Непрерывная холодильная цепь и роль в ней железнодорожного хладотранспорта
Это совокупность стационарных холодильных складов всех видов хладотранспорта, обеспечивающая сохранность СПГ на всех этапах от заготовки до реализации.
НХЦ имеет 4 звена:
а)производство и заготовка
б)хранение
в)транспортировка
г)реализация
К НХЦ предъявляют требования:
1)Во всех звеньях НХЦ должен поддерживаться одинаковый непрерывный, оптимальный для данного СПГ температурно-влажностной режим
2)Суммарный срок нахождения СПГ во всех звеньях НХЦ не должен превышать предельного срока хранения с учетом снижения его стойкости в случае отклонения от заданного режима хотя бы на каком-либо звене.
3)Пропускная и провозная способности отдельных звеньев НХЦ и переработки на грузовых фронтах должна соответствовать мощности грузопотока.
Соврем.НХЦ имеет недостатки:
1)Различная технич.политика в различных звеньях
2)Ощущается острый дефицит холодильной ёмкостей
3)Недостаточной развит речной,авто и ж.д. хладотранспорт
4)Отсутствуют инфраструктуры для использования реф.контейнеров.
Особенности перевозок скоропортящихся грузов.
Особенности перевозок СПГ:
1.Повреждение и порча; понижения качества; ест.убыль в процессе хранения и перевозке→знач.часть СПГ должна перевозится в ИПС в определен период года.
2.ИПС а особенно РПС треб.обслуж; сопровождения механика; расход топлива и др. эксплуатац. матер. на поддержания t режима, все это повышает себестоимость перевозки.
3. Односторонность потоков СПГ (большой коэф.порож.пробега)
4. Большая неравномерность перевозок
5. Треб. Более внимательный процесс приема груза к перевозке; спец док. Оформление и подбор рационального вида подвиж.сост.
6.При перегрузке СПГ из вагона в авто/склад максимально уменьшается влияния наружного воздуха на груз, сократить время погрузки/выгрузки. *СПГ занимает на сети жд 1%, в грузообороте 2%, в доходах 4%→ СПГ наиболее ответственные перевозки.
Санитарно-ветиринарная обработка вагонов и контейнеров
В соответствии с правилами перевозок СПГ изотермические и кр.вагоны после выгрузки груза со стороны ГОССАНВЕТНАДЗОРа должны обрабатываться перевозчиком за счет грузополучателя, а спец. изотермические вагоны и контейнеры (средствами грузополучателя). Отмечают Вет-Сан обработку 3-х категорий:
1)Очистка,промывка+сушка
2) Очистка,промывка+сушка+дезинфекция+промыка+просушка
3)3-х кратная промывка+2-х кратная дезинфекция
Ветсанобработка может производится на ПП пунктах промывки(1 категория), ДПП дезпромпунктах(1,2 категория), ДПС дезпромыв станциях(3 категория).
Категорию ветсан обработки определяет ветврач РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРа,который выдает станции вет.назначение и вагон направляется по грузовым документом с указанием категории и станции. Промывка должна осуществляться горячей водой. Вода должна отвечать требованиям ГОСТа на питьевую воду. Существует еще и некатегоричная промывка, которая используется для вагонов и контейнеров загрязненных после перевозки грузов не подлежащих РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРа. По I кат обязательна обработка перед погрузкой мяса и мясопродукта и т.п.,если продукты поулчены от здоровых животных. II кат после перевозки груза с заразными болезнями. III кат (Сибирская язва,ящур)
Тарифы на перевозку спг
При внутри Российских перевозка или через Российские порты действует правило применения тарифа 2-ого раздела прейскуранта 10-01,а при экпортно-имортных перевозках через пограничные станции, правила 3-го раздела.
Ср =ер*∑nt - расходы на ремонт и реновацию подвижного состава
Соб =еоб*∑nt -расходы на обслуживание перевозки
ер, еоб- расходные ставки на ремонт и обслуживание (45руб/ваг ч; 65 руб/ваг ч)
∑nt - вагоночасы
∑nt = (24*(1+αп)*(1+βрез))/Рдингд*S
βрез – доля подвижного состава в резерве (0,5)
S – среднесуточный пробег вагона
Общие расходы на перевозку в конкретный грузовой рейс определяется как
Р=Сткм* Рдингд *Lгр - расходы руб/ваг
Указанный расчет себестоимости перевозок действителен при условии, что вагон или контейнер принадлежат ОАО РЖД
Экипировка спг
В процессе перевозки для поддержания в грузовых вагонах заданных температурно-влажностных режимов расходуются различные материалы: дизельное топливо, дизельное масло, компрессорное масло, холодильный агент, вода. Для поддержания работоспособного состояния холодильно-отопительного оборудования запасы их надо периодически пополнять. Этот процесс получил название экипировка.
