Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и трудовых отношений занимают вопросы оплаты труда. Проблема оплаты труда — одна из самых трудноразрешимых в экономике любой отрасли. К тому же не только экономическая, но и социальная проблема — постоянный источник социального напряжения в обществе.
Оплата труда — это главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы.
На заработную плату влияет не только способ установления ее величины, но и внеменьшей степени — общая сумма денежных средств организации здравоохранения, которыми оно располагает для оплаты труда своих работников.
Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует и уточняет фонд оплаты труда, исходя из имеющихся в наличии и предвидимых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений, которые приходится оплачивать из этого фонда.
Часть денежных поступлений организации здравоохранения, непосредственно используемая для выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками и нормами, именуется «фондом заработной платы».
Фонд оплаты труда организации здравоохранения принято делить на следующие составляющие:
· оплата труда основного персонала;
· оплата труда персонала параклинических учреждений;
· оплата труда персонала вспомогательных подразделений;
· оплата труда административно-хозяйственного и управленческого персонала;
· оплата отпусков;
· материальное поощрение.
На начальном этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала, причем здесь возможны два подхода: первый ― в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказами Министерства здравоохранения (которые в настоящее время носят рекомендательный характер), второй — исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике часто встречается сочетание и того, и другого подходов.
Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы.
На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые являются основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.
Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала должно соответствовать «Номенклатуре врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения», «Номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», а также «Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения».
Наименование должностей заместителей руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет (например, «заместитель главного врача по медицинской части»).
Наименование должности «врач» и должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной действующей номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет
соответствующую подготовку и работа, по которой вменяется в круг его обязанностей (например, «врач-терапевт-заведующий отделением», «врач-хирург-заведующий отделением»).
Для работников из числа младшего медицинского персонала наименование должностей должно соответствовать наименованиям должностей, приведенным в приказе, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей.
Наименование должностей специалистов и служащих должно соответствовать их наименованиям, приведенным в общеотраслевых характеристиках и номенклатуре должностей в приказах, регулирующих вопросы оплаты труда.
Наименования должностей рабочих должны соответствовать их наименованиям, приведенным в Едином тарифно-квалификационном справочнике и номенклатуре должностей в приказах, регулирующих вопросы оплаты труда.
Необходимо также строго придерживаться наименований структурных подразделений организации здравоохранения.
Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работников определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющим порядок оплаты соответствующих должностей.
Формы оплаты труда
Тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы фиксируются в утверждаемой Правительством Республики Беларусь единой тарифной сетке, образующей основу тарифной системы оплаты труда (повременной системы, основанной на единых тарифах).
Тарифная сетка представляет собой совокупность разделенных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отношение тарифной ставки данного разряда к ставке первого разряда.
Тарифный (квалификационный) разряд характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности и точности выполняемых работ, а также ответственности работника. Эти требования заложены в профессиональных квалификационных характеристиках (требованиях), предусмотренных в тарифно-квалификационных справочниках. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов сетки выше ставки первого разряда. Врачи по тарификации распределены в 13–17 разрядах, средний медицинский персонал — в 9–13 разрядах ЕТС.
Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки относительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону повышения ставок в целях индексации доходов, т.е. учета в доходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов, т.е. учета в доходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.
Месячные тарифные ставки определяются путем умножения тарифного коэффициента, определенного в зависимости от специальности и квалификации и тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров РБ (с 1.09.2012–225000 рублей согласно Постановлению Совета Министров РБ № 769 от 20.08.2012).
В соответствии с Постановлением Министерства труда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с изменениями и дополнениями к нему к тарифным окладам медицинских работников устанавливаются следующие основные повышения и надбавки:
1. За специфику труда. Повышение вводится к тарифным окладам врачей, рассчитанным а соответствии с ЕТС, в размерах от 10 до 40% в зависимости от врачебной специальности.
