Организация службы на морских и речных судах. Распределение должностных обязанностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3. 1. Организация службы на морских судах. Распределение должностных обязанностей.

Организацию службы, внутренний распорядок жизни на судах, права и обязанности судового экипажа оп­ределяет Устав службы на судах Министерства морского флота.

Устав утвержден приказом мини­стра морского флота и введен в дей­ствие с 1 января 1977 г.

Требования Устава службы рас­пространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служеб­ных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно находящих­ся и выполняющих служебные обя­занности и работы на судне.

Хорошее знание и точное соблю­дение требований Устава службы являются важнейшей обязанностью каждого члена экипажа, и наруше­ние этих требований влечет за со­бой дисциплинарную или иную от­ветственность, предусмотренную за­конами РФ.

В Уставе службы приведены до­кументы, определяющие порядок приема на работу, увольнение, на­значение на должность лиц судо­вого экипажа, их права и обязанно­сти, порядок размещения и распо­рядок жизни экипажа, распределе­ние функциональных обязанностей по службам и т. д.

Дисциплинарную ответственность работников морского транспорта оп­ределяет Устав о дисциплине работ­ников морского транспорта. Требо­вания этого Устава распространяются на весь плавсостав судов Мини­стерства морского флота и всех работников Минморфлота (включая центральный аппарат).

Дисциплина на морском транспор­те, составляющая основу организа­ции службы на судах, заключается в строгом соблюдении всеми работ­никами, в том числе членами экипа­жей судов, порядка и правил, уста­новленных действующим законода­тельством, соответствующими при­казами и инструкциями Министер­ства морского флота и другими, от­носящимися к их деятельности нор­мативными актами, а также в точном и своевременном исполнении при­казов и распоряжений руководи­телей.

Дисциплина труда необходима для обеспечения безопасности морепла­вания. Она обеспечивается воспи­танием у работников высоких идей­но-нравственных и деловых качеств, умелым сочетанием убеждения, по­ощрения и дисциплинарных взыска­ний, эффективным воздействием тру­довых коллективов на сознание и по­ведение каждого члена экипажа и основывается на служебном долге и ответственности за порученное де­ло каждым работником.

Всякое, самое незначительное не­выполнение любым из членов экипа­жа своих обязанностей, несоблюде­ние или нарушение установленного порядка и правил может привести к опасным последствиям для судна, жизни экипажа, пассажиров и сох­ранности перевозимых грузов.

На судне труд экипажа органи­зует капитан, в соответствии с дей­ствующим трудовым законодательством и положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота РФ.

Экипаж состоит из капитана, дру­гих лиц командного состава и судо­вой команды.

К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, ме­ханики и электромеханики, началь­ник радиостанции, электрорадиона­вигатор, судовой врач (фельдшер), радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пасса­жирской службы. Капитан, старший помощник капитана, первый помощ­ник капитана и старший (глав­ный) механик являются старшим командным составом судна. Осталь­ной командный и весь рядовой со­став экипажа относятся к судовой команде.

Капитан является руководителем судового экипажа, доверенным ли­цом государства. Он отвечает за со­хранность судна, за жизнь находя­щихся на нем людей и перевозимый груз, и управляет судном на основе единоначалия.

Первый помощник капитана под­чиняется капитану и непосредствен­но отвечает за политико-моральное состояние судового экипажа.

Все члены экипажа в зависимо­сти от выполняемых функций рас­пределяются по службам:

1) служба эксплуатации обеспе­чивает судовождение, а также вы­полнение всех функций, которые связаны с производственной дея­тельностью судна. Эту службу воз­главляет старший помощник капи­тана;

2) служба технической эксплуата­ции (единая техническая служба) обеспечивает техническую эксплуа­тацию судовых механизмов, уста­новок, агрегатов и другого оборудо­вания судна, а также корпуса судна. Эта служба возглавляется старшим механиком. Состав и численность этой службы устанавливаются раз­дельно для ходового и стояночного режимов работы судна;

