СИСТЕМА МИНИМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одним из направлений планирования как функции управления является финансовое планирование.

Основным документом, в котором определяются виды и объемы медицинской помощи, бесплатно предоставляемой населению, является Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения».

Основным принципом финансового планирования системы здравоохранения должно стать соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения.

Только при достижении такого соответствия можно реализовывать конституционное право граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Финансовое планирование осуществляется на основе системы финансовых нормативов, реально учитывающих затраты на единицу определенных медицинских услуг (койко-день, посещение, вызов скорой медицинской помощи и др.). При этом необходимо, чтобы нормативы отвечали реальным затратам на оказание бесплатной медицинской помощи в условиях эффективного финансового менеджмента.

Основными этапами финансового планирования здравоохранения являются:

· расчет финансовых нормативов;

· определение реальной потребности населения в различных видах медицинской помощи;

· определение реальной потребности здравоохранения в финансовых средствах;

· сопоставление фактически выделяемых государством финансовых средств с реальной потребностью в них здравоохранения;

· анализ выявленного дефицита финансовых средств в обеспечении населения гарантированной бесплатной медицинской помощью;

· планирование мероприятий по сокращению дефицита.

В процессе планирования необходимо проводить экономический анализ для выявления зон неэффективного расходования средств и разрабатывать комплекс мер, обеспечивающих повышение эффективности использования финансовых ресурсов в здравоохранении. При этом одним из направлений повышения эффективности является реструктуризация и оптимизация сети действующих амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений.

В деятельности учреждений здравоохранения прочно вошло в практику сочетание бюджетного финансирования с выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на хозрасчетной основе и оказанием платных услуг населению.

Создаются условия для развития самостоятельности и инициативы трудовых коллективов учреждений здравоохранения в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития.

Для эффективного и рационального использования финансовых ресурсов здравоохранения и в целях реализации конституционных прав граждан Беларуси на получение медицинской помощи за счет средств государственного бюджета Советом Министров утверждены следующие минимальные социальные стандарты по обслуживанию населения республики:

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на 1 жителя на 2013 год:

― по республике —2771673 рублей;

― по Гомельской области — 2276134 руб.

Величина норматива бюджетной обеспеченности определяется ежегодно при формировании бюджета на планируемый год Минфином совместно с Минздравом для областей и в среднем по республике. Она должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат учреждений здравоохранения, в том числе на оказание медицинской помощи, формирование средств на оплату труда работников и создание необходимой материально-технической базы.

2. Норматив обеспеченности врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами суммарно) — 1 врач на 1300 жителей.

3. Норматив обеспеченности койками — 9 коек на 1000 жителей с учетом всех уровней (районного, областного и республиканского).

4. Норматив обеспеченности аптеками — 1 аптека на 8000 жителей.

5. Норматив обеспеченности врачебными, фельдшерскими и специализированными бригадами скорой медицинской помощи (суммарно) — 1 бригада скорой медицинской помощи на 12000 жителей.

На основе минимальных социальных стандартов в областях, городах и районах разрабатываются и утверждаются областные, городские и районные территориальные программы государственных гарантий. Эти программы предусматривают предоставление амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, а также дополнительных (по отношению к гарантированному минимуму) объемов и видов медицинской помощи за счет средств бюджета соответствующей административно — территориальной единицы. Территориальная программа содержит территориальные нормативы по конкретным объемам медицинской помощи и плановые показатели их финансового обеспечения.

Местными исполнительными и распорядительными органами могут выделяться дополнительные финансовые средства (сверх средств, утвержденных по нормативу бюджетной обеспеченности расходов на одного жителя) на расширение объемов и видов медицинской помощи.

Порядок использования финансовых средств определяется сметой расходов.

 

СМЕТА РАСХОДОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Смета — финансовый план расходов учреждения на календарный год. Она включает все расходы в планируемый период. Смета учреждения является основным финансовым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на его содержание.

