Формирование, функционирование политических партий и становление многопартийной политической системы в России стато важным фактором формирования гражданского общества, процессадемократизации страны. Политические партии во всех современных развитых государствах представляют собой наиболее активный, системообразующий элемент гражданского общества.
B становлении новой российской многопартийности имелась значительная специфика, связанная с особенностями исторического развития страны. Так, на Западе огромную роль в формировании многопартийности сыграли активное профсоюзное движение и христианские церкви. Ha российский партогенез последнего десятилетия XX в. эти факторы заметного влияния не оказали. B России не появилось ни сколько-нибудь влиятельной политической партии, идеологическим фундаментом которой стали бы религиозные, например христианские, ценности, ни политической партии, прочно связанной с профессиональными союзами. Более важным моментом оказались идейно-политические позиции различных групп российской (советской) интеллигенции, а также борьба внутри правящего слоя. Партии, как и многое другое, формировались не «снизу», а «сверху», в интересах какой-то части какой-то из элит, часто самой политической элитой, находящейся у власти.
Основными предпосылками возникновения и формирования многопартийности в России стали:
+ распад тоталитарной системы и падение власти КПСС;
+ социокультурные и идеологические факторы, связанные с новыми историческими реалиями вследствие распада CCCP и смены общественно-экономической формации;
4- национально-исторические особенности формирования российской многопартийности.
После принятия Конституции 1993 г. политические партии заняли ведущее место в российском политическом процессе. B 90-е гг. не было четкого соответствия содержания деятельности различных политических партий интересам определенных социальных слоев. Партии находились в стадии трансформации, формирования, как и вся социально-экономическая структура российского общества. Отсутствие полноценной, сложившейся и эффективной многопартийности остается характерной чертой развивающейся российской демократии.
B июле 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях». Этот закон внес существенные изменения в характеристики правового поля, в рамках которого приходится действовать российским политическим партиям. C 2002 г. политические партии должны иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. B политической партии должно состоять не менее 10 тыс. членов политической партии. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. B остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии. B соответствии с новым Законом политические партии стали единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и представительные органы местного самоуправленгш.
B декабре 2003 г. партия «Единая Россия» получила парламентское большинство мест в Государственной думе четвертого созыва (303 места из 450). Был принят новый закон, который увеличил обязательную численность партий с 10 до 50 тыс. членов. Проходной барьер для попадания в Государственную думу стал составлять не менее 7% голосов избирателей.
Эти и другие изменения позволили «Единой России» на выборах в V Государственную думу 2 декабря 2007 г. добиться подавляющего преимущества.
Политическим партиям принадлежит ведущая роль в представлении и защите интересов россиян, что показано в таблице.
ИСТОРИЯ B ТАБЛИЦАХ. ИНТЕРЕСЫ РОССИЯН И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
Основные социальные слои | Основные политические интересы | Политические партии и блоки | Политические лидеры | Особенности политического самоопределения |
Элита, новый правящий класс: высшие чиновники, лидеры политических партий, крупные бизнесмены, верхи интеллигенции | Сохранение контроля над политической властью для сохранения итогов приватизации и осуществления дальнейшей приватизации | Союз правых сил (СПС) «Единая Россия» Л иберал ьно-де- мократическая партия России (ЛДПР)________ | Чубайс Немцов Хакамада Жириновский Грызлов Путин Медведев | «Единая Россия» и ЛДПР пытаются выступать от лица большей части населения |
продолжение #
Основные соииальные слои | Основные политические интересы | Политические партии и блоки | Политические лидеры | Особенности политического самоопределения |
Средние слон: чиновники, предприниматели, часть работников бюджетной сферы и частного сектора, часть интеллигенции | Защита со стороны государства против произвола коррумпированного чиновничества и криминального мира, нормальные условия для профессиональной деятельности | Партия «Яблоко» Социал-демократическая партия России Коммунистическая партия Российской Федерации | Явлинский Глазьев Зюганов | Для КПРФ эти группы не являются главной опорой |
Бедные слои («старые русские»): значительная часть наемных работников, пенсионеры, молодежь | Социальная защита со стороны государства, обеспечение нс ниже прожиточного минимума | КПРФ политические партии левее КПРФ | Зюганов Тюлькин Лимонов | Эта часть населения является главным объектом политического мани пулирования перед очередными выборами |
Маргинальные слои | Разовые подачки и отсутствие контроля | Кримн нальные группы | Криминальные лидеры |
Многопартийность бесспорно важный демократический инструмент адекватного проявления воли граждан. Многопартийность представляет собой политическую форму выражения, защиты и сопоставления различных взглядов, позиций, социальных интересов. Можно рассматривать многопартийность как своеобразный феномен, позволяющий поддерживать согласие и стабильность в обществе. По своему основному предназначению многопартийность — это механизм легальной, законной борьбы за власть, возможность гласной, свободной критики и оценки деятельности правящей партии, государственных институтов. B конечном счете именно многопартийность используется как наиболее действенный механизм контроля гражданского общества над государством.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 278.