипломной) практики - выполнение выпускной квалификационной работы.

Задачи преддипломной практики:

1) овладение обучающимися целостным комплексом профессионально необходимых умений выстраивания профессионально адекватных отношений с людьми;

2) осуществление различных видов диагностики;

3) планирование коррекционно-развивающей и консультативной работы;

4) организация психологического исследования;

5) анализ и подведение итогов своей работы.

В результате прохождения производственной (преддипломной) практики обучающийся должен:

– закрепить и углубить полученные во время обучения теоретические знания;

– приобрести практические навыки и умения по избранному направлению подготовки, видам профессиональной деятельности;

– предложить пути совершенствования производственных процессов, связанных с тематикой его ВКР и индивидуального задания;

– подготовить текст выпускной квалификационной работы, включая результаты эмпирического исследования.

Подготовительный этап

(2 ак. часа)

  На подготовительном этапе обучающийся должен ознакомиться с программой практики и требованиями к оформлению ее результатов. Оформить направление на практику. Получить индивидуальное задание и совместный рабочий график (план) проведения практики.

Производственная (преддипломная) практика обучающихся начинается с методического занятия, на котором решаются следующие задачи:

– довести приказ ректора о направлении на практику до всех обучающихся-практикантов;

– уточнить распределение обучающихся по группам и представить им руководителей;

– информировать обучающихся о целях и задачах производственной (преддипломной) практики, особенностях ее проведения и предъявляемых требованиях к отчетности по итогам практики;

– распределить время групповых и индивидуальных консультаций в ходе производственной (преддипломной) практики;

 

Основной этап

(312 ак. часов в очной форме обучения, 308 ак. часов в заочной форме обучения)

Основной этап проходит в профильной организации и начинается с ознакомления с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

Сбор, изучение и анализ материалов для выполнения выпускной квалификационной работы следует начинать с нормативно-правовых и литературных источников, раскрывающих основные вопросы по выбранной теме.

Необходимо ознакомится с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность исследуемой профильной организации в РФ, материалами о развитии мирового зарубежного опыта, изучить специальную психологическую литературу по выбранной теме.

При ознакомлении с научной и учебной литературой целесообразно выписывать их библиографические данные для последующего составления списка использованной литературы.

В сбор практических материалов входит сбор материалов, характеризующих организационную структуру профильной организации, внутренние нормативные акты, а также сбор цифровых данных и их обработка, получение копий оперативных документов, бухгалтерской отчетности и других материалов, оформляемых специалистами профильной организации, на примере которой выполняется выпускная квалификационная работа.

Одновременно со сбором практического материала, обучающемуся рекомендуется вести его предварительную обработку: составлять таблицы, графики, диаграммы. В случае возникновения вопросов при обработке материала целесообразно обращаться за разъяснениями к специалистам профильной организации к руководителю производственной (преддипломной) практики от профильной организации и от Университета.

Обязательным является рассмотрение вопросов, раскрывающих тему выпускной квалификационной работы:

1) Подготовительный этап

Установочное занятие с руководителем практики по согласованию программы; инструктаж обучающегося по технике безопасности, разработка программы диагностического исследования личности и требований к оформлению ее результатов. Решение организационных вопросов.

      2) Основной (рабочий) этап

В ходе основного (рабочего) этапа предполагается решение следующих основных задач:

1.Обосновать выбор темы (постановка проблемы), указывается объект и предмет изучения, определяется актуальность и новизна проблемы

2.Предварительно оценить теоретическую и практическую значимость

3.Формулирование цели, выдвинуть задачи, гипотезы исследования

4.Предложить характеристику основных и второстепенных источников, комментировать объем и пути анализа фактического материала.

5.Обосновать выбор методов исследования, способы описания фактического материала.

6.Дать интерпретацию основных рабочих терминов, наиболее активно употребляемых в работе, объяснить структуру ВКР.

7.Работать над первой главой ВКР. Дать краткий или полный обзор литературы (историографическая справка).

8.Работать над методической частью работы. Вторая глава посвящена эмпирическому или экспериментальному исследованию.

9.Составить план организации исследования.

10.Определить психодиагностические методики. Проведение пилотажного (пробного) исследования.

11.Провести основную часть исследования. Главное получить надежную и достоверную информацию. В ходе сбора первичной информации должна строго соблюдаться научная этика (использование полученных данных только в научных целях, устранение недостаточно качественной информации и т.д.) и этические принципы работы практического психолога;

12.Обработать полученный материал: материал систематизировать; положения и факты работы проверить на наличие расхождений и противоречий между ними.

