Организация береговых служб эксплуатации на предприятии. Распределение должностных обязанностей.
Одной из главных служб в организации технической эксплуатации флота являются ремонтно-эксплуатационные базы и судоремонтные предприятия, в которых имеются специализированные цехи и цехи технической эксплуатации. С этой целью на базовых предприятиях созданы также БПУ по техническому обслуживанию флота.
Береговое техническое обслуживание предусматривает выполнение плановых видов работ по главным и вспомогательным механизмам, по судовому электрооборудованию, комплексной автоматике, ДАУ и холодильному оборудованию в соответствии с инструкциями и руководством по эксплуатации механизмов.
Береговые производственные участки создаются при пароходствах, портах и судоремонтных предприятиях. Базовые предприятия устанавливают штаты БПУ исходя из запланированного участку объема работ в человеко-часах. Штаты утверждает руководитель базового предприятия после согласования их службами судового хозяйства пароходства.
В плановый объем работы включаются и затраты времени на техническое обслуживание судов смежных пароходств при условии предоставления последними заявок и графиков на ТО.
В соответствии с Положением об организации берегового технического обслуживания самоходных судов БПУ имеют круглогодовые штаты.
В межнавигационный период по распоряжению руководителя базового предприятия работники БПУ проводят техническое обслуживание судовых двигателей, а также наладку и испытания в зимних условиях топливной аппаратуры, средств комплексной автоматики, электрооборудования, холодильных установок и контрольно-измерительных приборов.
В случае отсутствия основной загрузки, по усмотрению руководителя предприятия (завода, порта, РЭБа, пароходства), работники БПУ могут быть использованы и на других работах по специальности.
Производственные группы (бригады) возглавляют линейные инженеры.
Основными задачами линейного инженера-электромеханика БПУ являются:
- организация и выполнение технического обслуживания электрооборудования (на самоходных и несамоходных судах), комплексной автоматики и ДАУ на самоходных судах, прибывающих в район БПУ;
- техническое и административное руководство группами или бригадами БПУ при проведении наладочных работ.
Линейный инженер-электромеханик назначается приказом директора (начальника) базового предприятия, при котором организуется участок, и в своей работе подчиняется непосредственно заместителю начальника БПУ.
Линейный электромеханик должен иметь высшее техническое образование и трехлетний стаж работы в должности судового электромеханика (или механика по ремонту электрооборудования судов), знать конструкции судов, электрооборудования и ДАУ, а также иметь опыт проведения ремонтных и наладочных работ по электрооборудованию и ДАУ.
Должность линейного электромеханика может занимать лицо, имеющее среднее техническое образование, при наличии пятилетнего стажа работы в должности судового электромеханика.
Линейный инженер-электромеханик в своей работе руководствуется Уставом службы на судах Минречфлота, Уставом о дисциплине работников речного транспорта, Правилами технической эксплуатации речного транспорта, Положением по береговому техническому обслуживанию флота, Едиными графиками проведения технических обслуживаний, Правилами обслуживания судового электрооборудования и другими относящимися к работе БПУ правилами, инструкциями и приказами, а также должностной инструкцией, в которой указаны его обязанности, права и ответственность.
1. Линейный инженер-электромеханик обязан:
1) в соответствии с графиками технических обслуживаний, а также по заявкам капитанов или механиков обеспечивать проведение берегового навигационного технического обслуживания электрооборудования, комплексной автоматики и системы ДАУ самоходных судов и электрооборудования несамоходных судов, прибывающих в район БПУ;
2) обеспечивать при личном участии выполнение работ по техническому обслуживанию электрооборудования, автоматики и ДАУ судов в полном объеме, предусмотренном графиком технических обслуживаний, с соответствующим качеством и соблюдением сроков; обеспечивать своевременный выход судов в рейс;
3) соблюдать правила техники безопасности и охраны труда при выполнении работ по техническому обслуживанию;
4) вести учет выполненных работ и производить запись в вахтенном журнале результатов проведения технического обслуживания и наладок;
5) осуществлять надзор за техническим состоянием средств автоматики, электрооборудования, проверять выполнение инструкций по обслуживанию агрегатов;
6) обо всех недостатках в технической эксплуатации электрооборудования и автоматики, систематически допускаемых судовыми командами, докладывать заместителю начальника БПУ;
7) проверять перед отправлением судов в рейс исправность и надежность работы электрооборудования, автоматики и ДАУ, сопротивление изоляции, действие аварийно-предупредительной сигнализации; данные об исправной работе записывать в Единый вахтенный журнал;
8) оказывать помощь судовым командам в составлении ремонтных ведомостей по электрооборудованию и автоматике;
9) проводить техническую учебу с электромонтажниками.
