Структура предприятий водного транспорта. Основные подразделения и их взаимодействие

Организация береговых служб эксплуатации на предприятии. Распределение должностных обязанностей.

Одной из главных служб в организации технической эксплуатации флота являются ремонтно-эксплуатационные базы и судоремонтные предприятия, в которых имеются специализированные цехи и цехи технической эксплуатации. С этой целью на базовых предприятиях созданы также БПУ по техническому обслуживанию флота.

Береговое техническое обслуживание предусматривает выполнение плановых видов работ по главным и вспомогательным механизмам, по судовому электрооборудованию, комплексной автоматике, ДАУ и холодильному оборудованию в соответствии с инструкциями и руководством по эксплуатации механизмов.

Береговые производственные участки создаются при пароходствах, портах и судоремонтных предприятиях. Базовые предприятия устанавливают штаты БПУ исходя из запланированного участку объема работ в человеко-часах. Штаты утверждает руково­дитель базового предприятия после согласования их службами судового хозяйства пароход­ства.

В плановый объем работы включаются и затраты времени на тех­ническое обслуживание судов смежных пароходств при условии пре­доставления последними заявок и графиков на ТО.

В соответствии с Положением об организации берегового техни­ческого обслуживания самоходных судов БПУ имеют круглогодовые штаты.

В межнавигационный период по распоряжению руководителя ба­зового предприятия работники БПУ проводят техническое обслужи­вание судовых двигателей, а также наладку и испытания в зимних условиях топливной аппаратуры, средств комплексной авто­матики, электрооборудования, холодильных установок и контрольно-­измерительных приборов.

В случае отсутствия основной загрузки, по усмотрению руково­дителя предприятия (завода, порта, РЭБа, пароходства), работники БПУ могут быть использованы и на других работах по специальности.

Производственные группы (бригады) возглавляют линейные ин­женеры.

Основными задачами линейного инженера-электромеханика БПУ являются:

- организация и выполнение технического обслуживания электро­оборудования (на самоходных и несамоходных судах), комплексной автоматики и ДАУ на самоходных судах, прибывающих в район БПУ;

- техническое и административное руководство группами или бригадами БПУ при проведении наладочных работ.

Линейный инженер-электромеханик назначается приказом ди­ректора (начальника) базового предприятия, при котором органи­зуется участок, и в своей работе подчиняется непосредственно замес­тителю начальника БПУ.

Линейный электромеханик должен иметь высшее техническое об­разование и трехлетний стаж работы в должности судового электро­механика (или механика по ремонту электрооборудования судов), знать конструкции судов, электрооборудования и ДАУ, а также иметь опыт проведения ремонтных и наладочных работ по электрооборудо­ванию и ДАУ.

Должность линейного электромеханика может занимать лицо, имеющее среднее техническое образование, при наличии пятилетнего стажа работы в должности судового электромеханика.

Линейный инженер-электромеханик в своей работе руководству­ется Уставом службы на судах Минречфлота, Уставом о дисциплине работников речного транспорта, Правилами технической эксплуата­ции речного транспорта, Положением по береговому техническому обслуживанию флота, Едиными графиками проведения технических обслуживаний, Правилами обслуживания судового электрооборудо­вания и другими относящимися к работе БПУ правилами, инструкция­ми и приказами, а также должностной инструкцией, в которой ука­заны его обязанности, права и ответственность.

1. Линейный инженер-электромеханик обязан:

1) в соответствии с графиками технических обслуживаний, а также по заявкам капитанов или механиков обеспечивать проведение берегового навигационного технического обслуживания электрообо­рудования, комплексной автоматики и системы ДАУ самоходных судов и электрооборудования несамоходных судов, прибывающих в район БПУ;

2) обеспечивать при личном участии выполнение работ по техни­ческому обслуживанию электрооборудования, автоматики и ДАУ судов в полном объеме, предусмотренном графиком технических обслуживаний, с соответствующим качеством и соблюдением сроков; обеспечивать своевременный выход судов в рейс;

3) соблюдать правила техники безопасности и охраны труда при выполнении работ по техническому обслуживанию;

4) вести учет выполненных работ и производить запись в вахтенном журнале результатов проведения технического обслуживания и нала­док;

5) осуществлять надзор за техническим состоянием средств авто­матики, электрооборудования, проверять выполнение инструкций по обслуживанию агрегатов;

6) обо всех недостатках в технической эксплуатации электрообо­рудования и автоматики, систематически допускаемых судовыми командами, докладывать заместителю начальника БПУ;

7) проверять перед отправлением судов в рейс исправность и надеж­ность работы электрооборудования, автоматики и ДАУ, сопротив­ление изоляции, действие аварийно-предупредительной сигнализа­ции; данные об исправной работе записывать в Единый вахтенный журнал;

8) оказывать помощь судовым командам в составлении ремонтных ведомостей по электрооборудованию и автоматике;

9) проводить техническую учебу с электромонтажниками.