Экипировка секций производится на специальных экипировочных пунктах, расположенных на сети дорог. Пункты принято разделять на основные и вспомогательные. Основные пункты экипировки предназначены для снабжения в процессе эксплуатации РПС всеми экипировочными материалами, используемыми в РПС.
Основные пункты экипировки размещаются на узловых станциях, а так же при вагонных рефрижераторных депо. Техническое оснащение пунктов экипировки должно позволять быстро снабжать рефрижераторные вагоны экипировочными материалами. Главным сооружением любого пункта экипировки являются специализированные пути, предназначенные для установки на них экипируемого РПС. От вместимости этих путей зависит пропускная способность пункта экипировки.
Основные пункты экипировки должны иметь не менее двух экипировочных путей. Вспомогательные пункты экипировки обеспечивают РПС только дизельным топливом, дизельным маслом и водой, т.е. теми материалами, которые расходуются больше всего. Пункты экипировки должны располагаться друг от друга на расстоянии, обеспечивающем проследование РПС без снабжения его диз.топливом – наиболее расходуемым эксплуатационным материалом.
Способы получения холода
7 основных способов получения холода:
1)Ледяной- основан на плавлении водного льда
2)Льдосоляной
3)Эвтектический( замороженные рассолы)
4)Сухоледное охлаждение (твердый СО2)
5)Жидкогазовый (СО2 и N2)
6)Термоэлектрический
7)Машинное охлаждение
Машинное охлаждение- способ получения холода за счет изменения агрегатного состояния хладагента , кипения его при низких температурах с отводом от охлаждаемого тела или среды, необходимой для этого теплоты парообразования
Зарубежный хладотранспорт
Перевозки скоропортящихся грузов жд транспорта в заподной европе осуществляют как национальные железные дороги так и общество(interfrigo).Оно объединяет жд 23 европейских государств по перевозке скоропортящихся грузов и обслуживает 28 стран европы и ближнего востока. Общество имеет собственный парк около 7 тыс. вагонов и в период массовых перевозок арендует у национальных дорог до 18 тыс. вагонов. Собственный парк составляют вагоны ледняки(95%) имеются в незначительном количестве АРВ, вагоны термосы и изотермические контейнеры. Объем перевозок 2,5-3 млн.тон в год средняя дальность около 1400 км. Собственным парком осваивается 50-60% перевозок.В структуре грузопотока преобладают фрукты (41%) и овощи(25%) перевозятся так же низкотемпературные грузы 11%,напитки 11%,молочные 3% ,мясные и рыбные 3 % остальные 6 %.