2. В межнавигационный период линейный инженер-электромеханик выполняет профилактические работы и испытания в зимних условиях средств комплексной автоматики, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов по указанию заместителя начальника БПУ.
3. Линейный инженер-электромеханик имеет право:
1) осматривать судовое электрооборудование на судах, прибывающих для технического обслуживания в данный пункт;
2) запрещать выход судов в рейс, известив об этом начальника БПУ, если по его заключению неустраненные неисправности могут привести к аварии или другим тяжелым последствиям;
3) давать капитанам и механикам судов указания по улучшению ухода за электрооборудованием и устранению обнаруженных недостатков с обязательной записью в Едином вахтенном журнале;
4) ставить через заместителя начальника БПУ перед владельцем судна вопрос о привлечении членов экипажа к ответственности за нарушение ими своих служебных обязанностей по уходу за электрооборудованием в рейсе;
5) пользоваться для выезда к месту работы и обратно всеми видами транспорта пароходства, имеющимися в пределах БПУ;
6) пользоваться всеми видами связи пароходства наравне с диспетчером движения.
Линейный инженер-электромеханик несет личную ответственность за исполнение обязанностей, возложенных на него служебной инструкцией.
Планирование Работ
Виды ремонта судового электрооборудования определяются системой планово-предупредительного ремонта (ППР).
Система ППР представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, задача которого предупредить чрезмерный износ деталей электрооборудования, уменьшить возможность возникновения внезапных отказов, обеспечить высокое качество технического обслуживания и ремонта, снизить расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание. Системой ППР предусмотрено проведение планового технического обслуживания и ремонтов после отработки электрооборудования определенного времени. Чередование и периодичность планового технического обслуживания и ремонтов определяются ремонтным циклом.
Под ремонтным циклом понимается продолжительность работы электрооборудования между двумя капитальными ремонтами или с момента ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта. Последовательность чередования разных видов ремонтов в пределах ремонтного цикла называется структурой ремонтного цикла.
Системой ППР предусмотрена структура ремонтных циклов с использованием технического обслуживания (ТО) и двух видов ремонта – текущего (Т) и среднего (С).
Под техническим обслуживанием понимается комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности электрооборудования при использовании его по назначению, при хранении и транспортировке.
Техническое обслуживание проводят в навигационный период по графикам, разрабатываемым службой судового хозяйства (ССХ) для каждой серии судов. В зависимости от объема, характера и сроков проведения работ различают три вида технического обслуживания: ТО-1 - без разборки электрооборудования; ТО-2 - с частичной разборкой; ТО-3 - с полной разборкой.
ТО-1 проводится ежедневно и через определенные периоды времени. При этом кроме электриков в работе принимает участие весь вахтенный персонал машинного отделения. Главное назначение ТО-1 сводится к проверке технического состояния оборудования и поддержанию его в чистоте и исправности.
ТО-2 выполняется периодически (один раз в неделю, месяц и т. д.). На судах, в штатном расписании которых предусмотрена должность электромеханика (помощника механика по электрооборудованию), ТО-2 выполняется электромехаником с привлечением работников берегового производственного участка (БПУ). На судах, не имеющих электротехнического персонала, ТО-2 выполняется лицом, назначенным механиком судна, с привлечением работников БПУ. При ТО-2 проводятся работы, связанные с вскрытием смотровых вентиляционных крышек, проверкой состояния щеток, коллекторов, контактов установочной арматуры, постов управления и т. д.
ТО-3 проводится один раз в течение навигации или нескольких навигаций в зависимости от интенсивности работы электрооборудования. При ТО-3 по существу выполняется текущий ремонт (проверка обмоток электрических машин, нанесение лаковых покрытий, замена износившихся частей и т. д.). Большая часть работ проводится в течение зимнего ремонта судна. Подобные работы в навигационный период ведутся во время стоянки судов.
