Новые ИТ классифицируются по различным признакам.
В зависимости от состава пользователей различают новые технологии корпоративной работы и технологии индивидуальной работы.
По направлениям развития выделяют следующие новые ИТ:
коммуникативные технологии, решающие проблемы связи, общения, коммуникаций;
когнитивные технологии, обеспечивающие получение, актуализацию и представление знаний, использование методов искусственного интеллекта для принятия решений;
инструментальные технологии, связанные с созданием и совершенствованием инструментария (среды) для построения и обслуживания других технологий. Свойства новых ИТ наглядно проявляются в системах поддержки принятия решений, экспертных системах, интеллектуальных САПР и др.
Информационные системы поддержки принятия решений
На всех этапах ЖЦ проектирования РЭС для преодоления трудностей, связанных с неопределенностью и нечеткостью исходных данных, неточностью, а иногда и с отсутствием математических моделей, находят применение системы поддержки принятия решений (СППР), или DSS (DecisionSupportSystems).
СППР используются для решения широкого круга важных задач: выбора варианта стратегического развития предприятия; оценки степени соответствия возможных вариантов проектных и управленческих решений предъявляемым требованиям и предпочтениям; ранжирования альтернативных вариантов по итоговой степени предпочтительности и др.
Структура автоматизированной СППР приведена на рис.
Экспертные системы
Экспертные системы (ЭС) относятся к классу систем искусственного интеллекта, они способны строить логические выводы, осуществлять обобщения и формировать заключения на основе использования знаний и данных, подобно тому как это делают специалисты в своей области при выработке умозаключений. Реализуются ЭС в виде программных комплексов, которые называют интеллектуальными системами. Эти системы на основе знаний в конкретной предметной области могут строить логические выводы и обеспечивать решение специфических задач.
Основными требованиями, предъявляемыми к экспертной системе, являются следующие:
использование знаний, связанных с конкретной предметной областью;
способность приобретения знаний от экспертов;
решение реальных и сложных задач;
наличие способностей, присущих экспертам.
В качестве экспертов могут выступать опытные проектировщики, программисты, консультанты, экономисты, врачи, преподаватели, переводчики и другие квалифицированные специалисты в соответствующих областях. Так как создание экспертных систем стало возможным лишь с развитием ЭВМ, то их иногда рассматривают как компьютерные системы, использующие логику экспертов.
Структурная схема экспертной системы включает:
БЗ — база знаний;
БД — база данных;
МЛВ — механизм логических выводов;
МПЗ — модуль приобретения знаний;
МСО — модуль советов и объяснений;
ПИ — пользовательский интерфейс
В качестве экспертов могут выступать опытные проектировщики, программисты, консультанты, экономисты, врачи, преподаватели, переводчики и другие квалифицированные специалисты в соответствующих областях. Так как создание экспертных систем стало возможным лишь с развитием ЭВМ, то их иногда рассматривают как компьютерные системы, использующие логику экспертов.
Ядром экспертной системы является база знаний (БЗ), которая содержит знания из конкретной предметной области. В БЗ содержатся как общие знания, так и информация о частных случаях. Пользователи и эксперты взаимодействуют с ЭС через пользовательский интерфейс.
Механизм логических выводов (создатель заключений) применяет знания и сведения из баз знаний и данных при решении реальных задач.
Модуль приобретения знаний позволяет пополнять и модифицировать знания в процессе эксплуатации системы.
Модуль советов и объяснений выдает заключения, позволяет программе пояснить пользователю свое «рассуждение», дать ответы на вопросы «как?» и «почему?». Экспертные системы должны в качестве выходной информации наряду с получаемым решением выдавать два вида объяснений: объяснения полученного решения и объяснения по запросу. Объяснение полученного решения в случае необходимости должно пояснить пользователю процесс решения задачи, ход рассуждений. В объяснениях по запросу может потребоваться информация об используемых моделях, методах, значениях переменных, параметров и т.д.
Экспертные системы классифицируются по разным признакам.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 195.