Кафедра логопедии и психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра логопедии и психологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала МПСУ

___________Хохрина З.В.

«____» __________2013 г.

 

ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Тема 2. Значение образа человека для современной психотерапии и психиатрии.

  Определение и понятие концепции или образа человека в психотерапии. Основные признанные концепции психотерапии. Влияние теоретической ориентации на практику психотерапии и консультирования.

 

Тема 3. Психотерапевтические отношения.

  Личность психотерапевта. Эмоциональное здоровье специалиста. Синдром эмоционального сгорания.

 

Тема 4. Позитивная психотерапия

    Образ человека в позитивной психотерапии. Четыре сферы жизни. Актуальные способности. Пятиступенчатая стратегия лечения и консультирования.

 

Тема 5. Теоретические основы психоанализа. Техника психоанализа.

Теоретические основы психоанализа. Личность психоаналитика. Техника психоанализа.

 

Тема 6. Когнитивная терапия Аарона Бека.

Понятие когнитивной терапии Аарона Бека. Когнитивное содержание эмоциональных расстройств и искажений. Основные стратегии когнитивной терапии.

 

Тема 7. Гештальт-терапия

Введение в метод Гештальт-терапии. Фигура–фон. Техника интеграции. Основные принципы «здесь и сейчас», «Я и Ты», «субъективизация высказываний», «континуум сознания».

 

Тема 8. Трансакционный анализ.

Понятие трансакционного анализа Структура анализа. Анализ трансакции. Анализ игр, сценариев и ролей.

 

Тема 9. Психодрама

Основные понятия: психодрама, ролевая игра, спонтанность, теле, катарсис, инсайт. Роли в психодраме. Фазы развития психодрамы.

 

Тема 10. Арт-терапия.

Теоретические основы. Виды арт-терапии. Основные направления применения. Механизмы лечебного действия. Анализ произведений.

 

 

Тема 11. Групповая психотерапия

Понятие групповой психотерапии. Психология психотерапевтической группы. Групповая этика. Формирование группы. Роли и нормы руководства группой. Типы поведения в группе. Групповой процесс. Групповая этика.

 

 

Тема 12. Семейная психотерапия и консультирование.

Понятия семьи. Семья как система. Основные положения системного подхода. Основные методы семейной психотерапии. Семейные правила и традиции. Семейная структура. Семейный диагноз. Цели семейной психотерапии.

 

Тема 13. Психотерапия детей и подростков

     Возрастные аспекты психотерапии. Особенности психологии детей и подростков. Особенности диагностики. Понятие «носитель симптома».

Перечень учебной литературы.

Автор

Название Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Шавердян Г.М.

Основы психотерапии учебник Ш 14. СПб: Питер. 2007.-208 с.

Дополнительная литература

Сочивко Д.В.

Психодинамика М: МПСИ. 2007.-432 с.

Юнг К.Г.

Проблемы души нашего времени Ю50 – 2-е изд. –М.: Флинта : МПСИ : прогресс, 2006. – 336 с.

Вислобокова-Эмская Н.С.

Болезнь и ее психоврачевание: Краткое пособие для студентов- психологов и психотерапевтов В53 - Мн.: ООО «Асар», 2004. – 208 с.

Ялом И.

Групповая психотерапия: Теория и практика Я51 - М.: Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005. – 576 с.

Погодин И.А

Психотерапия, фокусированная на диалоге Учебное пособие П 43 М: Флинта, МПСИ, 2010. – 280 с.

Гулевский В.Я.

Индивидуальная психотерапия: Практикум Учебное пособие для студентов вузов Г94– М.: аспект Пресс, 2008. – 189 с.

Клусман Р.

Справочник по психотерапии К51 - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с.

Ялом И.

Групповая психотерапия: Теория и практика Я51 - М.: Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005. – 576 с.

Перлз Ф.

Теория гештальттерапии П27 – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004 – 384 с

Е.С. Калмыкова [и др.]

Основные направления современной психотерапии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Электрон. текстовые данные М.: Когито-Центр, 2001.— 379 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3858.— ЭБС «IPRbooks»

Гулевский В.Я.

Индивидуальная психотерапия. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Электрон. текстовые данные М.: Аспект Пресс, 2008.— 189 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8866.— ЭБС «IPRbooks»

Аннелизе Хайгл-

Базисное руководство по психотерапии   учебное пособие Восточно-Европейский институт психоанализа, Издательство «Речь» 2001. стр.783

Вайнер И.