2. В межнавигационный период линейный инженер-электромеха­ник выполняет профилактические работы и испытания в зимних условиях средств комплексной автоматики, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов по указанию заместителя на­чальника БПУ.

3. Линейный инженер-электромеханик имеет право:

1) осматривать судовое электрооборудование на судах, прибывающих для технического обслуживания в данный пункт;

2) запрещать выход судов в рейс, известив об этом начальника БПУ, если по его заключению неустраненные неисправности могут привести к аварии или другим тяжелым последствиям;

3) давать капитанам и механикам судов указания по улучшению ухода за электрооборудованием и устранению обнаруженных недо­статков с обязательной записью в Едином вахтенном журнале;

4) ставить через заместителя начальника БПУ перед владельцем судна вопрос о привлечении членов экипажа к ответственности за на­рушение ими своих служебных обязанностей по уходу за электрообо­рудованием в рейсе;

5) пользоваться для выезда к месту работы и обратно всеми видами транспорта пароходства, имеющимися в пределах БПУ;

6) пользоваться всеми видами связи пароходства наравне с дис­петчером движения.

Линейный инженер-электромеханик несет личную ответствен­ность за исполнение обязанностей, возложенных на него служебной инструкцией.



Планирование Работ

Виды ремонта судового электрооборудования определяются системой планово-предупредительного ремонта (ППР).

Система ППР представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, задача которого предупредить чрезмерный износ деталей электрооборудования, уменьшить возможность возникновения внезапных от­казов, обеспечить высокое качество технического обслуживания и ремонта, снизить расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание. Системой ППР предусмотрено проведение планового технического обслуживания и ремонтов после отработки электрооборудования определенного времени. Че­редование и периодичность планового технического обслуживания и ремонтов определяются ремонтным циклом.

Под ремонтным циклом понимается продолжительность работы электро­оборудования между двумя капитальными ремонтами или с момента ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта. Последовательность чередования разных видов ремонтов в пределах ремонтного цикла называется струк­турой ремонтного цикла.

Системой ППР предусмотрена структура ремонтных циклов с использо­ванием технического обслуживания (ТО) и двух видов ремонта – текущего (Т) и среднего (С).

Под техническим обслуживанием понимается комплекс операций по под­держанию работоспособности или исправности электрооборудования при использовании его по назначению, при хранении и транспортировке.

Техническое обслуживание проводят в навигационный период по графи­кам, разрабатываемым службой судового хозяйства (ССХ) для каждой се­рии судов. В зависимости от объема, характера и сроков проведения работ различают три вида технического обслуживания: ТО-1 - без разборки элек­трооборудования; ТО-2 - с частичной разборкой; ТО-3 - с полной разборкой.

ТО-1 проводится ежедневно и через определенные периоды времени. При этом кроме электриков в работе принимает участие весь вахтенный персонал машинного отделения. Главное назначение ТО-1 сводится к проверке техни­ческого состояния оборудования и поддержанию его в чистоте и исправности.

ТО-2 выполняется периодически (один раз в неделю, месяц и т. д.). На судах, в штатном расписании которых предусмотрена должность электромеха­ника (помощника механика по электрооборудованию), ТО-2 выполняется электромехаником с привлечением работников берегового производственного участка (БПУ). На судах, не имеющих электротехнического персонала, ТО-2 выполняется лицом, назначенным механиком судна, с привлечением работни­ков БПУ. При ТО-2 проводятся работы, связанные с вскрытием смотровых вентиляционных крышек, проверкой состояния щеток, коллекторов, контактов установочной арматуры, постов управления и т. д.

ТО-3 проводится один раз в течение навигации или нескольких навигаций в зависимости от интенсивности работы электрооборудования. При ТО-3 по существу выполняется текущий ремонт (проверка обмоток электрических ма­шин, нанесение лаковых покрытий, замена износившихся частей и т. д.). Боль­шая часть работ проводится в течение зимнего ремонта судна. Подобные ра­боты в навигационный период ведутся во время стоянки судов.

