Консультирование – это вид юр. помощи, состоящий в разъяснении доверителям способов защиты и реализации их прав на основании действующего законодательства и правоприменительной практики путем формулирования рекомендаций по разрешению имеющихся у них правовых проблем.
Консультирование можно представить как совокупность нескольких последовательных стадий:
1. подготовка к проведению консультирования;
2. беседа с обратившимися гражданами;
3. обобщение полученной информации;
4. правовая оценка представленной информации;
5. подготовка консультации;
6. предоставление консультации обратившимся лицам.
Организацио́нно-правова́я фо́рма хозяйствующего субъекта — признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта (то есть юр. лиц, ИП или организаций, осуществляющих свою деятельность без образования юр. лица), фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.
По организационно правовой форме каждый класс юр. лиц подразделяется на группы.
Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации могут создаваться в формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юр. лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2.1) общественных движений;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
6) общин коренных малочисленных народов РФ;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в т.ч. государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в т.ч. общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний.
12) адвокатских палат;
13) адвокатских образований (являющихся юр.и лицами).
ИЗ ЛЕКЦИЙ МАЙФАТА ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ
Виды ЮЛ, их организационно-правовые формы (ОПФ).
В ГК РФ введен закрытый перечень ОПФ. Ранее он был открытым, поскольку имелась ссылка на специальный закон о некоммерческих организациях (НО), где было порядка 36 их видов, точнее – ОПФ. На самом деле это все же не ОПФ, а характеристика отношений собственности учредителей ЮЛ.
Сущностные признаки ОПФ – это отличительные отношения собственности, разные права, что и порождает разные ОПФ. В этой связи есть ряд вопросов.
Рассматривая оставшиеся ОПФ, есть вопрос о сущности разграничения АО и ООО (оба - хозяйственные общества (ХО), они еще подразделены на публичные и не публичные).
Что разграничивает АО и ООО. Генезис – сближались, расходились, сейчас разошлись в разнице регулирования некоторых прав, готовится закон о ХО. Нет уверенности в том, что это разные ОПФ. Они расходятся в правовом регулировании и возможно в скором времени в связи с принятием специальных законов вновь сойдутся.
Общее между ними то, что они создаются посредством соединения инвестиций, объединения капиталов, у инвесторов возникают с обществом корпоративные отношения, управляются они посредством органов, которые сначала состоят из участников, а потом посредством назначаемых исполнительных органов.
Если посмотреть на конструкцию этих ЮЛ, то она одинакова - это объединение капиталов без личного участия в деятельности ЮЛ.
Она не похожа на конструкцию производственного кооператива (то же, но есть обязанность трудового участия) и потребительского кооператива (отличается отсутствием коммерческой цели). В ООО учредитель не обязан участвовать в деятельности ЮЛ, только в принятии решений. В товариществе эти признаки присутствуют, но есть отличие – участие от имени ЮЛ и нет органов. Общество – это чисто инвестиционная конструкция, а в товариществе должен сам участвовать, работать.
Мы видим их сущностные отличия, а вот между АО и ООО этого не прослеживается.
Акции (ценные бумаги) и доли по своей правовой природе абсолютно одинаковые - они определяют участие в обществах. Исключение лица из общества возможно в обоих обществах, если это предусмотрено уставом (кроме публичного АО).
Законодатель разводит эти ОПФ формально и формально это разные ОПФ, но нет сущностных отличий. ОПФ здесь – это ХО, которое должно делиться на публичное со своим правовым режимом (общество, которое обращается к широкому кругу лиц для привлечения денежных средств) и непубличное (ограничен круг лиц, у которых привлекаются денежные средства, - полуинвестиционная структура, где участник не управляет этими средствами, но и не отстраняется полностью). Разная инвестиционная природа.
Выход из общества должен быть разрешен законодателем только тем лицам, которые не являются контролирующими.
Нет сущностных отличий между АО и ООО, но так повелось. Создав 2 ОПФ для ХО, законодатель пытался наполнить их каким-то смыслом в законах.
Зачем введена регистрация – для охраны интересов участников. Надо смотреть не на то, что доля это или акция, а на то, что отличает. Доли в ООО раньше никак не регистрировались. Сейчас жестко – это нотариальные сделки, регистрируемые в налоговой.
Спорный вопрос почему регистрация АО ведется ФНС, а регистрация акционеров - независимым реестродержателем. Реестры акционеров в АО, как правило, ведутся в самих обществах самостоятельно, но нет порядка их ведения.
