В Конституции РФ закреплены самые общие подходы. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57). Словосочетание «налоги и сборы» в последующем было использовано в Налоговом Кодексе РФ. С принятием Конституции РФ отчасти была произведена дифференциация фискальных платежей: налогу противопоставлен сбор. В Конституции РФ понятие «налоги и сборы» включает все без исключения платежи, обязанность уплаты которых возлагается на физических и юридических лиц: налоги и сборы в смысле Налогового Кодекса РФ, таможенные пошлины и сборы, (особые виды пошлин(специальные, антидемпинговые и компенсационные), страховые взносы и др. Нормы Конституции РФ и позиции Конституционного Суда РФ по вопросам определения правовой природы налога были восприняты при разработке Налогового Кодекса РФ.
Конституционные понятия «налог» и «сбор», «законно установленные налоги и сборы» были даны Конституционным Судом в Постановлениях от 17 декабря 1996 г. № 20-П и от 11 ноября 1997 г. № 16-П.
В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд признал положения данных пунктов Закона РФ от 24 июня 1993 г., предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании статьи 7 (пп. 8, 9), и статьи 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР», и статьи 13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, неконституционными и разъяснил, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частно-правовой характер; с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Суд указал, что налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. Суд сформулировал правоположение, согласно которому взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Взыскание суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства и носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт такого нарушения, так и степень вины налогоплательщика. Согласно правоположению Конституционного Суда бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого ограничения права, закрепленного в Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда (п. 5 мотивировочной части Постановления).
В Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 10 декабря 1996 г. Конституционный Суд, признавая неконституционными положения части 2 статьи 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. об установлении размеров сбора за пограничное оформление, а также категорий владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора Правительством РФ, указал, что конституционное понятие «сбор» предполагает, что это налоговый платеж, то есть основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной 47 безвозмездности. Установление федеральных налогов и сборов относится к полномочиям федерального законодательства.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 327.