13.Интерпретация полученных данных после обработки и анализа.

14.Разработать методические рекомендации по психологическому консультированию.

15.Подготовить заключение. В заключении необходимо проанализировать проделанную работу, изложить в порядке проведения исследования промежуточные практические и теоретические результаты и выводы, обобщить их и сформулировать общий вывод по всей работе, оценив ее успешность, показать общий вывод в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения, охарактеризовать его научную значимость и возможность практического применения. Желательно оценить не только главные итоги работы, но и побочные, второстепенные результаты, которые также могут обладать самостоятельным научным значением.

16.Подготовить список литературы

17.Подготовить приложения. В Приложениях выносятся за пределы основного текста материалы вспомогательного характера:

-      схемы, рисунки;

-      таблицы, графики и другие справочные материалы, содержание которых необязательно для понимания основного текста;

-      иллюстрации, скрин-шоты, сканированные копии документов, необходимые для демонстрации основного содержания исследования.

Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух глав, в которых должны найти отражение сформированные в ходе изучения дисциплин учебного плана компетенции. Для решения данной задачи предлагается следующий алгоритм формирования структурных компонентов основной части ВКР.

В первой главе рассматривается сущность и теоретические основы исследуемого психологического явления или процесса. Базой для данного исследования являются полученные обучающимся основы психологических знаний. Первую (теоретическую) главу обычно строят как историографическую в том случае, если история вопроса достаточно велика и выходит за рамки Введения. Она посвящается обзору и анализу литературы по данной проблеме. Здесь проводится анализ ситуации в избранной для исследования области психологии, обосновываются новые пути решения соответствующих проблем. Главный вопрос этой главы: «Освещалась ли вообще эта проблема до настоящего момента и если рассматривалась, то как?».

Необходимо выстроить расположение, продумать логику изложения материала. Логика обзора отражает логику последующего изложения в ВКР.

Вторая главапрактическая, в которой проблема рассматривается на анализе конкретных фактов, явлений психологии. Эта глава должна отличаться доказательностью. Практическая глава – главная в исследовании: все предыдущие части ВКР являются подготовкой к ней – изучение истории, теории вопроса проводится для того, чтобы применить это изучение в конкретном, практическом анализе материала, в самостоятельном раскрытии проблемы.

В данной главе проводится эмпирическая проверка гипотезы – оценка ее правильности или ложности устанавливается практическим путем, на основе анализа данных, полученных в исследовании.

Методическая часть программы исследования включает в себя:

а) план организации исследования:

- указывается время и условия проведения исследований, критерии выбора испытуемых и их характеристики: возраст, пол, образование, их количество, качество жизни; кратко описываются этапы исследования; составление плана исследования. Если план не продуман и составлен наспех, то он потребует в дальнейшем многократных уточнений, исправлений и легко может привести к невыполнению исследования в срок;

б) определение психодиагностических методик исследования необходимо, поскольку они предрешают эмпирическую ценность исследования, статистическую обработку эмпирических данных, в целом эффективность всей работы. Подчас недостаточная тщательность в выборе совокупности методов и методик водит к необходимости повторения всей работы. Все методики должны быть валидными и надежными или пройти соответствующую проверку после пилотажного исследования.

Описание психодиагностических методик:

В методику входит задание (инструкция, материал для работы), описание условий проведения исследования (эксперимент групповой или индивидуальный, длительность и т.д.), характеристика зависимых и независимых переменных.

Составляется перечень методик, указываются авторы; если методика оригинальна (авторская), то дается ее подробное описание и инструкции к ней.

Выбор методов исследования зависит от следующих моментов:

- от предмета исследования;

- от объекта;

- от цели;

- от гипотезы;

- от технических возможностей;

- профессиональных умений и знаний студента.

Проведение эмпирической работы:

· овладение психодиагностическими методиками;

·  проведение пилотажного (пробного) исследования; проведение практической работы. Исследовательскую работу по теме следует начинать с пробы на 2–3-х испытуемых. Это позволяет выяснить, насколько удачно в содержательном отношении и по форме составлен исследовательский материал, проиграть ход эмпирической работы, увидеть на двух–трех примерах получаемый результат. После пробы студент вносит коррективы либо в содержание, либо в порядок проведения работы и после этого привлекает к выполнению задания большее количество испытуемых;

· проведение исследования. Главное получить надежную и достоверную информацию. В ходе сбора первичной информации должна строго соблюдаться научная этика (использование полученных данных только в научных целях, устранение недостаточно качественной информации и т.д.) и этические принципы работы практического психолога;

· обработка полученного материала:

- материал систематизируется;

- положения и факты работы проверяются на наличие расхождений и противоречий между ними.