Система учета участников должна быт унифицирована, должен быть единый орган, единая регистрационная служба акционеров (например, Минюст России).
В дальнейшем возможно будет единая ОПФ – АО с делением на ПАО и НАО, а искусственно созданное деление на АО и ООО уйдет в прошлое. Конечно, есть отличия по сделкам (нотариальные), по-разному закреплены права, разница в технических вопросах (например, в порядке проведения общего собрания), но по сути это одинаковые ОПФ.
Список ОПФ закрыт (п. 3 ст. 50 ГК РФ предусматривает 14 ОПФ некоммерческих организаций), но он часто пополнялся законодателем, который сейчас поступил просто, указав, что конкретная ОПФ содержит подвиды, например, объединил в потребительских кооперативах разные виды. Исходили из того, что наименования, уставы изменяться не должны.
К ассоциациям (союзам) отнесли нотариальные палаты, отдельно – адвокатские палаты, адвокатские образования, являющиеся ЮЛ. Два подхода: первый – это оказание услуг и предпринимательская деятельность, второй – это юридическая помощь, содействие, это самозанятые граждане (адвокат, нотариус), но объясняет ли это ОПФ?
У нас решили, что адвокатская палата - это не союз (сомнения) и написали (п. 13), что будут адвокатские образования (являющиеся ЮЛ).
Классическая американская адвокатура – это некое предпринимательское образование. Американские адвокаты получают «гонорар успеха»: клиент отдает право (например, право возмещения вреда), заключает договор о разделе того имущества, который получит адвокат, адвокат за свой счет оплачивает свидетелей (проезд), экспертизы, т.е. включает в этот продукт свои деньги и свои профессиональные знания, умения, получая делит между собой и клиентом.
В Европе долг продается адвокату, а потом они заключают соглашение с клиентом о разделе имущества. Адвокат по сути за свой счет проводит процесс и потом делит имущество.
У нас адвокаты, правильно говорить, действуют на основании договоров оказания услуг, с оговоркой «за вычетом фактически понесенных расходов», от которых можно оказаться. Нельзя проводить аналогию с коллекторами, которые покупают у банков право.
Что это за договор с т.з. анализа научной мысли, как обосновать его конструкцию в российском праве, как охарактеризовать такую деятельность (если услуговая деятельность, тогда это не юридическая помощь). Ни юридическое сообщество, ни власть не могут пока.
Или товарищество собственников недвижимости, в т.ч. ТСЖ (п.п. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ) - по своей сути является потребительским кооперативом, однако вынесены в самостоятельную ОПФ. В кооперативе основной особенностью является вклад, который должен быть внесен. Товарищество - от слова товар. В дореволюционной России товарищи были помощниками, например, депутата. Понятно, что название не определяет природу, но ряд людей сбивает.
Казачьи общества, включенные в государственный реестр – значит, если они не внесены в реестр, то не являются ЮЛ. Общины коренных малочисленных народов могли существовать в рамках потребительских кооперативов. Это больше политический момент.
Общественные движения включили отдельно (п.п. 2.1 п. 3 ст. 50 ГК РФ), сложно их характеризовать по признакам ЮЛ ибо в чистом виде это фикция: членов нет, ничего нет, а организация, ЮЛ как бы есть.
Религиозные организации выделены в самостоятельную ОПФ, законодатель учел специфику РПЦ (нет членов, государство в государстве, есть свои суды).
Исключено общество с дополнительной ответственностью (было несколько). Предполагалось, что участники будут брать на себя дополнительную ответственность - имиджевый вопрос, не прижился.
Также с товариществами. Не правда, что люди боялись полной ответственности, не было бы ИП. Товарищи боятся доверять другим товарищам, отвечая своим имуществом. Нет контроля друг за другом. Сейчас 2 крайности: товарищество
на вере и потребительские кооперативы (например, при строительстве многоквартирного дома).
Вывод: должны быть сущностные признаки отличий ОПФ, разные природы.
Например, производственный кооператив и общественная организация - имеют разные цели создания. Разный имущественный компонент – вклады в кооперативах, которых нет в общественных организациях, есть взносы.
Новая классификация ЮЛ.
Появилось деление ЮЛ на корпоративные и некорпоративные (ст. 65.1. ГК РФ).
Данная классификация приведена для того, чтобы удобно было прописать последующие статьи, которые будут касаться всех ЮЛ корпоративного типа. Сделали общие нормы, которые относят организации к корпорациям (юридико-техническая экономия, как в учебнике).