На судне необходимо хранить и содержать в надлежащем порядке тех­ническую документацию: журнал по электрооборудованию на дизель-элек­троходах и судах, имеющих в штате электромехаников или помощников ме­ханика по электрооборудованию (на остальных судах записи делают в вах­тенном журнале); отчетные чертежи и схемы электрооборудования; правила обслуживания судового электрооборудования; отдельные инструкции по об­служиванию; ведомости различного назначения; нормативные документы (например, расходы ЗИП и материалов); таблица замеров сопротивления изоля­ции; судовой аккумуляторный журнал; график технического обслуживания электрооборудования; учебно-технические плакаты и т. д.

В журнале по электрооборудованию или в вахтенном журнале фиксиру­ются время пуска и остановки генераторов и электромеханизмов, замеченные неисправности электрооборудования, а также работы, выполненные за время вахты.

В заводские формуляры или общий формуляр электрооборудования вно­сят записи о характере неисправностей и их причинах, перечень выполненных работ по ремонту, записи о времени и месте выполненных работ, сведения об изменениях заводских характеристик после ремонта и т. п.

Все изменения, внесенные в схемы после ремонта или переоборудования, нужно отражать в документации. Следует обращать особое внимание на обес­печение своевременного, технического грамотного и точного заполнения документации. Это необходимо для улучшения эксплуатационно-технических пока­зателей работы электрооборудования, своевременного устранения выявленных недостатков в процессе эксплуатации, определения конструктивных и техноло­гических дефектов электрооборудования.

Кроме того, судовая техническая документация является документом при разборе аварий, аварийных происшествий, а также при оформлении реклама­ционных актов заводам-строителям.

Записи в журнале и формулярах являются основой при составлении ве­домости зимнего ремонта. Наконец, накопленный в процессе эксплуатации опыт позволяет сделать выводы и немедленно их использовать. Ведение тех­нической документации на судне возлагается на электромеханика (помощни­ка механика по электрооборудованию) или лицо, его замещающее. Сведения о состоянии электрооборудования, а также акты о выходе из строя электри­ческих установок или аппаратуры администрация судна направляет в ССХ пароходства.

Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению работо­способности электрооборудования, его ресурса или составных частей.

Текущий ремонт проводится ежегодно, периодичность средних и капи­тальных ремонтов по типам судов установлена действующими правилами.

При текущем ремонте выполняют работы по поддержанию электрооборудо­вания в исправном техническом состоянии, он финансируется за счет эксплуа­тационных расходов пароходства. В зависимости от объема работ текущий ремонт может осуществляться в заводских условиях, а также без вывода судна из эксплуатации. При текущем ремонте одновременно выполняют ТО-3 и модернизационные работы по электроустановкам.

При среднем ремонте восстанавливаются техническое состояние и пас­портные показатели электрооборудования на определенный Правилами ре­монта судов срок между средними ремонтами с учетом выполнения ежегод­ного текущего ремонта. Средний ремонт является основным видом ППР. Электроремонтные работы при среднем ремонте буксирных, грузовых и пассажирских судов составляют 15 – 20 % общего объема ремонта судна. Средний ремонт обычно выполняется судоремонтными предприятиями в зимний период и заканчивается до открытия навигации.

Судовое электрооборудование ремонтируется согласно плану, разрабо­танному на основании актов освидетельствования судна инспекторами Речно­го Регистра РФ, записей в журнале технического состояния судна и на­блюдений за состоянием электрооборудования в период эксплуатации.

По этим документам составляют подробный перечень ремонтных работ, ­ремонтную ведомость. В ней указывают конкретный перечень ремонтных ра­бот, материалов, необходимых для ремонта, заменяемых типов подшипников качения, типов и диаметров обмоточного провода, марок и размеров щеток и т. д.

Структура предприятий водного транспорта. Основные подразделения и их взаимодействие.

Управление речным транспортом общего пользования центра­лизовано во всех бывших республиках, входивших в состав СССР.

 

В Российской Федерации до 1990 г. управление речным транс­портом было возложено на Министерство речного флота, созданное в 1956 г. В результате изменений в органах государственного уп­равления республики в период перехода к рыночным отношениям на базе предприятий Минречфлота в 1990 г. был образован Госу­дарственный концерн речного флота – Росречфлот (см. рис. 1).

