Метод и формы организации эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под эстетическим воспитанием понимается - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Художественное воспитание — процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей частью этого процесса выступает художественное образование. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

Во всех видах художественно-эстетической деятельности доминируют такие психические процессы как

Наглядно - образное мышление, воображение, эмоционально - положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности.

Исходя из психологического обоснования выделяются две задачи художественно-эстетического развития: 1) формирование эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения; 2) формирование творческих умений в области разных искусств.

Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

В творческой деятельности ребенка выделяется три этапа: 1) возникновение, развитие, осознание и оформление замысла в изображении, рассказе, танце; 2) создание детьми образа; 3) анализ результатов работы.

Условия развития детского творчества:

-включение детей во все процессы подготовки к исполнению творческой деятельности;

- создание непринужденной обстановки и возможности свободного выбора темы изображения; включение в педагогический процесс игры, игровых приемов, игровых ситуаций;

-создание радостной творческой обстановки и общественной направленности занятий;

-отказ от отрицательных оценок и замечаний детям.

Принципы эстетического воспитания:

-единство эстетического и этического;

-взаимосвязь эстетического воспитания со всей воспитательно-образовательной работой в ДОУ;

-связь детского творчества с окружающей действительностью;

-активное включение детей в творческую деятельность;

Средства эстетического воспитания: игра и игрушка; разнообразные занятия: заучивание стихов, обучение танцу, лепке, рисованию, конструированию; развлечения; чтение вслух литературных произведений, прослушивание магнитофонных записей, сказок и музыкальных спектаклей, а также фольклор, народные игры-хороводы; театрализованные представления с участием детей или приглашенных артистов, искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр; декоративно-прикладное искусство; эстетика быта и внешнего вида человека; природа; труд; самостоятельная художественная деятельность; праздники.

Условия эстетического воспитания: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями; комплексность средств эстетического воспитания; эстетическая культура взрослых; накопление разнообразного опыта художественной деятельности и переживаний.

23. Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования: формы, методы, средства.

В учреждениях дошкольного образования организация образовательного процесса осуществляется круглогодично с общей продолжительностью каникул 110 дней: летние – 90 календарных дней; зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. Обращаем внимание, что в период каникул специально организованные формы (игра, занятие) с воспитанниками не планируются, рекомендуется проводить физкультурно-оздоровительную и художественно-эстетическую работу с детьми.

Обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Основной язык обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования формы образовательного процесса – игра и занятие, организованные по инициативе педагога с учетом закономерностей развития детей в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности и должна быть отражена в учебном плане учреждения дошкольного образования (далее – учебный план). Учебный план разрабатывается на основе типового учебного плана дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133) и утверждается руководителем учреждения.

Учебный план составляется с учетом рекомендаций Министерства образования (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году от 28 июня 2012 г.) и специфики учреждения дошкольного образования (возраст воспитанников, язык обучения и воспитания, наличие специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания, спектр образовательных услуг, оказываемых учреждением дошкольного образования, материально-технические условия (наличие бассейна) и пр.).

Нерегламентированная деятельность воспитанников включает:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

При организации образовательного процесса в группах первого раннего возраста (до одного года) проводятся индивидуальные игры в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями воспитанников.

Обращаем внимание педагогов, что занятие в учреждении дошкольного образования не должно отождествляться с занятием как дидактической формой учебной деятельности, а рассматриваться как увлекательный, занимательный процесс в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, направленный на решение задач учебной программы дошкольного образования в специально организованной деятельности воспитанников, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования.

При организации образовательного процесса важным является создание условий для разностороннего развития воспитанников, их творческих способностей. С этой целью в учреждении дошкольного образования для всех возрастных групп необходимо обеспечить:

благоприятный психологический климат в учреждении дошкольного образования (педагогический коллектив, группы воспитанников);

возможность выбора деятельности воспитанниками в соответствии с их возможностями, способностями и интересами;

использование многообразных форм организации занятий, включающих разные специфически детские виды деятельности (игровая, изобразительная, конструктивная, музыкальная, детское экспериментирование и др.);

взаимосвязь специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников;

создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;

применение методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей, введение элементов проблемности, заданий открытого типа, имеющих разные варианты решений;

включение субъектного опыта путем создания игровых и эмоционально-значимых ситуаций, позволяющих каждому воспитаннику проявить активность, инициативность и самостоятельность;

формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому воспитаннику чувство комфортности и успешности.

Эффективным средством творческого развития воспитанников является использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и электронных средств обучения (далее – ЭСО), входящих в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности. При организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с использованием ИКТ и ЭСО должны соблюдаться следующие требования:

с учетом психофизиологических и психологических особенностей становления и развития личности ребенка, опоры на зону его ближайшего развития, наличия фактора сохранения и укрепления детского здоровья занятия, игры проводятся с воспитанниками, начиная со старшей группы (от 5 до 7 лет);

кратность проведения занятий, игр – не более 2 раз в неделю;

одновременное использование одной персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) для двух и более детей не допускается;

продолжительность непрерывного занятия, игры, связанных с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ, составляет не более 10 минут;

портативные ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и видеодисплейный терминал (ВДТ) (планшеты, электронные книги и другое) в образовательном процессе для деятельности детей не используются;

использование в работе с воспитанниками компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается;

занятия, игры проводятся в присутствии педагогического работника и предполагают их совместную деятельность.

Данные требования распространяются и на иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Министерство образования обращает внимание на то, что региональным органам управления образованием следует оптимизировать процесс информатизации и компьютеризации учреждений дошкольного образования, направленный на их оснащение средствами современной компьютерной техники, оптимальное использование ИКТ и ЭСО в образовательном процессе, а также обеспечение развития сетевой инфраструктуры в сфере дошкольного образования.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 203.