Очная, очно-заочная, заочная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Направление подготовки

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

 

Профиль подготовки

Логопедия

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

 

 

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»  (протокол № ___ от                   20__г.) Одобрено кафедрой           общей психологии (протокол № ____ от                        20__ г.) Зав.кафедрой __________________________

 

Москва

2012


Составитель: Дрокина Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к экзамену.

Рецензент: Шнейдер Лидия Бернгардовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой педагогической психологии НОУ ВПО МПСУ. .

1. Цели освоения дисциплины

Курс «Основы психотерапии» направлен на усвоение знаний и представлений студентов по основным направлениям современной психотерапии в историческом, методическом, теоретическом и практическом плане.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Теоретической базой курса «Основы психотерапии»  являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Философия», «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «История психологии». Дисциплина «Основы психотерапии»  завершает собой курс прочтения психологических дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы психотерапии».

В результате освоения дисциплины «Основы психотерапии» у студентов формируются следующие компетенции:

1 - общекультурные (ОК):

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

- способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

-способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

- способность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);


Общепрофессиональные (ОП)

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

3 - коррекционно-педагогические (ПК):

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

в области диагностико-консультативной деятельности:

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

     в области культурно-просветительской деятельности:

- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

По результатам изучения дисциплины «Основы психотерапии»  студенты должны:

 иметь представление

· о специфике психотерапии как особой области знания и практической деятельности психолога;

  • об основных направлениях и тенденциях развития психотерапии;

 

 знать

  • основные типы психотерапии: различные основания классификации;
  • основные этапы развития психотерапии;
  • роль и позицию психотерапевта в различных психотерапевтических традициях;
  • этические аспекты психотерапевтической работы;
  • теоретические основы важнейших психотерапевтических направлений:

- историю становления,

- основные понятия,

- принципы и стратегии психотерапевтической работы,

- базовые техники,

- особенности применения в индивидуальной и в некоторых случаях - групповой формах,

- специфику применения при различных личностных расстройствах;

 

 уметь сравнивать и анализировать различные направления психотерапии по основным характеристикам психотерапевтических подходов;

 

Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

 

· Осуществление профессиональной деятельности.

· Организация психотерапевтического и коррекционно-развивающего процесса.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Основы психотерапии»

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы 108 часов.

 

Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)

П/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив 1 Тема 1. Психотерапия в системе знания и практики.   7 6 2     4         2 Тема 2. Основные типы психотерапии. Субъект и объект психотерапии. Этические аспекты психотерапии   7 6 2   2   2       3 Тема 3.  Основные направления психотерапии: краткая характеристика   7 6 2   2   2       4 Тема 4. Суггестивные методы в психотерапии   7 6 2   2   2       5 Тема 5. Психоанализ и психоаналитически ориентированная психотерапия.   7 18 6   4   8       6 Тема 6. Поведенческая терапия 7 18 4   2 4  8       7 Тема 7. Гештальтпсихология и гештальттерапия 7 24 6   2 2 14       8 Тема 8. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия 7 12 2   2   8       9 Тема 9 .Когнитивно-эмоциональная психотерапия 7 12 2   2   8       ИТОГО: 7 108 28 18 10 52 Зачёт

 

П/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив 1 Тема 1. Психотерапия в системе знания и практики.   8 6       2 4       2 Тема 2. Основные типы психотерапии. Субъект и объект психотерапии. Этические аспекты психотерапии   8 6         6       3 Тема 3.  Основные направления психотерапии: краткая характеристика   8 6 6               4 Тема 4. Суггестивные методы в психотерапии   8 6         6       5 Тема 5. Психоанализ и психоаналитически ориентированная психотерапия   8 18         18       6 Тема 6.  Поведенческая терапия 8 18          18       7 Тема 7.Гештальтпсихология и гештальттерапия 8 24     2   22       8 Тема 8. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия 8 12         12       9 Тема 9. Когнитивно-эмоциональная психотерапия 8 12         12       ИТОГО: 8 108 6 2 2 98 Зачёт

 

Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)

П/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
1 Тема 1. Психотерапия в системе знания и практики   6 6         6      
2 Тема 2. Основные типы психотерапии. Субъект и объект психотерапии. Этические аспекты психотерапии   6 6         6      
3 Тема 3. Основные направления психотерапии: краткая характеристика   6 6 4       2      
4 Тема 4. Суггестивные методы в психотерапии   6 6         6      
5 Тема 5. Психоанализ и психоаналитически ориентированная психотерапия.   6 18         18      
6 Тема 6. Поведенческая терапия 6 18       1  17      
7 Тема 7. Гештальтпсихология и гештальттерапия 6 24     1   23      
8 Тема 8. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия 6 12         12      
9 Тема 9. Когнитивно-эмоциональная психотерапия 6 12         12      
ИТОГО: 6 108 4 1 1 102 Зачёт