3) служба быта обеспечивает обслуживание экипажа судна. Ее возглавляет помощник капитана по хозяйственной части;

4) пассажирская служба создает­ся на пассажирских и грузопасса­жирских судах, она обеспечивает обслуживание пассажиров и возглав­ляет ее помощник капитана по пас­сажирской части;

5) радиотехническая служба обес­печивает радиосвязь и работу ра­диотехнических, радионавигацион­ных средств и возглавляет ее на­чальник радиостанции;

6) медико-санитарная служба обеспечивает охрану здоровья эки­пажа и оказание медицинской по­мощи пассажирам, ее возглавляет судовой врач (фельдшер);

7) учебная служба создается на учебных и учебно-производствен­ных судах. Она обеспечивает орга­низацию учебного процесса и пла­вательной практики курсантов и сту­дентов и возглавляет ее помощник капитана по учебной части.

Состав всех служб определяется их руководителями и утверждается капитаном. Все технические сред­ства, предметы оборудования и снаб­жения, помещения судна распреде­ляются в заведование определенным членам экипажа для обеспечения их надежной работы, технического обслуживания и готовности к дей­ствию. Распределение по заведова­ниям утверждает капитан.

3.2. Организация службы на речных судах. Распределение должностных обязанностей.

Основными расписаниями по организа­ции службы на судах речного флота являются:

- штатное расписание;

- расписание по заведованиям;

- расписание вахт и судовых работ;

- распорядок дня на судне;

- расписание по приборкам;

- расписание по тревогам.

В зависимости от типа и назначения суд­на могут дополнительно составляться и другие расписания.

Все расписания (за исключением штат­ного) составляет первый штурман (первый помощник командира), а при его отсутствии в штате - капитан совместно с механиком до сдачи судна в эксплуатацию.

Расписания утверждает капитан судна.

Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава.

К командному составу относятся: капи­тан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники ка­питана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные долж­ности.

К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.

Все члены экипажа должны иметь зак­лючение медицинской комиссии о пригодно­сти к работе в соответствующей должности.

Лица командного и рядового состава, занимающие должности или выполняющие работы, которые требуют специальной квали­фикации, должны иметь соответствующие до­кументы на право занятия должности (дип­лом, свидетельство, удостоверение и Т. п.).

Члены судового экипажа обязаны:

- выполнять требования законов РФ, Устава службы на судах, приказов, правил и инструкций, дей­ствующих на судах Министерства речного флота РФ;

- нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью;

- быть вежливыми, дисциплинирован­ными, быстро и точно выполнять распоряже­ния старших по должности;

- знать, добросовестно и инициативно выполнять свои служебные обязанности, эко­номно расходовать материалы, бережно от­носиться к судовому имуществу;

- знать устройство судна, свою специальность, заведование, термины, относя­щиеся к ним, и постоянно совершенствовать свои профессиональные знания;

- содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведования;

- знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной без­опасности и санитарных правил;

- знать и четко выполнять свои обя­занности по тревогам; уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожар­ным имуществом и инвентарем, индивиду­альными и коллективными спасательными средствами и знать места их размещения;

- знать сигналы бедствия; уметь пользовать­ся системами внутренней связи и сигнализа­ции по тревогам;

- быть чисто и опрятно одетыми, соб­людать правила ношения форменной одеж­ды;

- соблюдать чистоту и порядок на суд­не;

- охранять природную среду, не до­пускать ее загрязнения.

Каждый член экипажа должен забо­титься о безопасности судна и при обнару­жении опасности, грозящей судну, людям, грузу, обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику (на судах, выходящих в море, - вахтенному помощнику капи­тана) или вахтенному механику, одновре­менно приняв меры по ее устранению.

Лица, использующие судовую или бы­товую технику (независимо от того, в чьем заведовании она находится), отвечают за ее использование по назначению, а при обна­ружении неисправностей в работе обязаны немедленно сообщить лицу, в чьем заведова­нии находится эта техника.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 353.