Прием спг к перевозке
Перевозка только после предоплаты! А так же на каждую отправку отправитель должен предъявить комплект документов.( 1.сертификат о качестве за подписью и печатью грузоотправителя. Срок действия этих документов – одни сутки. В нем должны быть указаны – транспортабельность в сутках, номер ГОСТа или ТУ, кол-во мест, масса;2.Ветеринарное свидетельство на свежие продукты животного происхождения; 3. карантинный сертификат вид. Инспекциями Минсельхоза на плоды и овощи, в случ вывоза их из района, объявл карантинным, а при импорте/экспорте – всегда; 4. сертификат соответствия – вид сертификации, он подтверждает, что в продукция не содержится вредных веществ, концентрация которых должна соответствовать ПДК. Кроме того могут исп. Выписки из акта экспертизы.)СПГ не приним к перевозке, если груз или тара не соотв правилам перевозки грузов, или если уставной срок превышает предельный. Перевозка СПГ на особых условиях.( 1.Если на груз не разработаны правила перевозок 2.Если груз или тара не соотв стандарту или правилам перевозок 3.Если tуст > tпред 4.Импорт СПГ через российские порты 5.Если отправитель груза хотел перевезти предъявленный груз при других условиях)
Подготовка вагонов к перевозке спг
Крытые вагоны, вагоны-термосы и ИВТ должны проходить технический и коммерческий осмотр через погрузку Технич осмотр осущв вагонниками. Коммерч осмотр произв. Приемосдатчиками станц или отправитель, при коммерч осмотре особое внимание уделяется плотности прилег дверей, наличию неисправн напольных решеток и люков(сливных). Дополн перед перевозкой СПГ особо тщат провер санитарное состояние вагона. Не допуск присутствие запаха. Так же обязат проводят: 1) проверку исправности энергохолодильн оборуд и сист контроля температуры. Дизель запускается на 30 минут, если это АРВ, то работу выполняет механик ПТО АРВ 2) Экипируется диз.топливом, смазкой, холодильным агентом и водой 3)ветеринарно-санитарная обработка на станции «Дезопром» пунктом
Предварит охлаждение или обогрев грузового помещения вагона
3 категории: 1) очистка, промывка, просушка ГП; 2) дезинфикация, промывка, просушивание ГП (вентилирование); 3) 3х кратн промывка, 2х кратн дезинфикация (может и 1 раз, но с более длит выдержкой). Вып на след объектах – ПП пунктах промывки, ДПП дезпромпунктах, ДПС дезпромыв станциях
Погрузка спг
Устав жд РФ не возлагает на «ОАО РЖД» обязанности и порядам погрузки СПГ -> прогрузка осущ как правило на путях необщего пользования или по согласован клиента на путях общ пользования(подвоз осуществляется автотранспортом). В кажд вагон секций можно грузить свой груз независ о др. вагонов. Но нельзя грузить в один вагон СПГ и не СПГ 2) грузы вредно влияющ друг на друга 3)СПГ с разн. Услов. Вентиляционного режима. Погрузка может осущевствлятсяс расцепкой секций, но приэтом дожно вып условие наружный вагон не должен ост. Охлажд/обогревателя более вагонов. Погрузка секций, как правило осущев. На одной станций, но должен погрузка ни 2-х и более станц и в адрес не 1-го получателя и не более. При этом необходим. При расчёте срока доставки по кажд (доп. Станций погрузки/выгрузки. Оплата порожнего пробега до ст. погрузки осущ за счёт грузовладельца. При погрузке СПГ приёмосдатчики станций и обслуж бригада должны контроль качество и состояние груза, а так же тары; крепление груза. Погрузка произв до полн. Исп. Грузоподъёмности или вместимости вагона. За испл. Тех случ; когда высота погру ограничена прав. Перевозки грузов: по причинам: 1) недостаточная прочность тары. 2) возможн. Подтораживания или переохл. Груза в верхних ящиках.
ВИДЫ ПОГРУЗОК: 1) Плотным штабелем 2)погрузка штабелем с зазорами3) ярусная кладка бочек 4)навалом 5)пакетный 6) на Полках.
Требования к параметрам рефрижераторных вагонов
К РПС предъявл след требования: 1) Иметь хорош. Теплоизоляцию, Он показ. Какова величина теплового потока проходящего через квадр. Метр ограждения при разности температур 1 градус. Значения Параметра К зависит от коэф. Теплопроводности изоляций и её толщины. Для новых вагонов = 0,2-0,3 ВТ/м2к. 2) Мощн. энергохолодильн. оборудован должна обеспеч температуру от +14-20оС при наружной -50; до +36. 3) Вагон должен иметь устройство для вентиляц. И циркуляций воздуха. 4) Ходов. Скорость 120-140 км/ч 5) Ваг обладает достаточной плотностью(герметичен) 6) ГП вагона должно иметь след. Парам. ШИРИНА 2500-2600, ДЛИНА – 21 ОБЪЁМ 90-120. Размер дверного проёма 2700х2200. 7)Прочность пола должна выдерживать нагрузку более 1200 кг а при движений 1800 кг. 8) оборудование рассчитана на скорость соударения от 7-9 км/ч.
Структура ипс
Исследованиями установлено,что соврем.структура перевозимых грузов на сети РФ характеризуется:
5-6% (-18 -(-25)С)
25-36% (-9 -(-12)С ; -6 - (-9)С)
5-6% (0- (-3)С)
60-69% ( больше 0С)
Грузопотоки СПГ крайне распылены.75% станций грузят грузы только одного наименования в одно направление не более 500т в год. Так же имеются круп.станции погрузки,где требуется групповой РПС.Т.е. в парке ИПС должно быть 20-30% группового п.с., остальные 70-80% одиночные.