В целях совершенствования материального стимулирования врачей с 01.12.2005 установлены повышения тарифных окладов в размерах от 130 до 250% (в зависимости от квалификации и выполняемого медицинского вмешательства) врачам, имеющим высшую и первую квалификационные категории, осуществляющим высокотехнологичные и сложные операции, а также интенсивную терапию больных.
2. Повышение за стаж работы. Устанавливается в зависимости от стажа работы по специальности (в процентах от тарифного оклада):
― от 0 до 5 лет ― 10%, от 5 до 10 лет ― 15%, от 10 до 15 лет ― 20%, от 15 и выше ― 30%.
3. Надбавка за квалификационную категорию. Устанавливается специалистам, имеющим квалификационные категории (в процентах от оклада): за высшую квалификационную категорию ― 30%, за первую ― 20%,за вторую ― 15%.
4. Доплата за работу в ночное врем. За каждый час работы в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада) работника. На работах в чрезвычайных ситуациях ― 55% часовой тарифной ставки (оклада), а работникам, осуществляющим экстренную и неотложную медицинскую помощь ― в размере 70% часовой тарифной ставки (оклада) работника.
5. Повышение оклада за работу во вредных и опасных для здоровья условиях труда медицинским работникам производится согласно Перечню учреждений и должностей, работа в которых дает право на повышение окладов.
Руководители организаций в пределах фонда заработной платы имеют право:
― повышать тарифные оклады (ставки) руководителей, специалистов и служащих в размерах до 7 процентов;
― устанавливать доплаты за совмещение должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ;
― предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере 5% планового фонда заработной платы штатных работников;
― устанавливать надбавки за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда в размере до 50% оклада (ставки), направляя на эти цели 10% планового фонда заработной платы работников организации. Конкретные размеры надбавок определяются в зависимости от личного вклада работника в повышение эффективности выполняемых работ. Указанные надбавки не относятся к обязательным выплатам. Они являются материальным поощрением за достижение определенных количественных и качественных показателей;
― производить премирование работников, направляя на эти цели 20% планового фонда заработной платы и экономию средств, предусмотренных на оплату труда. Все вопросы, связанные с премированием работников, регулируются в соответствии с положением о премировании, являющимся приложением к коллективному договору между нанимателем и работниками. В положении предусматриваются показатели, условия и размеры премирования, его периодичность, упущения в работе, при наличии которых премия работникам не выплачивается либо уменьшается ее размер, а также возможности и условия для повышения размера премии отдельным работникам с учетом результатов их труда. Как правило, размер премий устанавливается в процентах к окладу работника.
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ЛПО
Основой успешной деятельности ЛПО является выбор наиболее эффективных методов планирования и управления по отношению ко многим составляющим медицинской деятельности, в том числе и к экономическим ресурсам, главным из которых являются основные фонды.
Основные фонды ЛПО — это материальная основа его функционирования. В их структуру входят активная и пассивная части.
Пассивная часть — 75% здания, сооружения, передаточные устройства.
Активная — 25% приборы, аппараты, медицинская техника.
Управление основными фондами ЛПО предполагает реализацию комплекса мер, направленных на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов в соответствии с критериями экономической эффективности, выражаемых показателями основных фондов.
ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
Фондовооруженность труда персонала (уровень оснащенность трудовых процессов основными фондами). Рассчитывается как отношение стоимости основных фондов к среднегодовому числу работников.
Фондовооруженность медицинского персонала — стоимость активной части основных фондов, деленная на среднее число врачей и средних медицинских работников.
Фондоотдача (показатель эффективности использования основных фондов). В натуральном выражении — число госпитализированных за год больных, число фактически обратившихся в поликлинику. В стоимостном выражении рассчитывается как отношение числа обратившихся к стоимости основных фондов по ЛПУ.
Фондоемкость — величина, обратная фондоотдаче.
Коэффициент выбытия — показатель, равный отношению суммы выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на начало года.
Коэффициент обновления — отношение суммы введенных основных фондов за год к стоимости основных фондов на конец года.
Коэффициент накопления — отношение разницы между введенными и выбывшими основными фондами к стоимости основных фондов на начало года.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 204.