Для достижения профессионального успеха в настоящее время недостаточно обладать знаниями в какой-либо профессии, надо уметь «подать», «предъявить» себя. Такая ситуация диктует необходимость развития социальных навыков взаимодействия, коммуникативных способностей, навыков самопрезентации, а также непосредственно связанных с ними способностей к самопознанию, к адекватному представлению о себе, поскольку, чтобы «предъявлять» себя другим, необходимо точно знать, что именно ты предъявляешь.
Опираясь на результаты исследований отечественных и зарубежных авторов необходимо рассмотреть профессиональное самоопределение личности как многоступенчатый процесс освоения определенного инструментария (знаниевого, деятельностного и личностно-рефлексивного). Этот инструментарий позволит ориентироваться в мире профессий, оценивать результаты усилий, устремлений и находить эффективные формы для их приложения.
При проведении практических занятий используются экспресс-методики, упражнения, игры. Занятия проводятся в парах, подгруппах, группе, учитывается индивидуальная работа.
Практическое занятие №1
Тема: Психодрама как направление психотерапии
Продолжительность 1,5 часа.
Цель: знакомство с техникой проведения и основными приемами психодрамы.
Задачи:
1. ознакомление с методом психодрамы;
2. ознакомление с ролью психотерапевта, ролями в группе;
3. проведение техники «Скульптура семьи»
4. выявление области применения метода;
5. общегрупповая дискуссия, подведение итогов.
Основные понятия: ролевая игра, спонтанность, инсайт, режиссер, протагонист, вспомогательные Я, аудитория.
Контрольные вопросы и задания:
1. Ознакомьтесь с историей создания метода, основными идеями.
2. При помощи преподавателя провести технику «Скульптура семьи», обсудить результаты.
Примерные вопросы обсуждения:
1) Преимущества метода.
2) Область применения.
3) Недостатки метода.
4)Сложности применения
Литература:
1. Александров А.А. Психотерапия: учебное пособие: – СПб: Питер, 2004. – 480с.
2. Общая психотерапия: рук. для врачей. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. – 5-е изд., М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 464с.
3. Основы современной психотерапии: учеб. пособие. – М., «Академия», 2002. -208с.
4. Шавердян Г.М. Основы психотерапии - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
Практическое занятие №2
Тема: Беседа как метод консультирования.
Продолжительность 1,5 часа.
Цель: выработка навыков ведения беседы.
Задачи:
1. определение особенностей индивидуального консультирования;
2. реализация на практике профессиональных навыков ведения беседы для будущих консультантов;
3. определение трудностей;
4. подведение итогов, выработка стратегии консультирования.
Основные понятия: беседа, индивидуальное консультирование, консультирование в группе, профессионально важные качества, перенос и контперенос, эмпатия и рефлексия
Контрольные вопросы и задания:
1. Какие сложности возникли в процессе ведения беседы?
2. Что получилось?
3. Имеете ли опыт ведения беседы в консультировании?
4. Какие приемы и техники вы знаете?
5. Какие вопросы появились у вас после выполнения заданий?
Литература:
1. Абрамова В. С. Практическая психология: учеб. пособие. – М., «Академия», 2002. - 223с.
2. Основы современной психотерапии: учеб. пособие. – М., «Академия», 2002. -208с.
3. Силяева Е.Г. Основы психологического консультирования . – СПб: Питер, 2004. – 372с.
Тематика рефератов
1. Предмет, цели, задачи и структура курса психотерапии.
2. Классификация методов и форм психотерапии. Основные правила психотерапии.
3. Понятие конфликта и реакции на конфликт в психотерапии и консультировании
4. Определение и понятие концепции или образа человека в психотерапии. Основные признанные концепции психотерапии. Влияние теоретической ориентации на практику психотерапии и консультирования.
5. Влияние культуральных ценностей на человеческие коммуникации
6. Личность психотерапевта. Эмоциональное здоровье специалиста. Синдром эмоционального сгорания.
7. Транзактный анализ. Понятие трансакционного анализа Структура анализа. Анализ трансакции. Анализ игр, сценариев и ролей.
8. Позитивная психотерапия. Позитивный подход в терапии. Образ человека в позитивной психотерапии.
9. Четыре сферы жизни в позитивной психотерапии. Актуальные способности.
10. Пятиступенчатая стратегия психотерапии и консультирования.
11. Когнитивная психотерапия. Понятие когнитивной терапии Аарона Бека. Когнитивное содержание эмоциональных расстройств и искажений. Основные стратегии когнитивной терапии.
12. Личностно-ориентированная терапия.
13. Психотерапия и профилактика психических расстройств.
14. Метафоры в психотерапии и консультировании.
15. Теоретические основы. Виды арт-терапии. Основные направления применения. Механизмы лечебного действия. Анализ произведений.
16. Психодрама. Основные понятия: ролевая игра, спонтанность, теле, катарсис, инсайт. Роли в психодраме. Фазы развития психодрамы.
17. Гештальт-терапия. Введение в метод Гештальт-терапии. Фигура–фон. Техника интеграции. Основные принципы «здесь и сейчас», «Я и Ты», «субъективизация высказываний», «континуум сознания».
18. Семья как система. Особенности семейной психотерапии. Цели семейной психотерапии.
19. Понятие групповой психотерапии. Психология психотерапевтической группы. Групповая этика. Формирование группы. Роли и нормы руководства группой. Типы поведения в группе. Групповой процесс.
20. Особенности психологии детей и подростков. Возрастные аспекты психотерапии. Понятие «носитель симптома».
21. Теория личности в психотерапии.
22. Эмоциональное здоровье специалиста.
23. Синдром эмоционального сгорания.
24. Влияние теоретической ориентации на практику психотерапии и консультирования.
25. Эмоциональное здоровье специалиста.
26. Образ человека в позитивной психотерапии.
27. Стратегии когнитивной терапии.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 246.