На судне необходимо хранить и содержать в надлежащем порядке техническую документацию: журнал по электрооборудованию на дизель-электроходах и судах, имеющих в штате электромехаников или помощников механика по электрооборудованию (на остальных судах записи делают в вахтенном журнале); отчетные чертежи и схемы электрооборудования; правила обслуживания судового электрооборудования; отдельные инструкции по обслуживанию; ведомости различного назначения; нормативные документы (например, расходы ЗИП и материалов); таблица замеров сопротивления изоляции; судовой аккумуляторный журнал; график технического обслуживания электрооборудования; учебно-технические плакаты и т. д.
В журнале по электрооборудованию или в вахтенном журнале фиксируются время пуска и остановки генераторов и электромеханизмов, замеченные неисправности электрооборудования, а также работы, выполненные за время вахты.
В заводские формуляры или общий формуляр электрооборудования вносят записи о характере неисправностей и их причинах, перечень выполненных работ по ремонту, записи о времени и месте выполненных работ, сведения об изменениях заводских характеристик после ремонта и т. п.
Все изменения, внесенные в схемы после ремонта или переоборудования, нужно отражать в документации. Следует обращать особое внимание на обеспечение своевременного, технического грамотного и точного заполнения документации. Это необходимо для улучшения эксплуатационно-технических показателей работы электрооборудования, своевременного устранения выявленных недостатков в процессе эксплуатации, определения конструктивных и технологических дефектов электрооборудования.
Кроме того, судовая техническая документация является документом при разборе аварий, аварийных происшествий, а также при оформлении рекламационных актов заводам-строителям.
Записи в журнале и формулярах являются основой при составлении ведомости зимнего ремонта. Наконец, накопленный в процессе эксплуатации опыт позволяет сделать выводы и немедленно их использовать. Ведение технической документации на судне возлагается на электромеханика (помощника механика по электрооборудованию) или лицо, его замещающее. Сведения о состоянии электрооборудования, а также акты о выходе из строя электрических установок или аппаратуры администрация судна направляет в ССХ пароходства.
Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению работоспособности электрооборудования, его ресурса или составных частей.
Текущий ремонт проводится ежегодно, периодичность средних и капитальных ремонтов по типам судов установлена действующими правилами.
При текущем ремонте выполняют работы по поддержанию электрооборудования в исправном техническом состоянии, он финансируется за счет эксплуатационных расходов пароходства. В зависимости от объема работ текущий ремонт может осуществляться в заводских условиях, а также без вывода судна из эксплуатации. При текущем ремонте одновременно выполняют ТО-3 и модернизационные работы по электроустановкам.
При среднем ремонте восстанавливаются техническое состояние и паспортные показатели электрооборудования на определенный Правилами ремонта судов срок между средними ремонтами с учетом выполнения ежегодного текущего ремонта. Средний ремонт является основным видом ППР. Электроремонтные работы при среднем ремонте буксирных, грузовых и пассажирских судов составляют 15 – 20 % общего объема ремонта судна. Средний ремонт обычно выполняется судоремонтными предприятиями в зимний период и заканчивается до открытия навигации.
Судовое электрооборудование ремонтируется согласно плану, разработанному на основании актов освидетельствования судна инспекторами Речного Регистра РФ, записей в журнале технического состояния судна и наблюдений за состоянием электрооборудования в период эксплуатации.
По этим документам составляют подробный перечень ремонтных работ, ремонтную ведомость. В ней указывают конкретный перечень ремонтных работ, материалов, необходимых для ремонта, заменяемых типов подшипников качения, типов и диаметров обмоточного провода, марок и размеров щеток и т. д.
Структура предприятий водного транспорта. Основные подразделения и их взаимодействие.
Управление речным транспортом общего пользования централизовано во всех бывших республиках, входивших в состав СССР.