Два критерия корпоративных ЮЛ: есть участники, которые обладают правом членства и формирования органов управления.
Там, где этого нет, - унитарные ЮЛ (ГУП, МУП, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании).
Проблемы такой классификации:
1. Не совсем четкий критерий здесь положен.
Например, в МУП вместо личности учредителя участвует собственник имущества – муниципальный орган, который и назначает исполнительный орган – директора. Участие – это возможность управлять ЮЛ. Есть членство, но формально в МУП его нет, хотя участие очень похожее - управление ЮЛ идет через органы управления, сформированные учредителем.
2. Выбран не совсем удачный термин – «корпоративные ЮЛ».
Терминологическая проблема в том, что корпоративная организация с т.з. зарубежного законодательства является коммерческой и привлекает инвестиции широкого круга лиц.
Классическое хозяйственное общество в США – АО, коммерческое по своей природе, выпускает акции, т.е. привлекает инвестиции широкого, неограниченного круга лиц (органичен только количеством эмитированный акций). Инвестор может выйти из проекта, продав акции.
У нас пошли по расширенному пути, включили КФХ, казачьи общества, общественные организации и т.д. - термин корпорация применим ко всем ЮЛ, где есть признак членства.
Создание ЮЛ.
Первая стадия. Каким документом материализуется создание ЮЛ. Ранее ГК РФ не выделял момент его образования. Сейчас четко сказано – создано на основании решения учредителей (ст. 50.1 ГК РФ), т.е. с момента внесения решения.
Вторая стадия - государственная регистрация в уполномоченном органе. Было 3 варианта: налоговая, орган юстиции и арбитражный суд (за рубежом это судебные процедуры). При государственной регистрации введен принцип обязательной юр. экспертизы документов и принцип публичной достоверности (полагания на данные, внесенные в ЕГРЮЛ).
Учредительным документом является только устав (кроме товариществ, где таковым является учредительный договор). По закону отношения, которые не входят в положения устава, решаются корпоративным договором.
Пленум ВАС РФ указал, что учредительный договор может быть, если он содержит положения, которых нет в уставе, и где прописаны отношения учредителей между собой, но не входящие в противоречие с корпоративным договором. Например, из общества можно выйти, если это предусмотрено уставом. Если это предусмотрено только учредительным договором, то такие вопросы не должны входить в противоречие.
Учредительный договор не является учредительным документом, но является гражданско-правовым договором. Положения, которые прямо отнесены к компетенции учредительного документа не могут входить в такой договор.
Появились типовые уставы и единый типовой устав для обществ.
Появилось такое понятие, как внутренние документы, которыми могут урегулироваться корпоративные отношения, но которые не являются учредительными документами (п. 5 ст. 52 ГК РФ), например, положение о совете директоров.
Новая редакция ст. 52 ГК РФ дает толчок в развитии учредительных документов. Зачастую это просто дублирование закона, смотрят только права и обязанности, полномочия. Устав не работает. Устав должен быть конституцией ЮЛ, регулировать любые конфликты. Для 3-х лиц он вообще значения не имеет, не обязателен и внутренние отношения ЮЛ – вторичны. Надо брать выписку из ЕГРЮЛ. Полномочия можно сократить и если не посмотрел ЕГРЮЛ, то это «твои проблемы». Устав сместился в сферу внутренних
отношений ЮЛ, а внешне – это ЕГРЮЛ, куда можно внести положения о полномочиях директора или об их ограничениях.
Одна из целей внесения изменений в ст.ст. 51, 52 ГК РФ - создать публичную достоверность сведений в ЕГРЮЛ, а уполномоченный орган должен убедиться в достоверности вносимых сведений. Регистрирующий орган должен сообщать заинтересованному лицу обо всех изменениях, о сообщении которых он просит (п. 4 ст. 51 ГК РФ), в т.ч. кредиторам, которые подписали договор с участниками по ст. 62 ГК РФ.
4. Особенности консультационной деятельности адвоката при подготовке и проведения собраний.
Консультирование – это вид юр. помощи, состоящий в разъяснении доверителям способов защиты и реализации их прав на основании действующего законодательства и правоприменительной практики путем формулирования рекомендаций по разрешению имеющихся у них правовых проблем.
Консультирование можно представить как совокупность нескольких последовательных стадий:
1. подготовка к проведению консультирования;
2. беседа с обратившимися гражданами;
3. обобщение полученной информации;
4. правовая оценка представленной информации;
5. подготовка консультации;
6. предоставление консультации обратившимся лицам.