Оптимальная структура парка:
определяется по критерию минимума затрат:
Cij=ΣΣ(Cот+Э+У+Eн(Ki+Mi))→min -преведеные затраты
Cот – расходы отправителя
Э- эксплуатационные расходы на перевозку в течение года
У- стоимость СПГ потерянных при перевозке(естеств.убыль и сниж.качества)
Eн – норм.коэф.сравнит эффективности(обратный сроку окупаемости 1\tок)
Ki –капиталовложения в п.с.
Mi – стоимость грузовой массы на колесах
Все расчеты производятся при различ.структуре парка и объемах перевозок.
Это позволяет варьировать между п.с. и объемами перевозок.Оптимал.тот вариант,при котором Cij→min
Вагоны–термосы и ив-термосы
Их отличительный признак- буква «Т» на двери вагона.Имеют теплоизоляцию из пенополиуритана (200мм).Имеют увеличенный объем 120м3.Напольные решетки позволяют обеспечить циркуляцию воздуха через штабель груза.Сифоны для слива воды в полу вагона.Коэффициент теплопроводности К≤0,2Вт\м2град !!! Имеет малый вес тары(33т) и большую грузоподъемность 126т.Т.к. расходы на перевозку в ВТ незначительны-они пользуются спросом.Их используют для соков,вина,пиво,консервы.Но мера начинаются на 800…
ИВТ (изотермический вагон термос) — одиночный изотермический вагон, переоборудованный из грузового вагона рефрижераторной секции и автономных рефрижераторных вагонов (с демонтированными электрическим и холодильным оборудованием).
Вагонам ИВТ и КРУ, переоборудованным из рефрижераторных вагонов инвентарного парка железнодорожных администраций, присваивается нумерация, начинающаяся на 918... с выделенными диапазонами номеров. К перевозкам в международном сообщении допускаются вагоны, переоборудованные из рефрижераторных вагонов инвентарного парка железнодорожных администраций или рефрижераторных вагонов любых форм собственности, имеющие восьмизначную нумерацию на цифру "5", зарегистрированные в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ) ИВЦ ЖА.
В вагонах, переоборудованных из рефрижераторных вагонов, разрешается перевозка тарных, пакетированных и штучных нескоропортящихся грузов, продовольственных, а также отдельных видов скоропортящихся грузов.
Требования к транспортным холодильным установкам вагонов и контейнеров
1)Малый вес и малые габариты
2)Обладать высокой надежностью в условиях вибраций и соударений характерных для жд транспорта
3)Устойчиво переносить высокие и низкие наружные t
4)Выполняется в виде блоков и агрегатов
5)Легко поддаются автоматизации
6)Имеет малую трудоемкость обслуживания и ремонт
7)Малое энергопотребление
8)Быть дешевым
9)Иметь достаточную холодопроизводительность для потдержания расчетных t внутри
Непрерывная холодильная цепь и роль в ней железнодорожного хладотранспорта
Это совокупность стационарных холодильных складов всех видов хладотранспорта, обеспечивающая сохранность СПГ на всех этапах от заготовки до реализации.
НХЦ имеет 4 звена:
а)производство и заготовка
б)хранение
в)транспортировка
г)реализация
К НХЦ предъявляют требования:
1)Во всех звеньях НХЦ должен поддерживаться одинаковый непрерывный, оптимальный для данного СПГ температурно-влажностной режим
2)Суммарный срок нахождения СПГ во всех звеньях НХЦ не должен превышать предельного срока хранения с учетом снижения его стойкости в случае отклонения от заданного режима хотя бы на каком-либо звене.
3)Пропускная и провозная способности отдельных звеньев НХЦ и переработки на грузовых фронтах должна соответствовать мощности грузопотока.
Соврем.НХЦ имеет недостатки:
1)Различная технич.политика в различных звеньях
2)Ощущается острый дефицит холодильной ёмкостей
3)Недостаточной развит речной,авто и ж.д. хладотранспорт
4)Отсутствуют инфраструктуры для использования реф.контейнеров.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 576.