Основы психотерапии. учебник 2-е международное издание. «Питер» 2002, 288 С.

Варга А.Я.

Основные направления современной психотерапии   учебник Под ред. А.М. Боковикова. «Когито-Центр» Москва, 2000

Дж. Бьюдженталь.

Искусство психотерапевта.   учебное пособие 3-е международное издание, «Питер», Санкт-Петербург. 2001- 294 с.  

Кондрашенко В.Т.

Общая психотерапия.   учебное пособие «Вышейшая школа» Минск, 1997

Котлер Д

Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. «Питер», Санкт-Петербург. 2002- 350 с.   учебное пособие «Питер», Санкт-Петербург. 2002- 350 с.  

Кочюнас Р.

Основы психологического консультирования.   учебник М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

Макаров В.В.

Избранные лекции по психотерапии.    учебное пособие М.: Академический проект, 1999. – 416 с.

Макаров В.В.

Психотерапия нового века.  учебное пособие М., Академический проект, 2001

Мак-Вильямс Н.

Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в её клиническом процессе. учебное пособие Пер. с англ. – М.: «Класс», 1998. – 480 с. Мясищев В.Н.

Личность и неврозы.

учебное пособие М.: Смысл, 1960. – 462 с.

Пезешкиан Н.

Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.   учебное пособие 2-е русское издание. Пер. с англ., нем. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.

Пезешкиан Н.

Психосоматика и позитивная психотерапия.   учебное пособие Пер. с нем. – М. Медицина, 1996. – 464 с.

Пезешкиан Н.

Психотерапия повседневной жизни.   учебное пособие Тренинг в воспитании партнёрства и самопомощи: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1995. – 336 с.

Пезешкиан Х.

Основы позитивной психотерапии. – Архангельск: Издательство АГМИ, 1993. - 116 с.                                   учебник Архангельск: Издательство АГМИ, 1993. - 116 с.  

Под ред. Б.Д. Карвасарского

Психотерапевтическая энциклопедия      СПб: Питер, 2000. – 752 с.

Под ред. Б.Д.Карвасарского

Психотерапия   учебник «Питер» 2002, второе издание переработанное и дополненное. 672 С.

Под ред. Х. Ремшмидта

Психотерапия детей и подростков   учебное пособие Москва «Мир» 2000. – 656 стр.

Под. ред. А. Притца

Психотерапия: новая наука о человеке      Академический проект, Москва 1999, Деловая книга, Екатеринбург 1999.

Роджерс К.

Клиент-центрированная психотерапия   монография Апрель пресс, эксмо-пресс 2002, 507 с.

Под ред. Кеннет С. Робсон

Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии     Пер. с англ. – М.: Медицина, 1999. – 488 с.

Романин А.Н.

Основы психотерапии     учебное пособие   М.:Академи, 1999. – 208 с.

Тополянский В.Д., 

Психосоматические расстройства.    учебное пособие М.: Медицина, 1986. – 384 с.

Томэ Х.

Современный психоанализ:   учебное пособие Пер. с англ.: В 2 т. - М.: Прогресс – Литеретура –Яхтсмен, 1996

Урсано Р.

Психодинамическая психотерапия.   каткое руководство Российская психоаналитическая ассоциация. Выпуск 3. 1992,158 С.

Фромм Э.

Бегство от свободы. Человек для себя.      «Попури» Минск 1998. С.761

Хетчер У.

Этика аутентичных отношений   учебное пособие Пер. с англ.- СПб: Единение, 1999. – 155 с.

Ялом И.

Теория и практика групповой психотерапии.   учебное пособие 5-е международное изхдание. Санкт-Петербург «Питер», 2000. С. 640

Ялом И.

Экзистенциальная психотерапия   Пер. с англ. – М.:Класс,1999. – 576 с.          

Практическое занятие №1

Практическое занятие №2

Тематика рефератов

1.  Предмет, цели, задачи и структура курса психотерапии.

2. Классификация методов и форм психотерапии. Основные правила психотерапии.

3. Понятие конфликта и реакции на конфликт в психотерапии и консультировании

4. Определение и понятие концепции или образа человека в психотерапии. Основные признанные концепции психотерапии. Влияние теоретической ориентации на практику психотерапии и консультирования.

5. Влияние культуральных ценностей на человеческие коммуникации

6. Личность психотерапевта. Эмоциональное здоровье специалиста. Синдром эмоционального сгорания.