Смета расходов составляется в соответствии с бюджетной классификацией расходов, которая утверждена Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 г. №158―З. Бюджетная классификация — установленный порядок расположения бюджетных расходов по определенным однородным признакам (разделам, параграфам и статьям). Бюджетная классификация имеет важное значение в организации бюджетного планирования. Она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета, составлять отчетность об использовании бюджета, осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов.

Проект сметы расходов медицинского учреждения на предстоящий год составляется в мае — июне бухгалтерско-экономической службой под руководством главного врача. К составлению проекта сметы привлекаются заместители главного врача и заведующие отделениями. Особое внимание обращается на более полное использование имеющихся в учреждении резервов. Проект сметы должен максимально точно отражать действительную потребность учреждения в финансировании. Исходными материалами для составления проекта сметы являются объем деятельности учреждения, определенный планом его развития и установленные нормативы и нормы расходов.

Различают нормативы следующих видов: финансовые (ставки заработной платы, нормы командировочных расходов, расходов на питание и др.) и материальные (нормативы мягкого инвентаря, мебели, хозяйственного оборудования, лекарственных и перевязочных средств, транспорта и т.д.). Финансовые нормативы делятся на обязательные (утверждаемые вышестоящей организацией) и необязательные (расчетные). Обязательные нормативы (ставки заработной платы, нормы расходов на питание и медикаменты и др.) не разрешается занижать или превышать. Необязательные нормативы (нормы расходов отопление, освещение, стирку белья, хозяйственные принадлежности) могут быть изменены в зависимости от особенностей хозяйства медицинского учреждения. Они базируются на фактических расходах за ряд истекших лет, утверждаются руководителем организации и согласовываются с вышестоящим органом управления.

Расходы учреждения здравоохранения состоят из текущих и капитальных расходов. К текущим расходам относятся:

Статья 10.01.00 — «Оплата труда рабочих и служащих» — занимает основное место в расходах медицинского учреждения (50―60% расходов). Фонд заработной платы на планируемый год определяется запланированным количеством штатных должностей (врачи, средние и младшие медицинские работники, административно-хозяйственный и технический персонал) и месячными ставками заработной платы с учетом устанавливаемых надбавок и повышений, а также премии и материальной помощи. В фонд заработной платы включается оплата за работу в праздничные дни, оплата ночных дежурств и т.д. Кроме того, устанавливается фонд зарплаты нештатного состава для оплаты по трудовым соглашениям работникам, привлекаемым со стороны для выполнения отдельных разовых работ.

Статья 10.02.00 «Начисления на оплату труда». По этой статье планируются расходы, связанные с социальным страхованием и социальным обеспечением (временная нетрудоспособность, пособия на детей, пенсии и др.) Законодательством предусмотрены:

— отчисления в государственный фонд социальной защиты населения — 35% от фонда заработной платы;

— страховой взнос по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2% от фонда заработной платы.

Статья 10.03.02 «Медикаменты и перевязочные средства». Кроме медикаментов и перевязочных средств по этой статье проходят расходы на бактериологические препараты, сыворотки, вакцины, дезинфицирующие средства, приобретение материалов для зубного протезирования, протезирования клапанов сердца, внутренних имплантантов, наборов пластин для остеосинтеза костей, рентгеновской пленки, шприцев, реактивов, мелкого медицинского инструментария и другие расходы.

Статья 10.03.03 «Мягкий инвентарь и обмундирование». В основу расходов по этой статье положены нормативы белья на одну койку. Расчет ведется по табелю оснащения с учетом ежегодной амортизации белья.

Статья 10.03.05 «Прочие расходные материалы». По этой статье отражаются расходы на приобретение канцелярских товаров, подписку на периодические издания, стирку белья, приобретение предметов и материалов на хозяйственные цели.

Статья 10.03.04 «Продукты питания». При исчислении расходов по этой статье следует исходить из стоимости питания одного больного в день умноженной на число запланированных койко-дней. Общая сумма расходов по этой статье составляет примерно 5 % бюджета больницы.

Статья 10.04.00 «Командировки и служебные разъезды». По этой статье предусматривают ассигнования на оплату проезда, суточных и квартирных при командировках, оплату расходов по служебным разъездам.