 

Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)

П/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
1 Тема 1. Психотерапия в системе знания и практики.   5 6         6      
2 Тема 2. Основные типы психотерапии. Субъект и объект психотерапии. Этические аспекты психотерапии.   5 6         6      
3 Тема 3. Основные направления психотерапии: краткая характеристика   5 6 4       2      
4 Тема 4. Суггестивные методы в психотерапии   5 6         6      
5 Тема 5. Психоанализ и психоаналитически ориентированная психотерапия.   5 18         18      
6 Тема 6.  Поведенческая терапия 5 18       2  16      
7 Тема 7. Гештальтпсихология и гештальттерапия 5 24     2   22      
8 Тема 8. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия 5 12         12      
9 Тема 9. Когнитивно-эмоциональная психотерапия 5 12         12      
ИТОГО: 5 108 4 2 2 100 Зачёт

 

Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)

П/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
1 Тема 1. Психотерапия в системе знания и практики.   6 6         6      
2 Тема 2. Основные типы психотерапии. Субъект и объект психотерапии. Этические аспекты психотерапии   6 6         6      
3 Тема 3. Основные направления психотерапии: краткая характеристика   6 6 6              
4 Тема 4. Суггестивные методы в психотерапии   6 6         6      
5 Тема 5. Психоанализ и психоаналитически ориентированная психотерапия.   6 18     2   16      
6 Тема 6. Поведенческая терапия 6 18     1 2  15      
7 Тема 7.Гештальтпсихология и гештальттерапия 6 24     2 2 20      
8 Тема 8. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия 6 12         12      
9 Тема 9.Когнитивно-эмоциональная психотерапия 6 12         12      
ИТОГО: 6 108 6 5 4 93 Зачёт

Образовательные технологии

 

При прохождении дисциплины «Основы психотерапии. Методы психологической коррекции» предполагается использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий:

- игровые методы

- дискуссионные методы,

- методы социально-психологического тренинга

в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков.

       Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями разных психотерапевтических школ. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают зачёт.

Тематика и планы практических занятий

План практического занятия

1. Представление о гипнозе, внушении, убеждении.

2. История изучения гипноза и внушения.

3. Гипнотическая психотерапия и её роль в становлении психоанализа.

4. Гипноз в психотерапевтической практике В.М.Бехтерева.

5. Основы эриксонианского гипноза.

.                

Вопросы и задания для самостоятельной работы

.               Подготовка докладов, конспектов и рефератов по вопросам практического занятия.

 

 

План практического занятия

1. Истоки психоанализа.    

   2. Основные положения классического психоанализа З.Фрейда.

   3. Представления о сущности отклонения.  

   4. Базовые принципы психоаналитической терапии.

   5. Формальные, организационные и содержательные стороны психотерапевтического  процесса.

   6. Основные психотерапевтические техники.

   7. Роль психоаналитика.           

   8. Ограниченность применения психоанализа как и любого отдельно взятого направления психотерапии.

                 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

.              Подготовка докладов, конспектов и рефератов по вопросам практического занятия.

План практического занятия

1. Теоретико-психологические основы поведенческой терапии.

2. Краткий очерк возникновения в развития поведенческой терапии.

3. Цели и принципы поведенческой терапии.

 4. Основные методы поведенческой терапии.

 5. Виды тренингов.

 6. Возможные ограничения и трудности использования идей бихевиористской терапии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Выбор, анализ и оценка эффективности тренинговых программ.

2. Апробациятренинговой программы под руководством супервизора в общеобразовательном учреждении.

  3. Подготовка докладов, конспектов и рефератов по вопросам практического занятия.

 

План практического занятия

1. Основные принципы гештальттерапии.

   2. Анализ и использование техник гештальттерапии (расширение осознания - «антикварный магазин», «три фразы», интеграция противоположностей – техника «двух стульев», отреагирование «неприятных» чувств – разыгрывание ролей, принятие ответственности на себя, преодоление сопротивления, работа со страхами, прощание с утратой и т.д.)

Вопросы и задания для самостоятельной работы

3. Выбор, анализ и оценка эффективности техник гештальттерапии.

4. Апробация техник гештальттерапии под руководством супервизора в общеобразовательном учреждении.

  3. Подготовка докладов, конспектов и рефератов по вопросам практического занятия.

План практического занятия

1. Основные положения гуманистической психологии, роль психотерапевта

 2. Истоки возникновения гуманистической психологии, основные представители.

