Принцип равенства налогообложения означает запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере. Речь идет о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их налогово-правового статуса.
Равенство налогообложения – частное проявление универсального, общеправового принципа формально-юридического равенства, действующего во всех отраслях современного права. В самом общем виде этот принцип закреплен в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Статья 19 Конституции РФ провозглашает: «Все равны перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
В истории налогообложения примеры дискриминации не являются большой редкостью. В России с 1887 по 1915 г. с мусульманского населения Кавказа, отказывавшегося служить в армии по религиозным причинам, взимался военный налог (впоследствии распространенный на все население России). В настоящее время суды нередко признавали дискриминационными налоговые льготы, установленные для государственных и муниципальных предприятий, что является нарушением конституционного принципа равенства всех форм собственности.
Принцип равного налогового бремени не допускает дискриминации в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков. Так, КС РФ указал, что дифференциация режимов налоговых платежей не может устанавливаться по неэкономическим мотивам, в том числе исходя из социальных различий и других подобных критериев, поскольку это противоречит конституционному принципу равенства (Постановление КС РФ 1999 г.).
Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 НК запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера. Налоговые льготы всегда так или иначе противоречат идее формально-юридического равенства, так как налоговое бремя, сниженное для одних налогоплательщиков, автоматически перекладывается на плечи других. Поэтому предоставление налоговых льгот должно осуществляться крайне продуманно.
Принцип равенства налогообложения. Четкая трактовка данного принципа, установленного п.1 ст. 3 НК РФ, дана конституционным Судом в Постановлении от 13 марта2008 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений п/п 1 и 2 и п.1 ст.220 НК РФ в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н. В. Иванговой, А.В. Козлова, В. П. Козлова и Т.Н. Козловой: « В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные, по сравнению с другими налогоплательщиками условиями. Хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики… при одинаковой платежеспособности, должны нести равное бремя налогообложения».
Таким образом, Конституционный Суд подчеркивает, что равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а в первую очередь как экономическое равенство налогоплательщиков.
Некоторые авторы называют принцип равенства налогообложения принципом равного налогового бремени, который базируется на сравнении свободных средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты всех налогов и расходов, необходимых для осуществления нормальной жизнедеятельности.
Ученые отмечают, что абсолютное юридическое равенство может обернуться тяжелыми социальными последствиями для отдельных категорий налогоплательщиков: инвалидов, пенсионеров, детей, безработных лиц, пострадавших от стихийных бедствий. Отсутствие привилегий изначально не позволит указанным субъектам наравне со всеми конкурировать в условиях единого правопорядка. Чтобы гарантировать этим людям минимально достойный образ жизни, их налогово-правовой статус должен содержать льготы, преференции, преимущества, различные формы социальной поддержки. Именно поэтому законодатель предусмотрел определенные исключения из принципа равенства налогообложения в виде налоговых льгот.
Важным шагом на пути реализации принципов равного и справедливого налогообложения в нашей стране могло бы стать восстановление прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц, отмененной с 1 января 2001 г. в связи с введением единой 13%-ной ставки данного налога. Отмена прогрессивного подоходного налогообложения объяснилась необходимостью снижения затрат к упрощению налогового администрирования, легализации зарплат, выдаваемых в конвертах, и повышения привлекательности России для частных инвесторов. Прошло более 10 лет, однако ни одна из указанных целей не была достигнута. Прогрессивное налогообложение личных доходов применяется в подавляющем большинстве стран мира. При этом граждане с низкими доходами в экономически развитых странах чаще всего полностью освобождены от подоходного налога. Например, в США нулевая ставка применяется при доходах до 8450 долл. В год, в Швеции - до 306 тыс. шведских крон, в Швейцарии - до 16100 франков, В Австрии - до 10 тыс. евро, в Ирландии - до 5210 евро, В Испании - до 2400 евро. Единая ставка налога на доходы физических лиц кроме России используется в Грузии, Эстонии, Латвии, Украине, Чехии, Словакии и Румынии. Вместе с тем заявленные сложности собираемости налогов при прогрессивных ставках представляются необоснованными. В этом отношении показателен пример Китая, в котором при численности населения России, успешно применяется 9-ступенчатая прогрессивная система подоходного налогообложения с минимальной ставкой - 5% и максимальной - 45%, что обеспечивает устойчивый рост экономики даже в условиях глобального экономического кризиса. А высокая собираемость налогов в развитых странах обеспечивается системой 100% компьютерного учета доходов и расчета налоговых платежей.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 366.