Статья 10.05.00 «Оплата транспортных услуг». Сюда относят расходы на содержание, наем и ремонт транспорта.

Статья 10.06.00 «Оплата услуг связи» — оплата услуг телефонной связи, почтовых отправлений, услуг за пользование Internet.

Статья 10.07.00 «Оплата коммунальных услуг» состоит из расходов на отопление, освещение, водоснабжение, пожарную охрану и прочих. Установить единые нормы расходов по этой статье для всех учреждений невозможно, так как они зависят от конкретных условий и особенностей работы учреждения. Например, расходы на отопление зависят от системы отопления, вида топлива, расходы на освещение — от характера освещения и количества осветительных точек и пр.

Капитальные расходы включают:

Статья 40.01.00 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования». По этой статье проходят расходы на приобретение мебели, медицинского оборудования и др. Статья 40.03.00 «Капитальный ремонт». Расходы по этой статье планируются в соответствии с утвержденной технической сметой.

Обоснование сумм расходов по каждой статье сметы производится в приложениях к ней.

Смета медицинского учреждения утверждается руководителем учреждения и вышестоящей организацией. После утверждения она становится законом финансовой деятельности учреждения.

 

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА (СМЕТЫ).

ПЛАТЕЖНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Учреждению здравоохранения в отделении одного из государственных банков открывается текущий счет. На него в соответствии с утвержденной сметой и поквартальной разбивкой поступают средства (бюджетные кредиты). Открытием кредитов называется предоставление распорядителям кредитов права на получение средств и производство расходов по смете. Руководители, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями (кредитами), называются распорядителями кредитов. Распорядителем кредитов в медицинском учреждении является главный врач. Он несет ответственность за правильное, рациональное расходование государственных денежных средств.

Ответственность за целевое использование бюджетных средств, выделенных по смете расходов, устанавливается в соответствие с Законом о бюджетной системе Республики Беларусь.

Учреждения здравоохранения осуществляют финансовую деятельность путем безналичных расчетов. Безналичные расчеты — денежные платежи, совершаемые путем перечислений денег со счетов плательщика на счета получателей.

Они имеют ряд преимуществ по сравнению с платежами наличными деньгами:

— экономия издержек обращения, т.к. при этих расчетах отпадают расходы на перевозки, пересчет и хранение наличных денег;

— сокращение времени расчетов;

— лучшие условия для контроля, осуществляемого Нацбанком на основе документов, по которым производятся платежи.

Основными документами, обязывающими банк произвести безналичную денежную операцию, являются:

— расчетные чеки;

— платежные требования плательщиков;

— платежные требования поставщиков.

Расчетный чек — банковский документ, которым распорядитель кредита (плательщик) предписывает банку списать со своего текущего счета и перевести указанную сумму на текущий счет другого учреждения — поставщика. Подписывается руководителем, главным бухгалтером и ставится гербовая печать. Расчетный чек сохраняет силу в течение 10 дней со дня его выдачи.

Платежное поручение — письменное распоряжение клиента банку о списании со своего расчетного счета и безналичном перечислении определенных сумм на счета получателя средств.

Платежное требование — это расчетный безналичный документ, выписываемый поставщиком на основании расчета или накладной, его требование к плательщику оплатить отпущенные ему товары или предоставленные услуги. Операция банка по взысканию платежей в пользу поставщиков называется инкассо.

Открываемые кредиты должны быть использованы в строгом соответствии со сметными назначениями. Однако в процессе исполнения сметы может возникать необходимость внести изменения в утвержденные годовые суммы ассигнований по отдельным статьям сметы. Такие вопросы решаются путем передвижения кредитов. Передвижение кредитов заключается в увеличении или уменьшении (перераспределении) годовых и квартальных бюджетных ассигнований в пределах общей суммы расходов на год, за исключением ассигнований на заработную плату, начислений на заработную плату и капитальный ремонт. Передвижение кредитов производится вышестоящей организацией.

При уточнении бюджета в процессе его исполнения в связи с изменением условий оплаты труда, цен на товары и услуги плановые ассигнования подлежат индексации.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 175.