7. Транзактный анализ. Понятие трансакционного анализа Структура анализа. Анализ трансакции. Анализ игр, сценариев и ролей.

8. Позитивная психотерапия. Позитивный подход в терапии. Образ человека в позитивной психотерапии.

9. Четыре сферы жизни в позитивной психотерапии. Актуальные способности.

10. Пятиступенчатая стратегия психотерапии и консультирования.

11. Когнитивная психотерапия. Понятие когнитивной терапии Аарона Бека. Когнитивное содержание эмоциональных расстройств и искажений. Основные стратегии когнитивной терапии.

12. Личностно-ориентированная терапия.

13. Психотерапия и профилактика психических расстройств.

14. Метафоры в психотерапии и консультировании.

15. Теоретические основы. Виды арт-терапии. Основные направления применения. Механизмы лечебного действия. Анализ произведений.

16. Психодрама. Основные понятия: ролевая игра, спонтанность, теле, катарсис, инсайт. Роли в психодраме. Фазы развития психодрамы.

17. Гештальт-терапия. Введение в метод Гештальт-терапии. Фигура–фон. Техника интеграции. Основные принципы «здесь и сейчас», «Я и Ты», «субъективизация высказываний», «континуум сознания».

18. Семья как система. Особенности семейной психотерапии. Цели семейной психотерапии.

19. Понятие групповой психотерапии. Психология психотерапевтической группы. Групповая этика. Формирование группы. Роли и нормы руководства группой. Типы поведения в группе. Групповой процесс.

20. Особенности психологии детей и подростков. Возрастные аспекты психотерапии. Понятие «носитель симптома».

21.   Теория личности в психотерапии.

22.   Эмоциональное здоровье специалиста.

23.   Синдром эмоционального сгорания.

24.   Влияние теоретической ориентации на практику психотерапии и консультирования.

25.   Эмоциональное здоровье специалиста.

26.   Образ человека в позитивной психотерапии.

27.   Стратегии когнитивной терапии.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какое влияние оказывает теоретическая ориентация на практику психотерапии и консультирования?

2. Какие основные правила психотерапии?

3. Что такое ролевая игра?

4. Что такое «гештальт»?

5. В чем смысл принципа «здесь и сейчас»?

6. Что такое когнитивное содержание?

7.  Какие основные стратегии когнитивной терапии вам известны?

8. Что такое трансакция?

9. Каковы особенности психологии детей и подростков?

10. Как формируются сценарии жизни?

11. Какие преимущества имеет групповая форма психотерапии?

12. Групповая психотерапия – это?

13. Какие типы терапевтических групп вам известны?

Каковы функции руководителя группы?

14. Что такое групповая этика?

15. Какие типичные роли играют участники группы?

16. Что такое семейный диагнох?

17. Перечислите основные методы семейной психотерапии.

18. Каковы цели семейной психотерапии?

19. Перечислите цели и задачи психотерапии.

20. Какие вам известны формы психотерапии.

21. Перечислите четыре сферы жизни в позитивной психотерапии.

 

9. Вопросы к зачету по дисциплине «Психотерапия»

1. Психотерапия и ее связь с другими отраслями практической психологии.

2. Трехкомпонентная структура личности по Фрейду.

3. Основные методы фрейдовского психоанализа.

4. Психологические защиты и их роль в формировании патологических симптомов.

5. Сопротивление и работа с ним.

6. Понимание психотерапевтического процесса у Юнга и Адлера.

7. Основные принципы трансакционного анализа Э. Берна.

8. Когнитивная терапия и его задачи.

9. Нейролингвистическое программирование.

10. Гипнотерапия М. Эриксона.

11. Связь тела и психики в телесной терапии.

12. Реконструктивная психотерапия.

13. Психотерапия и профилактика психических расстройств.

14. Возможности использования психоаналитического подхода в работе с детьми с отклонениями в развитии.

15. Возможности использования телесно ориентированного подхода в работе с детьми с отклонениями в развитии.

16. Оценка перспектив НЛП в работе с детьми с отклонениями в развитии.

17. Использование элементов психотерапии в коррекционной работе с детьми разных возрастных категорий.

18. Использование элементов психотерапии в работе с семьей.

19. Психотерапия при лечении соматических и психосоматических заболевании.

20. Психотерапия при лечении психических заболеваний.

Кафедра логопедии и психологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала МПСУ

___________Хохрина З.В.

«____» __________2013 г.

 

ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 226.