Согласно уставу концерна вхождение в его состав воднотранспортных и других предприятий добровольное. Высшим органом управления являлся Совет концерна, в состав которого входили полномочные представители каждого предприятия, организации или объединений предприятий - членов концерна. Координация эксплуатационно-экономической работы всех звеньев речного транспортного конвейера, равно как и решение коммерческих, технических, социальных и других вопросов, делегированных центру членами концерна, осуществляло правление и его рабочий аппарат. Председатель правления избирался Советом концерна и утверждался Российским правительством.
В состав концерна Росречфлот входили: 21 речное пароходство, 14 производственных объединений водных путей и судоходных, 3 научно-производственных объединений, 8 институтов водного транспорта, бассейновые управления связи и радионавигации, бассейновые управления рабочего снабжения, специализированное 06ъединение Подводречстрой, речные училища и техникумы, другие предприятия и организации речного транспорта.
Кроме предприятий речного транспорта общего пользования, функционируют подразделения речного флота, входящие в состав других отраслей народного хозяйства: нефтяной и газовой промышленности, геологии, сельского и лесного хозяйств, потребительской кооперации и т. д.
Всего на внутренних водоемах России по данным ЦСУ за 1990.г., числилось17 998 речных судов различных типов, принадлежащих предприятиям, организациям и частным лицам. По суммарной мощности СЭУ доля этого флота составляла 18,5 % ко всем речным судам в России, а по общей грузоподъемности 3,5 %. Доля грузооборота, выполняемого ведомственными судами, невелика и составляет всего 2,7 % вследствие того, что основное ядро этого флота занято на технологических перевозках и обслуживании основного производства судовладельца.
Работая, как правило, на внутренних водных путях общего пользования, ведомственные воднотранспортные предприятия и организации руководствуются общими правилами плавания, технической эксплуатации речного транспорта, перевозок грузов и пассажиров и другими документами, изданными в развитие требований Устава внутреннего водного транспорта, обязательными для всех судовладельцев.
Основным производственным звеном речного транспорта является пароходство. В системе водных путей сообщения это бассейновое управление пути или управление судоходного канала.
Речное пароходство является объединением предприятий речного транспорта, обеспечивающих прием, хранение и доставку грузов, ремонт и содержание судов, подготовку квалифицированных кадров для нормальной работы всех звеньев транспортной цепи. В целом основную деятельность пароходства можно представить как совокупность работ входящих в его состав транспортных предприятий по удовлетворению потребности народного хозяйства и населения в перевозках (см. рис. 2)
Речное пароходство в составе Государственного концерна Росречфлот или другого ведомства является транспортным предприятием, юридическим лицом, имеющим в своем хозяйственном ведении транспортный флот и организующим его надлежащее использование. По отношению к входящим в его состав обособленным подразделениям, предприятиям и организациям пароходство является объединением, координирующим совместные действия по обеспечению транспортного процесса.
К транспортным предприятиям относятся: грузовые и пассажирские порты, судоремонтные и судостроительные заводы, РЭБ флота, подразделения связи и радионавигации, материально-технического и топливного снабжения. В некоторых пароходствах функционируют районные управления и эксплуатационные участки.
В транспортном процессе также участвуют районы гидросооружений и участки водных путей, управления и отделы рабочего снабжения, подразделения грузовладельцев. Все предприятия речного транспорта тесно взаимодействуют между собой.
Решающими стали горизонтальные связи предприятия, оформляемые договорами на поставку сырья и продукции, взаимные услуги и расчеты, а также четкая ответственность сторон. Речные порты, судоремонтные заводы и другие воднотранспортные предприятия строят свою деятельность в расчете на собственные силы и средства, оказывая партнерские услуги за вознаграждение, размеры которого или устанавливаются договором, или регламентируются государственными тарифами.
Особое положение в системе предприятий речного транспорта занимает транспортный флот. В большинстве пароходств транспортный транзитный (работающий на межобластных или межреспубликанских линиях) флот принадлежит непосредственно пароходствам и находится на их балансе. Техническое и кадровое обслуживание судов обеспечивается судоремонтными заводами или ремонтно-эксплyатационными базами флота по договорам с управлениями пароходств по согласованным ставкам оплаты.
Взаимоотношения между портами (райуправлениями, эксплуатационными участками) и пароходствами, как правило, строятся на договорной основе с учетом окупаемости всех затрат каждого участника договора.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 934.