3. Недирективная психотерапия К.Роджерса.  

4. Основные принципы клиентоцентрированной терапии

5. Особенности клиенцентрированной психотерапии.

6.Возможные ограничения и трудности применения идей гуманистической психологии в практике работы с подростками и взрослыми людьми

Вопросы и задания для самостоятельной работы

.               Подготовка докладов, конспектов и рефератов по вопросам практического занятия.

План практического занятия

 1. Истоки когнитивной психотерапии.   

2. Когнитивно-бихевиористическая терапия

3. Когнитивно-эмоциональная терапии А. Бэка и А. Эллиса.

4. Возможные ограничения и трудности использования когнитивно-эмоциональной терапии. 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

.               Подготовка докладов, конспектов и рефератов по вопросам практического занятия.

 

                                                                                                                        

 

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Самостоятельная работа студентов.

        Самостоятельная работа выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им. В частности, консультации студентов по интересующим их вопросам осуществляются с помощью:

- электронной почты, дающей возможность оперативно обмениваться информацией со студентами;

- компьютерной доски объявлений, используемой для экстренного информирования  студентов;

- аудиопочты;

- аудиоконференции для проведения дискуссий;

- видеоконференции (обмен информацией в данном случае возможен лишь с теми студентами, у которых установлена программа SKYPE);

- мультимедиа для одновременного представления информации студентам и т.д.

 

Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объёмом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля; и осуществляется в форме теоретических и практических заданий по изучаемой дисциплине «Основы психотерапии. Методы психологической коррекции».

         Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

- изучение и анализ литературных источников, конспектирование,

- реферирование научной литературы,

- составление психологических словарей по вопросам изучаемой темы,

- апробация под руководством супервизора коррекционных, тренинговых программ.

Тематика рефератов

  1. Анализ роли и позиция психотерапевта в различных психотерапевтических традициях.
  2. Требования к личности психотерапевта.
  3. Этические проблемы психотерапевтической деятельности.
  4. Исторический очерк развития психотерапии.
  5. Эклектические направления психотерапии.
  6. Групповая и индивидуальная психотерапия: сравнительный анализ.
  7. Критерии психического здоровья в различные периоды развития общества.
  8. Основные критерии психического здоровья в связи с представлениями о личности в различных традициях психотерапии.
  9. Основные аутосуггестивные методы.
  10. Директивный и недирективный гипноз и особенности их применения.
  11. Классический и неклассический психоанализ: сравнение.
  12. Основные идеи и техники психосинтеза.
  13. Представления о неврозе и принципах терапии в концепции К.Хорни.
  14. Основные направления бихевиоризма и обоснование возможности и техник психотерапии.
  15. Основные техники поведенческой психотерапии.
  16. Экзистенциальная психология, неопсихоанализ и гуманистическая психология в сравнении.
  17. Психодрама и гештальтпсихология: сравнительный анализ.
  18. Вегетотерапия В.Райха.
  19. Рольфинг.
  20. Биоэнергетический анализ А. Лоуэна.
  21. Холотропная психотерапия
  22. Метод Фильденкрайза.
  23. Истоки трансперсональной психотерапии.

 

  1. Теория отношений В.Н.Мясищева как теоретическая основа патогенетической психотерапии.
  2. Основы интегральной патогенетической психотерапии.

 

 

Вопросы к зачёту по дисциплине «Основы психотерапии»

1. Понятие «психотерапия».

2. Психотерапия и её соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией.

3. Психиатрия как один из видов психологической помощи населению.

4. Различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией.

5. Основные цели и задачи коррекционной работы.

6. Формы психокоррекционной работы. 

7. Виды коррекционной работы.

8. Специфика использования психотерапии при работе с различными категориями детей с отклоняющимся поведением.

9. Коррекция невротических расстройств, детских страхов, агрессивного поведения.

10. Особенности программ обучения и развития детей с нарушениями темпа психического развития.

11. Специфика коррекционной работы с детьми различных возрастов.

12. Оценка эффективности коррекционных воздействий.

13. Методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.

14. Медицинская и немедицинская психотерапия.

15. Директивная и недирективная психотерапия.

16. Симптоматическая психотерапия и психотерапия, ориентированная на анализ причин возникновения проблемы.

17. Индивидуальная и групповая психотерапия, их специфика.

18. Субъект и объект психотерапии.

19. Трансперсональная психотерапия: истоки развития, основные представители, психотерапевтические техники. 

20. Райхианская терапия: истоки развития, психотерапевтические техники.

21. Психодрама: истоки развития, основные представители, психотерапевтические техники.

22. Эриксонианский гипноз: истоки развития, психотерапевтические техники.

