Воспитание культуры поведения. Культура поведения - показатель уважительного отношения к людям (С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. В. Черняк).
Содержание воспитания культуры поведения: обучение умениям красиво и правильно есть, пользоваться необходимыми: приборами; быть опрятным, следить за своей позой, осанкой, жестами, мимикой, владеть речевым этикетом, владеть способами учтивого оказания внимания.
Причины нарушения правил поведения детьми раннего и дошкольного возраста: утомление, отсутствие единства требований, нарушение режима, неудовлетворительная организация предметно-игровой среды, не-достаточное внимание взрослого к деятельности ребенка, недостаточная осознанность соответствующего правила, отрицательный пример, стремление привлечь внимание к себе, капризы и упрямство.
Этапы воспитания культуры поведения:
1) накопление ребенком множества единичных фактов в поощряемом воспитателем и родителями
поведении;
2) объяснение правил, когда и как нужно себя вести;
3) осознание детьми значимости правил этикета;
4) обучение детей конкретным способам поведения
и выражения отношений и чувств.
Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотношений между людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ограничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравственных обычаев, традиций и привычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным, постоянным.
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непременно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.
Культура деятельности проявляется у ребенка в различных видах деятельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка культуру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью.
Культурно-гигиенические навыки — это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.
Выделяют следующие особенности формирования культуры поведения у дошкольников:
- следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых, поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и демонстрировать только положительные образцы поведения;
- формирование культуры поведения у дошкольников может проходить только при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением ребенка;
- необходимо сформировать у ребенка опыт нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно поступать, ребенок не всегда способен регулировать свое поведение в силу неразвитости волевых процессов. Привычки поведения формируются не сразу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со стороны взрослого;
- для успешного формирования потребности поступать определенным образом, необходимо постоянно утверждать общественно значимые мотивы, побуждающие ребенка к определенному поведению;
- при формировании норм культуры поведения воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком действиям носило эмоционально-положительный характер;
- волевые проявления ребенка для достижения определенного результата необходимо постоянно стимулировать положительной оценкой.
При воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста следует соблюдать следующие принципы:
- единство требований в семье и детском саду;
- последовательность и систематичность воспитательных воздействий;
- принцип повторности, то есть постоянные упражнения в положительных привычках поведения;
- требовательность в сочетании с уважением к ребенку;
- создание ситуации успеха.
Методы воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, показ действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражнение, поощрение, положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за поведением ребенка.
21. Средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста обуславливают выбор средств и методов работы. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Средством патриотического воспитания дошкольников является природа, которая дает возможность вызывать у детей любовь к родному краю, восхищение его красотой, гуманные чувства, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на личность дошкольника многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания патриотических чувств и поведения.
Средством патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
Общение как средство патриотического воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм патриотического воспитания и влияет на формирование определенных качеств личности ребенка.
Весьма эффективным средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста является игрушка. Это различные тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, декоративно-прикладным искусством, который не только знакомит детей с историей и достопримечательностями родного города. Подобные наборы интересны детям, облегчают труд педагога и ненавязчиво формируют у детей дошкольного возраста патриотические чувства.
С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначное во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Огромное значение для развития патриотического воспитания дошкольников имеют песни о Родине, периода Великой Отечественной войны и т. д.
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
– любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;
– метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;
– для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;
– метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
– методы патриотического воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
– при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
– проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию от выбранного метода следует отказаться;
– применение методов патриотического воспитания требует терпения и терпимости. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, в каких мы ожидаем;
– преобладающими в патриотическом воспитании старших дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;
– методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Таким образом, средствами и методами патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются: само окружение (природное и социальное, в котором живет ребенок; художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд); праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 405.