 

Со­гласно уставу концерна вхождение в его состав воднотранспортных и других предприятий добровольное. Высшим органом управления являлся Совет концерна, в состав которого входили полномочные представители каждого предприятия, организации или объединений предприятий - членов концерна. Координация эксплуатационно-­экономической работы всех звеньев речного транспортного конвей­ера, равно как и решение коммерческих, технических, социальных и других вопросов, делегированных центру членами концерна, осуществляло правление и его рабочий аппарат. Председатель правления избирался Советом концерна и утверждался Российским пра­вительством.

В состав концерна Росречфлот входили: 21 речное пароходство, 14 производственных объединений водных путей и судоход­ных, 3 научно-производственных объединений, 8 институтов водного транспорта, бассейновые управления связи и радионавигации, бассейно­вые управления рабочего снабжения, специализированное 06ъеди­нение Подводречстрой, речные училища и техникумы, другие предприятия и организации речного транспорта.

Кроме предприятий речного транспорта общего пользования, функционируют подразделения речного флота, входящие в состав других отраслей народного хозяйства: нефтяной и газовой промышленности, геологии, сельского и лесного хозяйств, потребительской кооперации и т. д.

Всего на внутренних водоемах России по данным ЦСУ за 1990.г., числилось17 998 речных судов различных типов, принад­лежащих предприятиям, организациям и частным лицам. По сум­марной мощности СЭУ доля этого флота составляла 18,5 % ко всем речным судам в России, а по общей грузоподъемности 3,5 %. Доля грузооборота, выполняемого ведомственными судами, невелика и составляет всего 2,7 % вследствие того, что основное ядро этого флота занято на технологических перевозках и обслу­живании основного производства судовладельца.

Работая, как правило, на внутренних водных путях общего пользования, ведомственные воднотранспортные предприятия и ор­ганизации руководствуются общими правилами плавания, техниче­ской эксплуатации речного транспорта, перевозок грузов и пасса­жиров и другими документами, изданными в развитие требований Устава внутреннего водного транспорта, обязательными для всех судовладельцев.

Основным производственным звеном речного транспорта является пароходство. В системе водных путей сообщения это бассейно­вое управление пути или управление судоходного канала.

Речное пароходство является объединением предприятий речного транспорта, обеспечивающих прием, хранение и доставку грузов, ремонт и содержание судов, подготовку квалифицированных кадров для нормальной работы всех звеньев транспортной це­пи. В целом основную деятельность пароходства можно предста­вить как совокупность работ входящих в его состав транспортных предприятий по удовлетворению потребности народного хозяйства и населения в перевозках (см. рис. 2)

 

 

                        Рис. 2 Структурная схема управления речного пароходства

 

Речное пароходство в составе Государственного концерна Рос­речфлот или другого ведомства является транспортным предприя­тием, юридическим лицом, имеющим в своем хозяйственном веде­нии транспортный флот и организующим его надлежащее исполь­зование. По отношению к входящим в его состав обособленным подразделениям, предприятиям и организациям пароходство явля­ется объединением, координирующим совместные действия по обеспечению транспортного процесса.

К транспортным предприятиям относятся: грузовые и пасса­жирские порты, судоремонтные и судостроительные заводы, РЭБ флота, подразделения связи и радионавигации, материально-технического и топливного снабжения. В некоторых пароходствах функционируют районные управления и эксплуатационные участ­ки.

В транспортном процессе также участвуют районы гидросоору­жений и участки водных путей, управления и отделы рабочего снабжения, подразделения грузовладельцев. Все предприятия реч­ного транспорта тесно взаимодействуют между собой.

Решающими стали горизонтальные связи предприятия, оформ­ляемые договорами на поставку сырья и продукции, взаимные услуги и расчеты, а также четкая ответственность сторон. Речные порты, судоремонтные заводы и другие воднотранспортные пред­приятия строят свою деятельность в расчете на собственные силы и средства, оказывая партнерские услуги за вознаграждение, разме­ры которого или устанавливаются договором, или регламентируются государственными тарифами.

Особое положение в системе предприятий речного транспорта занимает транспортный флот. В большинстве пароходств транспортный транзитный (работающий на межобластных или межреспубликанских линиях) флот принадлежит непосредственно пароходст­вам и находится на их балансе. Техническое и кадровое обслужи­вание судов обеспечивается судоремонтными заводами или ремонтно-эксплyатационными базами флота по договорам с управлениями пароходств по согласованным ставкам оплаты.

Взаимоотношения между портами (райуправлениями, эксплуатационными участками) и пароходствами, как правило, строятся на договорной основе с учетом окупаемости всех затрат каждого участника договора.

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 447.