23. Нейролингвистическое программирование.

24. Патогенетическая психотерапия В.Н.Мясищева.

25. Краткий анализ ключевых направлений психотерапии.

26. Представление о гипнозе, внушении, убеждении.

27. История изучения гипноза и внушения.

28. Гипнотическая психотерапия и её роль в становлении психоанализа.

29. Гипноз в психотерапевтической практике В.М.Бехтерева.

30. Основы эриксонианского гипноза.

31.                       Истоки психоанализа.    

32.  Основные положения классического психоанализа З.Фрейда.

33. Представления о сущности отклонения.  

34. Базовые принципы психоаналитической терапии.

35.  Формальные, организационные и содержательные стороны психотерапевтического  процесса.

36. Основные психотерапевтические техники.

37. Роль психоаналитика.           

38. Ограниченность применения психоанализа как и любого отдельно взятого направления психотерапии.

39. Краткий очерк возникновения в развития поведенческой терапии;

40.  Цели и принципы поведенческой терапии.

41.  Основные методы поведенческой терапии.

42.   Виды тренингов.

43.  Возможные ограничения и трудности использования идей бихевиористской терапии.

44.  Основные принципы гештальттерапии.

45. Представление о гештальте.

46.  Принцип сосредоточенности на настоящем, принцип законченности гештальта: невротическая тенденция как дисфункция контактной границы.

47. Принцип расширения осознания. Принцип работы с противоположностями.

48.  Защитная реакция в гештальтерапии:

49.  Зрелость как состояние психического здоровья

50.  Анализ и использование техник гештальттерапии

51.  Основные положения гуманистической психологии, роль психотерапевта

52.  Истоки возникновения гуманистической психологии, основные представители.

53.  Недирективная психотерапия К.Роджерса.  

54. Основные принципы клиентоцентрированной терапии

55.  Особенности клиенцентрированной психотерапии.

56.  Возможные ограничения и трудности применения идей гуманистической психологии в практике работы с подростками и взрослыми людьми

57.  Истоки когнитивной психотерапии.   

58.  Когнитивно-бихевиористическая терапия

59. Когнитивно-эмоциональная терапии А. Бэка и А. Эллиса.

60. Возможные ограничения и трудности использования когнитивно-эмоциональной терапии. 

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Основы психотерапии»

Литература

· Основная:

ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Направление подготовки

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

 

Профиль подготовки

Логопедия

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

 

 

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»  (протокол № ___ от                   20__г.) Одобрено кафедрой           общей психологии (протокол № ____ от                        20__ г.) Зав.кафедрой __________________________

 

Москва

2012


Составитель: Дрокина Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к экзамену.

Рецензент: Шнейдер Лидия Бернгардовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой педагогической психологии НОУ ВПО МПСУ. .

1. Цели освоения дисциплины

Курс «Основы психотерапии» направлен на усвоение знаний и представлений студентов по основным направлениям современной психотерапии в историческом, методическом, теоретическом и практическом плане.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Теоретической базой курса «Основы психотерапии»  являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Философия», «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «История психологии». Дисциплина «Основы психотерапии»  завершает собой курс прочтения психологических дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы психотерапии».

В результате освоения дисциплины «Основы психотерапии» у студентов формируются следующие компетенции:

1 - общекультурные (ОК):

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

- способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

-способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

- способность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);


Общепрофессиональные (ОП)

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

3 - коррекционно-педагогические (ПК):

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

в области диагностико-консультативной деятельности:

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

     в области культурно-просветительской деятельности:

- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

По результатам изучения дисциплины «Основы психотерапии»  студенты должны:

 иметь представление

· о специфике психотерапии как особой области знания и практической деятельности психолога;

  • об основных направлениях и тенденциях развития психотерапии;

 

 знать

  • основные типы психотерапии: различные основания классификации;
  • основные этапы развития психотерапии;
  • роль и позицию психотерапевта в различных психотерапевтических традициях;
  • этические аспекты психотерапевтической работы;
  • теоретические основы важнейших психотерапевтических направлений:

- историю становления,

- основные понятия,

- принципы и стратегии психотерапевтической работы,

- базовые техники,

- особенности применения в индивидуальной и в некоторых случаях - групповой формах,

- специфику применения при различных личностных расстройствах;

 

 уметь сравнивать и анализировать различные направления психотерапии по основным характеристикам психотерапевтических подходов;

 

Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

 

· Осуществление профессиональной деятельности.

· Организация психотерапевтического и коррекционно-развивающего процесса.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Основы психотерапии»

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы 108 часов.

 

Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)

П/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Дата: 2019-02-19, просмотров: 232.