Подготовив эмпирический материал, исследователь подвергает его последовательной обработке. Выделяют ряд стадий:

1) описание способов обработки эмпирического материала, который будет получен в исследовании: качественная и количественная обработка собранных данных;

2) математико-статистические способы анализа данных, позволяющие упорядочить, классифицировать результаты исследования с тем, чтобы придать им обозримый вид;

2) таблицы, графики, схемы, которыми будет завершаться математико-статистическая обработка.

Интерпретация полученных данных после обработки и анализа является творческим процессом. При обсуждении результатов (после математической и графической обработки) следует показать связь результатов исследования с научными данными в литературе, объяснить возможные отклонения полученных данных; показать, какие закономерности получены в ходе исследования.

При анализе и обобщении полученных фактов необходимо логическое умозаключение. Анализируется завершенность каждой отдельной части работы и доказательность их как по отдельным положениям, так и в масштабах исследования в целом. Также формулируются методические рекомендации по психологическому консультированию. Образец оформления текста основной части представлен в программе государственной итоговой аттестации.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются краткие, самостоятельные выводы по содержанию работы. Как правило, содержательный аспект заключения определяется поставленной в работе целью и сформулированными задачами. Рекомендуемый объем заключения – 2–3 страницы.

Заключение должно содержать общие выводы, сделанные по результатам проведенного исследования. В заключении необходимо проанализировать проделанную работу, изложить в порядке проведения исследования промежуточные практические и теоретические результаты и выводы, обобщить их и сформулировать общий вывод по всей работе, оценив ее успешность, показать общий вывод в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения, охарактеризовать его научную значимость и возможность практического применения. Желательно оценить не только главные итоги работы, но и побочные, второстепенные результаты, которые также могут обладать самостоятельным научным значением.

Следует указать пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще предстоит решить.

Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования.

Основные выводы необходимо изложить в форме тезисов, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод. Формулировки всех выводов должны быть предельно четкими, ясными, краткими и логически безупречными; давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.

Таким образом, заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, существенного и нового, что содержится в ВКР.

 

Заключительный этап

Подготовка и защита отчета

(10 ак. часа)

В качестве отчета по производственной (преддипломной) практики принимается текст выпускной квалификационной работы с приложениями.

Результатом прохождения производственной (преддипломной)  практики является предзащита выпускной квалификационной работы с выставлением зачета с оценкой в зачетно-экзаменационную ведомость и в зачетную книжку.

Предварительная защита выпускной

Квалификационной работы

Предварительная защита проходит в виде устного выступления выпускника перед небольшой аудиторией, состоящей из руководителя ВКР, преподавателей кафедры и сокурсников.

Для допуска к предварительной защите студент должен иметь готовую ВКР, проверенную и одобренную руководителем ВКР. Кроме текста ВКР необходимо иметь презентацию. Обучающийся обязан подготовить текст доклада для выступления перед аудиторией.

Доклад, озвученный на предварительной защите, должен содержать ключевые идеи, отображенные в ВКР. Общая продолжительность доклада на предварительной защите не превышает 10 минут.

Во время презентации работы считается допустимым спрашивать мнение преподавателя по некоторым вопросам.

Доклад выпускника на предварительной защите должен иметь следующую структуру:

- вступление. Продолжительность этой части доклада составляет от полутора до двух минут. За это время студент знакомит слушателей с формулировкой темы ВКР и раскрывает актуальность исследования с научной и практической точки зрения;

- озвучивание целей и задач, поставленных в ВКР, объект, предмет исследования, гипотезы, новизны работы, теоретической и практической значимости. На эту часть предварительной защиты отводится от двух до трех минут доклада;

- методики проведенных исследований, позволивших разрешить поставленные задачи. Эта часть доклада в обязательном порядке сопровождается иллюстрационным материалом. Все тезисы подтверждаются таблицами, графиками и схемами;

- структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключение, списка литературы, приложения.

- анализ результатов исследования;

- рекомендации

- выводы. Данная часть выступления подводит черту под итогами работы и резюмирует полученные в ходе выполнения ВКР результаты.

В докладе неуместно использование единственного числа: «я провел изыскания», «я выполнил работу», лучшей формой принято считать множественное число: «мы провели изыскание», «была выполнена работа по…», «по нашему мнению…» и так далее.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 192.