Согласно действующему законодательству, проведение годовых собраний участников ООО и акционеров АО является обязательным. Общее собрание участников (акционеров) общества – высший орган управления как в Обществе с ограниченной ответственностью, так и в Акционерном обществе. В отличие от исполнительных органов (директора, управляющей компании), осуществляющих руководство исключительно текущей деятельностью, Общее собрание участников (акционеров) компетентно принимать решения по важнейшим вопросам деятельности общества. Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 1 ст. 57 Федерального закона "Об акционерных обществах" право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества может быть осуществлено как лично, так и через представителя. Полномочия представителя могут быть основаны на указаниях федеральных законов или актов уполномоченных на то государственных органов или органов местного самоуправления. Обычно представитель участника хозяйственного общества действует на основании доверенности, составленной в письменной форме.
Нарушение порядка созыва и проведения общего собрания, а также неверное оформление протокола могут привести к нарушению прав участников (акционеров), обжалованию принятых решений в судебном порядке и дальнейшему признанию их недействительными. Для того чтобы провести общее собрание участников ( акционеров) оперативно и безукоризненно с юр. точки зрения, грамотно составить все необходимые документы, необходимо обратиться за квалифицированной юр. помощью, например , за помощью к адвокату.
Для осуществления юр. помощи клиенту, адвокату необходимо тщательно изучить устав общества, положение об общем собрании участников или акционеров, а также данные реестра акционеров. После этих предварительных действий, совместно с уполномоченными лицами общества, будут разработаны основные задачи собрания.
В рамках консультационной помощи, адвокатом даются ответы на следующие вопросы:
* Как правильно оформить документацию (протокол, доверенности, уведомления), связанную с созывом общего собрания?
* Как правильно зарегистрировать участников?
* Какова специфика проведения собрания ООО, если его владельцем является один человек?
* Нужно ли ставить в протоколе печать и какую именно?
* Какова специфика грамотного хранения документации по собранию?
Также оказывает помощь в решении следующих задач:
* формирование повестки дня;
* подготовка и рассылка уведомлений о проведении собрания; подготовка и рассылка бюллетеней для голосования;
* поиск нотариуса и сбор всех необходимых документов; взаимодействие с регистратором или нотариусом;
* подготовка проекта протокола;
* контроль за ходом проведения собрания;
Процедура проведения общих собраний в ООО включает следующие этапы:
* Шаг 1. Принятие решения о проведении общего собрания, формулировка повестки дня. В случае созыва внеочередного общего собрания участников ООО принятие такого решения является обязательным, однако такое решение допускается принимать и при созыве очередного общего собрания участников ООО.
* Шаг 2. Уведомление участников ООО о созыве общего собрания.
* Шаг 3. Рассмотрение предложений участников ООО (в случае их поступления) о включении в повестку дня дополнительных вопросов.
* Шаг 4. В случае включения в повестку дня дополнительных вопросов участники общества извещаются об изменении повестки дня.
* Шаг 5. Непосредственное проведение общего собрания: регистрация прибывших участников, избрание председательствующего и секретаря, утверждение повестки дня, голосование, подсчет голосов
* Шаг 6. Оформление протокола общего собрания участников ООО: изложение сути принятых решений, занесение результатов голосования
* Шаг 7. Направление протокола состоявшегося общего собрания участникам ООО
Процедура проведения общих собраний в АО включает следующие этапы:
* Шаг 1. Принятие решения о созыве общего собрания акционеров:
* Шаг 2. Составление списка лиц, имеющих право принимать участие в общем собрании акционеров (с учетом требований ст. 51 Закона об АО о дате)
* Шаг 3. Составление сообщения о проведении общего собрания акционеров и доведение сообщения до сведения лиц, имеющих право принимать участие в общем собрании акционеров. Следует иметь ввиду, что Законом об АО (ст. 52) установлен перечень информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в сообщении о проведении общего собрания.
* Шаг 4. Подготовка необходимой информации (материалов) и документов и обеспечение их доступности для ознакомления лицами, имеющими право принимать участие в общем собрании акционеров.
* Шаг 5. Рассмотрение предложений для включения в повестку дня и принятие решение об их включении или об отказе во включении.
* Шаг 6. Подготовка бюллетеней для голосования.
* Шаг 7. Проведение собрания: регистрация прибывших акционеров, определение кворума, голосование, подсчет голосов, подготовка протокола и отчета об итогах голосования.
Блок №3
Дата: 2019-02-19, просмотров: 463.