3. 1. Организация службы на морских судах. Распределение должностных обязанностей.
Организацию службы, внутренний распорядок жизни на судах, права и обязанности судового экипажа определяет Устав службы на судах Министерства морского флота.
Устав утвержден приказом министра морского флота и введен в действие с 1 января 1977 г.
Требования Устава службы распространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно находящихся и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.
Хорошее знание и точное соблюдение требований Устава службы являются важнейшей обязанностью каждого члена экипажа, и нарушение этих требований влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, предусмотренную законами РФ.
В Уставе службы приведены документы, определяющие порядок приема на работу, увольнение, назначение на должность лиц судового экипажа, их права и обязанности, порядок размещения и распорядок жизни экипажа, распределение функциональных обязанностей по службам и т. д.
Дисциплинарную ответственность работников морского транспорта определяет Устав о дисциплине работников морского транспорта. Требования этого Устава распространяются на весь плавсостав судов Министерства морского флота и всех работников Минморфлота (включая центральный аппарат).
Дисциплина на морском транспорте, составляющая основу организации службы на судах, заключается в строгом соблюдении всеми работниками, в том числе членами экипажей судов, порядка и правил, установленных действующим законодательством, соответствующими приказами и инструкциями Министерства морского флота и другими, относящимися к их деятельности нормативными актами, а также в точном и своевременном исполнении приказов и распоряжений руководителей.
Дисциплина труда необходима для обеспечения безопасности мореплавания. Она обеспечивается воспитанием у работников высоких идейно-нравственных и деловых качеств, умелым сочетанием убеждения, поощрения и дисциплинарных взысканий, эффективным воздействием трудовых коллективов на сознание и поведение каждого члена экипажа и основывается на служебном долге и ответственности за порученное дело каждым работником.
Всякое, самое незначительное невыполнение любым из членов экипажа своих обязанностей, несоблюдение или нарушение установленного порядка и правил может привести к опасным последствиям для судна, жизни экипажа, пассажиров и сохранности перевозимых грузов.
На судне труд экипажа организует капитан, в соответствии с действующим трудовым законодательством и положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота РФ.
Экипаж состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.
К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. Капитан, старший помощник капитана, первый помощник капитана и старший (главный) механик являются старшим командным составом судна. Остальной командный и весь рядовой состав экипажа относятся к судовой команде.
Капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства. Он отвечает за сохранность судна, за жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз, и управляет судном на основе единоначалия.
Первый помощник капитана подчиняется капитану и непосредственно отвечает за политико-моральное состояние судового экипажа.
Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам:
1) служба эксплуатации обеспечивает судовождение, а также выполнение всех функций, которые связаны с производственной деятельностью судна. Эту службу возглавляет старший помощник капитана;
2) служба технической эксплуатации (единая техническая служба) обеспечивает техническую эксплуатацию судовых механизмов, установок, агрегатов и другого оборудования судна, а также корпуса судна. Эта служба возглавляется старшим механиком. Состав и численность этой службы устанавливаются раздельно для ходового и стояночного режимов работы судна;
3) служба быта обеспечивает обслуживание экипажа судна. Ее возглавляет помощник капитана по хозяйственной части;
4) пассажирская служба создается на пассажирских и грузопассажирских судах, она обеспечивает обслуживание пассажиров и возглавляет ее помощник капитана по пассажирской части;
5) радиотехническая служба обеспечивает радиосвязь и работу радиотехнических, радионавигационных средств и возглавляет ее начальник радиостанции;
6) медико-санитарная служба обеспечивает охрану здоровья экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам, ее возглавляет судовой врач (фельдшер);
7) учебная служба создается на учебных и учебно-производственных судах. Она обеспечивает организацию учебного процесса и плавательной практики курсантов и студентов и возглавляет ее помощник капитана по учебной части.
Состав всех служб определяется их руководителями и утверждается капитаном. Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, помещения судна распределяются в заведование определенным членам экипажа для обеспечения их надежной работы, технического обслуживания и готовности к действию. Распределение по заведованиям утверждает капитан.
3.2. Организация службы на речных судах. Распределение должностных обязанностей.
Основными расписаниями по организации службы на судах речного флота являются:
- штатное расписание;
- расписание по заведованиям;
- расписание вахт и судовых работ;
- распорядок дня на судне;
- расписание по приборкам;
- расписание по тревогам.
В зависимости от типа и назначения судна могут дополнительно составляться и другие расписания.
Все расписания (за исключением штатного) составляет первый штурман (первый помощник командира), а при его отсутствии в штате - капитан совместно с механиком до сдачи судна в эксплуатацию.
Расписания утверждает капитан судна.
Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава.
К командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности.
К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.
Все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности.
Лица командного и рядового состава, занимающие должности или выполняющие работы, которые требуют специальной квалификации, должны иметь соответствующие документы на право занятия должности (диплом, свидетельство, удостоверение и Т. п.).
Члены судового экипажа обязаны:
- выполнять требования законов РФ, Устава службы на судах, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства речного флота РФ;
- нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью;
- быть вежливыми, дисциплинированными, быстро и точно выполнять распоряжения старших по должности;
- знать, добросовестно и инициативно выполнять свои служебные обязанности, экономно расходовать материалы, бережно относиться к судовому имуществу;
- знать устройство судна, свою специальность, заведование, термины, относящиеся к ним, и постоянно совершенствовать свои профессиональные знания;
- содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведования;
- знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;
- знать и четко выполнять свои обязанности по тревогам; уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами и знать места их размещения;
- знать сигналы бедствия; уметь пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам;
- быть чисто и опрятно одетыми, соблюдать правила ношения форменной одежды;
- соблюдать чистоту и порядок на судне;
- охранять природную среду, не допускать ее загрязнения.
Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику (на судах, выходящих в море, - вахтенному помощнику капитана) или вахтенному механику, одновременно приняв меры по ее устранению.
Лица, использующие судовую или бытовую технику (независимо от того, в чьем заведовании она находится), отвечают за ее использование по назначению, а при обнаружении неисправностей в работе обязаны немедленно сообщить лицу, в чьем заведовании находится эта техника.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 353.